на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовая и нормативная база функционирования фондового рынка в России

Правовая и нормативная база функционирования фондового рынка в России

39

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Правовая и нормативная база функционирования фондового рынка в России"

Введение

Рассмотрение этой темы достаточно актуально, т. к. осуществление деятельности на рынке ценных бумаг регулируются нормативно-правовыми актами, которые определяют основные направления деятельности, правила ее осуществления.

Объектом исследования является рынок ценных бумаг, инструменты рынка, взаимодействие участников, основные определения. Предмет - государственные институты, нормативно-правовые акты.

Целью исследования является: определение задач и функций государственного регулирования, роль государственных институтов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно - функциональной спецификой.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует и их развитию.

Для достижения поставленных целей рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность на рынке ценных бумаг.

В Главе 1 рассмотрено государственное регулирование фондового рынка в России: определены общие цели, функции, цель государственного регулирования, а также нормативно-правовая база, регулирующая функционирование рынка ценных бумаг.

В Главе 2 более подробно рассмотрено влияние государственных институтов на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, таких как Правительство РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества, Федеральная антимонопольная служба РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ. Так же представлено подробное описание основных положений наиболее важных законов и других нормативных актов, регулирующих функционирование фондового рынка, таких как Гражданский кодекс РФ, указы президента, Федеральные законы: «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,

«О банках и банковской деятельности».

В Главе 3 определены цели и задачи, ожидаемые результаты развития финансового рынка, создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.

1. Государственное регулирование фондового рынка ценных бумаг. Органы, регулирующие процесс функционирования рынка ценных бумаг (РЦБ)

1.1 Основные направления и формы. Институциональное обеспечение работы РЦБ.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных на эти действия органов исполнительной власти.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

- формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

- создание нормативной базы функционирования рынка - разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора - при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

а) Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. №733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

1.2 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ее задачи и функции

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) - федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996) по Указу Президента «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» от 1 июля 1996 №10097. Является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, осуществлявшей свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 №2063. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов Федерации.

ФКЦБ России выполняет следующие функции:

· разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка;

· утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в т. ч. иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

· разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

· устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией Центрального Банка России совместно с Минфином РФ);

· устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

· выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· устанавливает порядок, лицензирует и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· определяет стандарты деятельности инвестиций, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

· контролирует соблюдение эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

· обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка;

· обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

· утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка;

· разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг;

· разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;

· осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России;

· ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

· устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;

· осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

· устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.