на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Права ребенка
i>§1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка

Международные документы, в том числе Ио правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. - договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Международное право: Учебник для ВУЗов, под ред. В. И. Кузнецова. - М.: Юристъ, 2001. с. 227

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. См. также Всеобщая декларация прав ребенка. Сб. нормативных документов по правам человека, 1994 г.

Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и достоинства. Она оказывала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), во всенародном пакте о гражданских и экономических правах (в частности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер. Шнекендорфт З. К. Права ребенка в законодательных актах. - История, 1997, №40. с. 1-3

Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: Общая теория прав человека: Учебник, под ред. Е. А. Лукашевой. - М.: изд-во НОРМА, 1995. с. 417. сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка. Аширова Э. День защиты без детей// Российская газета, 2002, 1 июня. С. 1-7.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Шнекендорфт З. К. Приоритет, достойный человечества. - Педагогика, 1999, №8. с. 60-69.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Косова О. Особенности международного усыновления. - Законность, 2001, №1. с. 16-19.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах, образовании. - М., 1995. с.3-7.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям. См. полный текст Конвенции о правах детей. - Педагогика, 1993, №10.

Для конкретного восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно воспользоваться Методическими рекомендациями Министерства образования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального и исторического документа.

Они рекомендуют следующую последовательность рассмотрения содержания Конвенции.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 - определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН. Мартынова Л. В. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. - Омск, 2000. с. 3-27.

Важным документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:

«Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института, и что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление» и провозгласила основные принципы, касающиеся:

* общего благополучия семьи и ребенка;

* передачи детей на воспитание;

* усыновления.

Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы»:

1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.

2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.

3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.

4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.

5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:

* обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

* специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;

* вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

* обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;

* учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,

* осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.

6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях. Труниевский Ю. В. Международное пенитенциарное право. - М., 2001. - с. 32.

Комитет по правам ребенка -- договорной орган, учрежденный в соответствии с положениями самой Конвенции (статья 43) для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по данному договору. Комитет, состоящий из 10 независимых экспертов, выбираемых государствами-участниками (т. е. теми, которые ратифицировали Конвенцию), ежегодно проводит трехмесячные сессии, в основном в Женеве. В связи с рабочей нагрузкой Комитета в настоящее время государства-участники рассматривают вопрос о принятии поправки к Конвенции, предусматривающей увеличение членского состава с 10 до 18. Комитет рассматривает доклады, которые обязаны представлять государства, вместе с другой информацией из надежных источников. Эта контрольная функция Комитета осуществляется без конфронтации в обстановке конструктивного диалога и международной солидарности. Такой подход соответствует двум реалиям: во-первых, контрольная функция Комитета имеет ограниченное непосредственное воздействие, поскольку в его функции не входит применение санкций; во-вторых, многие страны не располагают достаточными возможностями, чтобы полностью соблюдать положения Конвенции без технической и финансовой помощи. Эта нацеленность на конструктивный диалог поощрила многие страны ратифицировать Конвенцию и в максимальной степени способствовала увеличению ее потенциального воздействия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.