на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правоохранительные органы
p align="left">Ш следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и государственного комитета по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ (Госнаркоконтроль);

Ш учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, Госнаркоконтролья; капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании и др.);

Ш органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений федеральных служб безопасности, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы и др.).

Вряд ли будет логично все эти органы (и соответствующих должностных лиц) относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление одной из правоохранительных функций.

При определении роли и значимости данной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица. Для капитана корабля, находящегося в дальнем плавании, функция дознания является далеко не основной, хотя по закону в случае совершения преступления пассажиром или кем-то из членов команды он обязан возбудить уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия по выявлению и фиксации доказательств. Данную функцию нельзя назвать основной и для воинских начальников, для работников противопожарной службы, для должностных лиц таможенной службы, для служб внешней разведки и охраны государственных деятелей, для начальников частей и подразделений пограничных войск, а равно для органов федеральной службы безопасности. В этом нетрудно убедиться при ознакомлении с положениями или иными правовыми актами, регулирующими статус и полномочия этих органов и должностных лиц. Для них рассматриваемая правоохранительная функция -- крайне незначительная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их целиком относить, к правоохранительным.

Из числа органов и должностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (в первую очередь милицию) и федеральную службу безопасности, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование -- основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подавляющим большинством преступлений и административных правонарушений.

В связи с характеристикой правоохранительных органов, их системы следует помнить, что в течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным.

Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну "команду" с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.).

Суды должны быть независимыми и от них, подобно тому, как судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд -- орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями и ему нужно не "бороться", а принимать справедливые решения.

Органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами «ОРД» являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При осуществлении «ОРД» проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Ш опрос граждан; наведение справок;

Ш сбор образцов для сравнительного исследования;

Ш проверочная закупка;

Ш исследование предметов и документов; 

Ш наблюдение,

Ш отождествление личности; 

Ш обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

Ш контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 

Ш прослушивание телефонных переговоров; 

Ш снятие информации с технических каналов связи (на основании судебного разрешения);

Ш оперативное внедрение;

Ш контролируемая поставка;

Ш оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Основаниями для проведения оперативно- розыскных мероприятий являются:

Ш Наличие возбужденного уголовного дела.

Ш Ставшие известными органам, осуществляющим «ОРД», сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

5)Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

6) Запросы др. органов, осуществляющих «ОРД»

7) Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

8) Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

На территории РФ право осуществлять «ОРД» предоставляется оперативным подразделениям:

1.Органов внутренних дел РФ;

2.Органов федеральной службы безопасности;

3. Госнаркоконтроля;

4.Федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ;

5.Таможенных органов РФ;

6.Службы внешней разведки РФ.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Органы дознания, их основные полномочия.

  В РФ - одна из двух форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими

органами. Согласно УПК РСФСР органами ДОЗНАНИЯ являются:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; подолам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы государственной безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно- трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о нарушении режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) таможенные органы РФ - по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о преступлениях, касающихся таможенного дела.

Деятельность органов ДОЗНАНИЯ различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган ДОЗНАНИЯ с санкции прокурора возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознания орган ДОЗНАНИЯ немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий орган ДОЗНАНИЯ обязан передать дело следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган ДОЗНАНИЯ возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Прокурорский надзор как вид правоохранительной деятельности.

ПРОКУРАТУРА - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержалие обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.

В “социалистических”, а также в ряде пост-“социалистических” стран А также принадлежит функция надзора “за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами” (тн. “общий надзор”). В одних странах Прокуратура является составной частью суда, в др. организационно отделена от него. В некоторых странах Прокуратура входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Конституция РФ 1993 г устанавливает лишь наиболее общие принципы организации Л. РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В соответствии с Конституцией РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее советом федерации по представлению президента. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Все иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. В соответствии с федеральным законом РФ о прокуратуре РФ, прокурор осуществляет надзор за исполнением действующего на ее территории законов. Цель прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона. В этих целях прокуратура РФ осуществляет надзор за министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами РФ.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.