на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа
возная таможенная пошлина на природный газ определена «Таможенным тарифом Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 810; в настоящее время она установлена в размере 5 процентов от таможенной стоимости либо евро. В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2003 г. № 507 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников Соглашения о таможенном союзе», ставка вывозной таможенной пошлины на газ природный в газообразном состоянии (код ТН ВЭД 2711 11 000 0), вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе установлена в размере 30 процентов от таможенной стоимости.

1.2 Правовое положение субъектов газоснабжения

В условиях развития государственного капитализма в России регулированием принято называть инструменты и процедуры государственного контроля и управления. Однако в силу значительной отраслевой специфики в рамках настоящей работы мы рассматриваем регулирование в более широком смысле. Здесь анализируются нормы, правила и обычаи делового оборота принятые как среди субъектов отрасли - производителей и потребителей газа, газотранспортных, сбытовых и прочих организаций - так и используемые в отношениях с другими отраслями, государством и на межгосударственном уровне. В этом смысле, всех причастных к отрасли субъектов мы будем называть участниками отрасли. Формирование регулирования в газовой отрасли связано, прежде всего, с деятельностью двух участников: Правительства РФ и ОАО «Газпром». Исторически регулирование развивалось по двум ключевым процедурам - «сверху вниз» - когда основы отношений закладывались на уровне федеральных законов, и «снизу вверх» - когда формальное и неформальное закрепление получала исторически складывавшаяся система отраслевых отношений.

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в РФ, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством РФ.

Глава IV Закона «О газоснабжении» озаглавлена «Правовые основы функционирования и развития Единой системы газоснабжения» (ст. 13-15). В ст. 13 определены «полномочия» организации - собственника Единой системы газоснабжения (то есть ОАО «Газпром»), которые фактически представляют собой функции, связанные с технологическим обеспечением эксплуатации и развития ЕСГ. В последней части данной статьи содержится положение о том, что в процессе функционирования Единой системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация - собственник ЕСГ может осуществлять меры по совершенствованию структуры данной системы газоснабжения. То есть, Закон «О газоснабжении» предоставляет ОАО «Газпром» право на изменение структуры ЕСГ, не устанавливая конкретно, что именно подразумевается под «совершенствованием структуры».

В ст. 14, озаглавленной «Неделимость Единой системы газоснабжения», содержится принципиально важная норма о недопустимости разделения Единой системы газоснабжения и ликвидации организации - собственника ЕСГ (ОАО «Газпром»), только на основании федерального закона. Законодательно установленная недопустимость разделения ЕСГ затрудняет проведение разделения газотранспортной инфраструктуры, относящейся к естественно-монопольным сферам, от потенциально-конкурентных видов деятельности и соответствующих производственно-технологических объектов (добыча и реализация газа).

Итак, в целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения международных договоров РФ и соглашений о поставках газа организация - собственник Единой системы наделена следующими полномочиями газоснабжения:

1) обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;

2) обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения. В соответствии с комментируемым положением, а также п. 19 Правил поставки газа в РФ центральное производственно-диспетчерское управление ЦПДУ РАО “Газпром” дает обязательные указания о режиме транспортировки, поставки и отбора газа, о введении в действие графиков ограничения снабжения газом покупателей, обязательные для участников рынка газа.

Исходя из роли ЦПДУ, логично было бы предположить, что это независимая от производителей и потребителей газа организация. Но в реальности все не так. ЦПДУ - даже не отдельное юридическое лицо, а подразделение “Газпрома”, не имеющее договорных отношений с участниками рынка газа. Правила формирования режима транспортировки, поставки и отбора газа, порядок введения в действие графиков ограничения устанавливаются внутренними документами ОАО “Газпром”;

3) осуществляет управление функционированием Единой системы газоснабжения;

4) обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов.

Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

Изложенное положение означает: во-первых, юридическую невозможность уступки кому бы то ни было составных частей Единой системы газоснабжения; во-вторых, запрет на создание и деятельность любых (в том числе государственных) структур, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Единой системы газоснабжения; в-третьих, налагает на органы государственной власти обязанности по принятию необходимых и достаточных мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности и неделимости Единой системы газоснабжения; в-четвертых, невозможность выхода структурных единиц Единой системы газоснабжения из ее состава.

2. Значимость данных законодательных положений особо подчеркнута в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 мая 1999 г. N С5-7/УЗ-496 “О Федеральном законе “О газоснабжении в РФ” <49>. При этом установлено, что ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона. Кроме того, установлено, что организация - собственник присоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении.

Данное положение фактически закрепила монопольное положение ОАО “Газпром” в данной области. Единой системе газоснабжения данными нормативными положениями отводится роль гаранта стабильной и надежной поставки газа потребителям. В свою очередь, на Правительство РФ возложена обязанность в рамках законодательства создать необходимые условия для высокоэффективной жизнедеятельности систем газоснабжения. В основу госрегулирования газоснабжения в России положены принципы государственной поддержки развития газоснабжения, рационального использования запасов газа, повышения уровня газификации регионов, создания условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива, а также сырья для химической промышленности страны.

Основами создания и развития единого рынка газа на территории РФ являются:

1. Формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в производство и быт на территориях субъектов РФ - развитие газификации. Напомним, что потребителем газа (абонентом, субабонентом газоснабжающей организации) является юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. При этом под газификацией понимается деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.

2. Создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа. В этих целях поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от их форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в РФ, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение комментируемого Федерального закона. Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство РФ вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством РФ. При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством РФ.

Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован.

Социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством РФ. При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.

Помимо изложенного, данный принцип находит свое проявление и в других законодательных актах, а также на него опирается судебная практика.

Статья 29 Закона «О газоснабжении» устанавливает, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе:

· организации-собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;

· организация-собственник системы газоснабжения и организация-собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Положения, содержащиеся в данной работе, вторгаются в сферу договорных отношений между собственниками систем газоснабжения и собственниками систем электро- и теплоснабжения, работающих на газовом топливе, регулируемых нормами гражданского законодательства, при этом Закон «О газоснабжении» не предусматривает каких-либо правовых механизмов реализации положений данной статьи.

Решения принятые Правительством РФ весной 2007 года относительно оптовых цен на газ закончили «политическую битву» на этом поле, но дали старт длительной и кропотливой деятельности по формированию и согласованию деталей новых отношений участников отрасли. Ключевой угрозой при различных сценариях развития этой работы остается риск нехватки инвестиций в отрасль.

Реформа электроэнергетики сохраняет роль значительного фактора развития отношений в газовой отрасли. Во многом благодаря усилиям энергетиков в ближайшее время начнется активная дифференциация цен, которая сделает более прозрачным как бизнес сезонной реализации, так и бизнес по хранению газа.

Ядром целевой модели государственного регулирования в отрасли принято регулирование единого тарифа на магистральную транспортировку газа. Динамика роста магистрального тарифа в настоящее время отражает не столько рост реальных затрат в этом секторе, сколько является следствием смены парадигмы в компании операторе газотранспортной системы. Если ранее транспорт газа был преимущественно вспомогательным сервисом у деятельности по реализации газа, то в дальнейшем он все более приобретает черты самостоятельного бизнеса, чем стимулирует необходимость роста прозрачности и адекватности выделения затрат. Таким образом, кривая роста тарифов должна выйти на экономически обоснованную «полку», и возможно, с какого-то момента начать снижение, под давлением антимонопольных механизмов государственного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.