на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правоведение
p align="left">В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не "затерялись" в ходе реорганизации.

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК).

2. Основными характеристиками, отличающими производственный кооператив от общества с ограниченной ответственностью, являются следующие:

1) производственный кооператив есть объединение граждан-непредпринимателей (в отличие от общества с ограниченной ответственностью, которое является объединением капиталов);

2) кооператив представляет собой объединение граждан на основе членства (этого института общества с ограниченной ответственностью не знают);

3) в кооперативе обязательно личное трудовое участие члена кооператива в его производственной или иной хозяйственной деятельности, что не требуется от участников общества;

4) в отличие от общества кооператив не может быть организацией одного лица;

5) каждый член кооператива имеет только один голос независимо от размера пая (в отличие от обществ);

6) прибыль между членами кооператива распределяется не по размеру пая, а по степени трудового участия члена кооператива в его работе.

3. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (п. 2 ст. 107 Гражданского кодекса РФ).

Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива (абз. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.05.96 № 41-ФЗ).

4. При реорганизации общества в форме преобразования изменяется его организационно-правовая форма.

Согласно п. 1 ст. 68 части первой ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

На основании приведенной нормы в п. 2 ст. 92 ГК РФ установлено, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. В дополнение к этому правилу п. 1 ст. 56 Закона предусмотрено, что общество вправе преобразоваться не только в акционерное общество или производственный кооператив, но и в общество с дополнительной ответственностью.

В п. 3 ст. 7 Закона установлена обязанность общества осуществить преобразование в открытое акционерное общество или в производственный кооператив в случае, если число участников общества превысит установленный предел численности участников общества - пятьдесят участников (комментарий к ст. 7 Закона).

Понятие производственного кооператива определено в п. 1 ст. 107 части первой ГК РФ:

производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов;

законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц;

производственный кооператив является коммерческой организацией.

В соответствии с п. 2 ст. 107 ГК РФ члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (о субсидиарной ответственности см. комментарий к ст. 3 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (о государственной регистрации обществ, созданных в результате реорганизации, внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ см. комментарий к ст. 51 Закона).

На общем собрании участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимаются следующие решения:

– о реорганизации в форме преобразования;

– о порядке и об условиях преобразования;

– о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива;

– об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива;

– об утверждении передаточного акта.

Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования:

принимают решение об избрании органов создаваемого юридического лица в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах;

поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования. О государственной регистрации обществ, созданных в результате реорганизации, внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ (см. комментарий к ст. 51 Закона).

Как разъяснено в подп. "д" п. 25 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14, при преобразовании общества в акционерное общество, производственный кооператив или общество с дополнительной ответственностью оно должно руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", "О производственных кооперативах".

Как установлено в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ), в соответствии с Гражданским кодексом РФ указанный Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами (о таких федеральных законах см. комментарий к ст. 1 Закона).

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" определяет особенности создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", о чем и указано в п. 2 ст. 1.

Как установлено п. 3 ст. 95 части первой ГК РФ, к обществу с дополнительной ответственностью применяются правила Гражданского кодекса РФ об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено указанной статьей.

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.

Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" .

Пункт 4 ст. 56 Закона воспроизводит положение п. 5 ст. 58 ГК РФ, согласно которому при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Задача № 3

Аронов, с целью избежать описи своего имущества (компьютера и видеоплеера) в возмещение причиненного вреда, заключил сделку купли-продажи с одним из своих приятелей Жуковым, не получив при этом покупной платы.

1. Дайте понятие сделки. Каково соотношение сделки и договора?

2. Дайте правовую характеристику действий Аронова.

3. К какому виду недействительных сделок относится договор Аронова с Жуковым?

4. Каковы последствия сделки, описанной в задаче?

Ответ:

1. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса РФ).

Договор - это двух- или многосторонняя сделка (п. 1 ст. 154 Гражданского кодекса РФ).

2. Аронов совершил недействительную сделку.

3. Сделка Аронова является мнимой, т. е. сделкой, совершённой лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса РФ). Мнимая сделка является ничтожной как недействительная.

4. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 Гражданского кодекса РФ).

Литература.

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: Принят ГД ФС (Ч.1 - 21.10.94 г., Ч. 2 - 22.12.95 г., Ч. 3 - 01.11.2001 г.).

3. КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.

4. Основы права: Учебник / Под ред. З.Г. Крыловой. - М.: Высшая школа, 2000.

5. Правоведение: Учебное пособие / Отв. ред. В.А. Васенков. - М.: Юрист, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.