на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовая основа индивидуального предпринимательства
p align="left">Общий вывод состоит в том, что общегражданская правосубъектность, состоящая из правоспособности и дееспособности, является базисом специальной, предпринимательской правосубъектности, которая определяется нормами не только частного, но и публичного права и любые ограничения на осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими являются нормами публичного характера, которые направлены на недопущение смешения частных и общественных интересов, и это также характеризует предпринимательскую правосубъектность как особый вид гражданской правосубъектности, ядро которой состоит в акте государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

2.3 Институты государственной регистрации и лицензирования индивидуального предпринимателя в Российской Федерации

Ранее указывалось, что индивидуальными предпринимателями являются граждане, ведущие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке Предпринимательское право. Учебник под. ред. Зинченко С.А., Колесник Г.И. Ростов-на-Дону. 2003. С.70.

Следовательно, сам статус индивидуального предпринимателя приобретается посредством особой государственной регистрации лица, которая, по мнению В.М. Мандрица, представляет собой властный акт компетентного органа государства, подтверждающий законность создания предпринимательского образования и дающий ему право осуществлять предпринимательскую деятельность Мандрица В.М. Указ. соч. С.36.

Следовательно, гражданин, занимающийся предпринимательством, но не прошедший государственной регистрации, не приобретает на данном основании статуса индивидуального предпринимателя, поэтому споры с участием такого лица подведомственны суду общей юрисдикции (ст.22 ГПК РФ), а не арбитражному (ст.27 АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ. 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 27.07.2002 г. № 137), при этом к данному лицу могут быть применены судом правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст. 23 ГК РФ).

Поэтому сущность акта государственной регистрации состоит в том, чтобы, используя разрешительную систему, Разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности. Цель разрешительной системы - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. // Бахрах Д.Н. Административное право России. М.2000 С.375 исключить на стадии регистрации тех лиц, которые по закону не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, тем самым, защищая, прежде всего, общественные интересы, которые могут пострадать в столкновении с нелегальным предпринимательством. Также можно выделить еще задачу по налоговому контролю, проводимому в отношении субъектов предпринимательской деятельности, так как составная часть акта государственной регистрации состоит именно в постановке на учет в налоговом органе.

С одной стороны, право заниматься предпринимательской деятельностью - частное право, которому корреспондируется обязанность любого и каждого не препятствовать в реализации этого права. С другой стороны, как справедливо полагает О.А. Макарова реализация права на предпринимательскую деятельность не должна нарушать и ущемлять права и интересы других лиц, в том числе и государства Макарова О.А. Указ. соч. С.11.

В настоящее время действующим нормативным актом является Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3431. в его новой редакции установленной Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», т.к. закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» утратил силу.

Ранее регистрация граждан, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществлялась в порядке, определенном Законом РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Также отношения в данной сфере регулировал Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который помимо прочего повторял главный императив предпринимательской деятельности: деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет (ч.3 п.1 ст.34).

Необходимость внесения столь значительных изменений была вызвана тем, что складывалась сложная ситуация, когда субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели - регистрировались в различных органах и в разном порядке. Именно ненормальность и неудобность данной ситуации и вынудила внести изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», изменив при этом и само название закона, дополнив его указанием также индивидуальных предпринимателей, что указывает О.А. Макарова Макарова О.А. Указ. соч. С.22..

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту его жительства, т.е. по тому месту, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В связи с тем, что ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяла один регистрирующий орган для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то согласно Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» Собрание законодательства РФ. 2002 г. № 20. ст. 1872., данным органом стало Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную не только регистрацию юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей Данные полномочия были возложены на МНС РФ Постановлением Правительства РФ от 16.09.2003 г. № 577 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319» // Собрание законодательства РФ. 22.09.2003 г. №38. ст. 3667. .

С марта 1994 г. в связи с административной реформой федеральных органов исполнительной власти непосредственно регистрирующие функции индивидуальных предпринимателей переданы Федеральной налоговой службе, вошедшей в состав Министерства финансов Российской Федерации. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Российская газета, 12 марта 2004 г.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ч.11 п.1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Исходя из этого, подача заявления представителем, действующим на основании доверенности, не допускается.

Для проведения государственной регистрации гражданина России, в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган в соответствии с п.1 ст.22.1 указанного закона представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

в) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства (апатридом), то подаются следующие документы Ст. 1196 ГК РФ устанавливает, что гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. 26.11.2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 28.11.2001 г. № 233.):

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (или лица без гражданства) регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Также могут быть дополнительно потребованы следующие документы:

а) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица;

б) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе;

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.1 ст.8). Момент, с которого физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя, - это момент внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Содержание данного государственного реестра определяется п.2. ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) пол;

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: «лицо без гражданства»);

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.