p align="left">В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций. Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не "затерялись" в ходе реорганизации. Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица. Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов. Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК). 2. Основными характеристиками, отличающими производственный кооператив от общества с ограниченной ответственностью, являются следующие: 1) производственный кооператив есть объединение граждан-непредпринимателей (в отличие от общества с ограниченной ответственностью, которое является объединением капиталов); 2) кооператив представляет собой объединение граждан на основе членства (этого института общества с ограниченной ответственностью не знают); 3) в кооперативе обязательно личное трудовое участие члена кооператива в его производственной или иной хозяйственной деятельности, что не требуется от участников общества; 4) в отличие от общества кооператив не может быть организацией одного лица; 5) каждый член кооператива имеет только один голос независимо от размера пая (в отличие от обществ); 6) прибыль между членами кооператива распределяется не по размеру пая, а по степени трудового участия члена кооператива в его работе. 3. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (п. 2 ст. 107 Гражданского кодекса РФ). Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива (абз. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.05.96 № 41-ФЗ). 4. При реорганизации общества в форме преобразования изменяется его организационно-правовая форма. Согласно п. 1 ст. 68 части первой ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. На основании приведенной нормы в п. 2 ст. 92 ГК РФ установлено, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. В дополнение к этому правилу п. 1 ст. 56 Закона предусмотрено, что общество вправе преобразоваться не только в акционерное общество или производственный кооператив, но и в общество с дополнительной ответственностью. В п. 3 ст. 7 Закона установлена обязанность общества осуществить преобразование в открытое акционерное общество или в производственный кооператив в случае, если число участников общества превысит установленный предел численности участников общества - пятьдесят участников (комментарий к ст. 7 Закона). Понятие производственного кооператива определено в п. 1 ст. 107 части первой ГК РФ: производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов; законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц; производственный кооператив является коммерческой организацией. В соответствии с п. 2 ст. 107 ГК РФ члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (о субсидиарной ответственности см. комментарий к ст. 3 Закона). В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (о государственной регистрации обществ, созданных в результате реорганизации, внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ см. комментарий к ст. 51 Закона). На общем собрании участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимаются следующие решения: – о реорганизации в форме преобразования; – о порядке и об условиях преобразования; – о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива; – об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива; – об утверждении передаточного акта. Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования: принимают решение об избрании органов создаваемого юридического лица в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах; поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования. О государственной регистрации обществ, созданных в результате реорганизации, внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ (см. комментарий к ст. 51 Закона). Как разъяснено в подп. "д" п. 25 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14, при преобразовании общества в акционерное общество, производственный кооператив или общество с дополнительной ответственностью оно должно руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", "О производственных кооперативах". Как установлено в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ), в соответствии с Гражданским кодексом РФ указанный Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами (о таких федеральных законах см. комментарий к ст. 1 Закона). Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" определяет особенности создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", о чем и указано в п. 2 ст. 1. Как установлено п. 3 ст. 95 части первой ГК РФ, к обществу с дополнительной ответственностью применяются правила Гражданского кодекса РФ об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено указанной статьей. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг. Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" . Пункт 4 ст. 56 Закона воспроизводит положение п. 5 ст. 58 ГК РФ, согласно которому при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Задача № 3 Аронов, с целью избежать описи своего имущества (компьютера и видеоплеера) в возмещение причиненного вреда, заключил сделку купли-продажи с одним из своих приятелей Жуковым, не получив при этом покупной платы. 1. Дайте понятие сделки. Каково соотношение сделки и договора? 2. Дайте правовую характеристику действий Аронова. 3. К какому виду недействительных сделок относится договор Аронова с Жуковым? 4. Каковы последствия сделки, описанной в задаче? Ответ: 1. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса РФ). Договор - это двух- или многосторонняя сделка (п. 1 ст. 154 Гражданского кодекса РФ). 2. Аронов совершил недействительную сделку. 3. Сделка Аронова является мнимой, т. е. сделкой, совершённой лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса РФ). Мнимая сделка является ничтожной как недействительная. 4. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 Гражданского кодекса РФ). Литература. 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 2. ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: Принят ГД ФС (Ч.1 - 21.10.94 г., Ч. 2 - 22.12.95 г., Ч. 3 - 01.11.2001 г.). 3. КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г. 4. Основы права: Учебник / Под ред. З.Г. Крыловой. - М.: Высшая школа, 2000. 5. Правоведение: Учебное пособие / Отв. ред. В.А. Васенков. - М.: Юрист, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|