на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое положение иностранцев в Российской Федерации
ще одной обязанностью беженцев является прохождение ежегодного переучёта в сроки, устанавливаемые территориальным органом Федеральной миграционной службы.

Закон "О беженцах" содержит гарантии прав лица, ходатайствующего о признании беженцем или признанного беженцем, а также утратившего или лишенного статуса беженца. Прежде всего, такое лицо, не может быть возвращено против своей воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств в связи с которыми лицо ходатайствовало о получении статуса беженца. См: п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425 Решения и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона "О беженцах", могут быть обжалованы в вышестоящий по подчинённости орган либо в суд. См: п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 42

В качестве отдельной категории иностранных граждан и лиц без гражданства можно выделить "вынужденных переселенцев". Однако эта категория включает не только иностранных граждан и лиц без гражданства, но и граждан Российской Федерации. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Основным документом, регламентирующим правовое положение данной категории лиц, является Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О вынужденных переселенцах".

Вынужденным переселенцем признаётся:

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации;

иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по предусмотренным основаниям;

гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствующих данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Основными правами данной категории лиц являются: См: п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 427

самостоятельный выбор место жительства на территории Российской Федерации;

при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства, имеют право на получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев;

содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; См: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 713 «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан» // Российская газета от 8 декабря 2004 года № 272

К основным обязанностям относятся:

соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;

соблюдение установленного порядка проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев;

при перемене места жительства перед выездом сняться с учёта и в течение одного месяца встать на учёт;

прохождение ежегодного переучёта в установленные сроки.

Закон Российской Федерации "О беженцах" определили ещё одну категорию иностранных граждан и лиц без гражданства, которые по своему правовому положению отличаются от беженцев.

Так же как и "беженцы" данная категория лиц, в силу вполне обоснованных опасений не может пользоваться, или не желает пользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности или государства своего обычно местожительства, и не может (не желает) вернуться в неё вследствие таких опасений. Основное отличие данной категории лиц состоит в том, что они не желают быть признаны беженцами (хотя у них есть все основания дл этого), а ограничиваются ходатайством о предоставлении им временного убежища.

Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. См: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» // Российская газета от 28 апреля 2001 года № 84 Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства если они:

имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

не имеют оснований для признания беженцам, по обстоятельствам, предусмотренным Законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы России. См: Денисова С.Г. Конституционно-правовой статус беженцев и лиц, ищущих убежище. М., 2002. С. 15.

Если в отношении лица, ходатайствующего о предоставлении временного убежища, принято решение о предоставлении убежища, и он прошёл обязательное медицинское освидетельствование в установленном объёме - ему выдаётся свидетельство установленной формы. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются на хранение в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его по месту пребывания.

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учёте в котором состоит данное лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища. См: п. 12 «Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации» утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 // Российская газета от 28 апреля 2001 года № 84

Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется Законом "О беженцах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и её субъектов.

Лицо, получившее временное убежище, имеет те же права, что и лицо, получившее статус беженца, за исключением права на получение единовременного денежного пособия.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства).

Введение категории "временное убежище", помимо подтверждения гуманизма Российского государства и обеспечения спасения от опасности для жизни соответствующих лиц, оказалось удобным средством для выхода из "щекотливых" ситуаций. В частности, временное убежище позволяет обойти вопрос о предоставлении политического убежища, который зачастую вызывает трения с другим государством. Статус лица, ищущего временное убежище, выглядит как нейтральная мера. Тем более что лицу, получившему временное убежище, тоже обеспечивается защита личной безопасности, а сроки временного убежища могут продлеваться. См: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 259-260.

Право человека на получение политического убежища стало особенно актуальным в сложившейся к настоящему времени мировой общественно политической ситуации, когда возросла политическая напряженность в ряде государств. См: Зорин Н.А. Правоприменительная практика Российской Федерации по регулированию вынужденной внешней миграции // Современное право. 2004. № 3. С. 59.

Лица, получившие политическое убежище, - ещё одна специфическая категория иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Политическое убежище - это предоставление соответствующим государством возможности лицу, покинувшему по политическим мотивам (убеждениям и общественно-политической деятельности) государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства), неограниченное время пребывать (проживать) на территории данного государства и пользоваться его защитой. См: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 238.

Основными документам регулирующими правовое положение данной категории лиц, являются Конституция Российской Федерации и Положение о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746. См: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 года № 30 ст. 3601

Так, ст.63 Конституции закрепляет положение о том, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Положение о предоставлении политического убежища определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища. Так, политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства с учётом государственных интересов Российской Федерацией на основании общепризнанных принципов и норм международного права.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормами международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. См: п. 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 года № 30 ст. 3601

Политическое убежище предоставляется при следующих условиях:

при наличии факта преследования либо реальной угрозы преследования;

в случае если основаниями преследования являются общественно-политическая деятельность и убеждения;

местом преследования или его угрозы является государство, гражданином которого является лицо, либо государство, где оно проживает.

Как отмечает Н.Н. Каткова "интерес представляет факт, что в Преамбуле к Декларации 1967 См: Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года // Действующее международное право т. 1 года отмечено, что представление государством убежища, лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружелюбный акт". См: Каткова Н.Н. Некоторые аспекты законодательства Российской Федерации о беженцах // Право и жизнь. 1998. № 16. С. 47 Оценка оснований для предоставления убежища лежит не представляющем это убежище государстве.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдаётся свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. См: п. 15 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 года № 30 ст. 3601

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несёт обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Особого положения у лиц, получивших политическое убежище нет, но они находятся под защитой нашего государства в такой же мере, что и российские граждане. Уместно предположить, что государство, предоставляя политическое убежище, готово взять на себя "повышенную защиту личной безопасности человека", См: Регент Т.М, Российское государство - вынужденным переселенцам и беженцам. М.: 1998. С. 74 так как, предоставляя убежище, государство вполне осознаёт, что его шаг вызовет недовольство властей другого государства, однако убеждено в том, что, с точки зрения международного права и гуманизма, человек нуждается в его защите.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.