|
Правовое регулирование социального налогообложения в современной Украине |
Правовое регулирование социального налогообложения в современной Украине
1 ВНИМАНИЕ: Документ создан 6 января 2009 г., предоставлен для ознакомления и содержит ограничения. Полная версия работы высылается по запросу на адрес dplom@mail.ru , обязательно укажите свой ВУЗ и факультет (необходимо для того, чтобы исключить повторную сдачу работы в одном ВУЗе). Министерство образования и науки Украины Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского На правах рукописиКафедра хозяйственногои экологического праваМоренберг Василий АнатольевичПравовое регулирование социального налогообложения в современной Украине8.060101 правоведениеНаучный руководительСкакун Юлия Владимировнакандидат юридических наукСимферополь2007СодержаниеПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙВВЕДЕНИЕРАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ1.1. Соотношение категорий налога и сбора1.2. Роль социального налогообложения в современных экономических условиях. Понятие социального обеспечения1.3. Мировой опыт в отношении социального налогообложенияРАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ2.1. Сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование2.2. Сбор на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы2.3. Сбор на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности2.4. Сбор в Фонд по временной утрате трудоспособности2.5. Медицинское страхованиеВЫВОДЫСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПРИЛОЖЕНИЯПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ сокращенийЕСН - единый социальный налогПФУ Пенсионный фонд УкраиныПФР - Пенсионный фонд РоссииФСС - Фонд социального страхованияФОМС - Фонд обязательного медицинского страхованияСМО - страховые медицинские организацииЛПУ - лечебные медицинские учрежденияЕТС - единая тарифная сеткаРФ - Российская Федерация ВВП - Валовой внутренний продуктФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияТФОМС - Территориальный фонд обязательного медицинского страхованияСПД - субъекты предпринимательской деятельностиФССНСП - Фонд социального страхования от несчастного случая на производствеФССВУТ - Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособностиГКРУ- государственное контрольно ревизионное управлениеЕН - единый налог ОГМС - обязательное государственное медицинское страхованиеСНГ - содружество независимых государствСМИ - средства массовой информацииВВЕДЕНИЕАктуальность темы магистерской работы. Государственное регулирование -- это форма целенаправ-ленного воздействия государства на экономику с целью обеспечения и поддержания ее функционирования в задан-ном режиме, изменения и развития экономических отношений и взаимосвязей. Регулирование осуществляется с по-мощью системы норм и мер, регламентирующих поведение хозяйствующих субъектов как посредством административ-ных методов воздействия (законы, приказы, инструкции), так и через систему экономических методов и регуляторов (цены, налоги, банковские проценты, льготы, санкции и т. д.).Налогово-бюджетная, или как ее ещё называют, фис-кальная система является наиболее действенным средством государственного регулирования экономики. Некоторые аспекты государственного регулирования в сфере налогообложения носят особый характер. Это налогообложение, связанное с реализацией социальной защиты населения.Рынок по своему содержанию явление социальное. В условиях рыночной экономики возрастает роль государства для защиты социально незащищенных и малоимущих слоев населения, а также стариков, детей, одиноких матерей, инвалидов и т.д. Система социальной защиты в Украине напрямую связана с фискальным регулированием механизмов государственного социального страхования. Государственное социальное страхование -- это система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает материальное обеспечение граждан на случай болезни, пол-ной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависимым от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов собственни-ком или уполномоченным ним органом (работодателем), гражданами, а также из бюджетных и иных источников, предусмотренных законом. Государственное социальное страхование является, как правило, общеобязательным. Это означает, что ему подлежат все работни-ки предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности. Управление общеобязательным государственным социальным страхованием осуществляют соответствующие целевые страховые фонды, которые являются не-коммерческими самоуправляющимися организациями. Государственное социальное налогообложение на основе созданной системы государственного социального страхования представляет собой фундамент социальной защиты населения.Государственное регулирование в области социального налогообложения в разных странах осуществляется по-разному. В некоторых странах государством устанавливаются социальные стандарты, т.е. совокупность показателей, характеризующих состояние социальной сферы и уровень жизни отдельных групп насе-ления. В каждой стране социальные стандарты различны и зависят от общего уровня ее экономического развития. К ним относятся прожиточный минимум, минимальный по-требительский бюджет, черта малообеспеченности. В соответствии с правовым полем той или иной страны регулирование может быть прямым, то есть государство определяет величины взносов на общеобязательное социальное страхование, или может быть определен другой механизм социального налогообложения (устанавливается по представительству Правительства и корректируется правлениями целевых фондов), возможно субсидиарное участие в вопросах накопления средств на социальных счетах (внебюджетные целевые социальные фонды и государственные субсидии из бюджета). Роль социального налогообложения в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Союза (ЕС) объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16-25% ВВП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВВП). К концу ХХ века в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы - 17%[100, 54].Практика функционирования систем социального налогообложения в развитых странах свидетельствует о целесообразности отделения средств социального страхования от государственного бюджета. Их целевое предназначение и высокая публичная значимость обуславливают их автономный характер и систему законодательных мер по их контролю и прозрачности. Цель исследования. Целью работы является исследования правовых основ социального налогообложения в Украине.Исходя из целей были поставлены и решались задачи следующего содержания:1. провести анализ базовых, теоретических основ социального налогообложения и определить роль последнего в рыночной экономике2. обобщить зарубежный опыт и определить основных тенденций в развитии и совершенствовании механизмов социального налогообложения3. проанализировать содержание правовых механизмов регулирования социального налогообложения в современной Украине по различным направлениям: общеобязательного социального страхования - пенсионного страхования, страхования от несчастного случая, на случай безработицы4. определить правовые основы и перспективы для реализации медицинского социального страхования в Украине5. установить негативные и позитивные факторы правового регулирования социального налогообложения в Украине6. обобщить результаты исследования и определить пути совершенствования правового регулирования социального налогообложения.Объектом исследования являются отношения, связанные с формированием основ социального налогообложения в Украине и дальнейшим развитием данного механизма.В процессе исследования использована не только юридическая литература, но и экономические исследования, посвященные проблемам социального налогообложения.Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты формирования и реализации механизмов социального налогообложения, а также нормы Конституции Украины; Закон Украины «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»; Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование»; Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования»; Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности»; Указы и распоряжения Президента Украины; Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины; Постановления и Письма целевых государственных фондов Украины.Методы исследования выбраны с учетом поставленных в работе задач и целей исследования, его объекта и предмета. Методологическую основу магистерской работы составляет комплекс научных методов исследования: статистического анализа, группировки и синтеза, исторический, сравнительно-правовой, догматический и т.д.Центральное место занимает догматический метод анализа действующего в Украине законодательства по вопросам социального налогообложения.Метод статистического анализа использован для определения закономерностей развития социального налогообложения в мировой хозяйственной практике.Метод группировки и синтеза использовался при определении общих элементов реализации социального налогообложения в национальном правовом поле. Исторический метод позволил проследить динамику процессов правового регулирования социального налогообложения в Украине с момента провозглашения независимости по сегодняшний день.Сравнительно-правовой метод применялся при анализе законодательства государств Ближнего и Дальнего Зарубежья, толкования базовых понятий, связанных с социальным налогообложением.Комплексное использование указанных методов позволило во время работы над темой исследования решать теоретические и практические задачи, которые были поставлены в данной работе.Теоретическая основа исследования. Исследование проблематики магистерской работы, анализ развития научной мысли относительно механизмов социального налогообложения в реалиях рыночных реформ, а также сформулированные в магистерской работе теоретические выводы основываются на общих достижениях юридической науки, в том числе на результатах исследований ученых специалистов налогового права в странах Ближнего Зарубежья. Наиболее полно данная тема раскрыта в работах таких исследователей, как Бекерская Д.А., Кучерявенко Н. П. Мещерякова О. Роик В.Д. Погребняк А., Севостьянова В.Б. В работах этих авторов осуществлено не только исследование правовых механизмов социального налогообложения, но и дана оценка эффективности их применения на том или ином этапе развития социального общества. Анализ научной литературы и практических исследований дал возможность сделать общий обзор различных мнений и фактического материала по вопросам социального обеспечения и налогообложения.Научная новизна полученных результатов состоит в:1. Постановке проблем правовой регулирования социального налогообложения со стороны различных ветвей законодательной и исполнительной власти в Украине.2. Выводе сделанном на основе исследования законодательной базы о том, что многообразие подзаконных актов создает определенную сложность для представителей бизнеса, которые реально пополняют целевые социальные фонды. Часто эти акты в ступают в противоречие друг с другом, а количество целевых фондов и их письменные распоряжения множатся и проследить изменения в правовом поле регулирования механизмов социального налогообложения достаточно сложно. Поэтому требуется изменить правовой механизм регулирования в целом. Выводе о необходимости замены многочисленных социальных налогов и сборов в Украине на единый социальный налог, на аналогичный существующий к примеру в настоящее время в России.3. Введение обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога -- наиболее приемлемый для условий Украины механизм перехода от бюджетной к бюджетно-страховой системе финансирования отрасли.4. Дальнейшее необоснованное увеличение фондов социальной защиты в общем объеме фонда потребления может на-рушить пропорции в его структуре, привести к негативным послед-ствиям в функционировании всего финансового механизма.Практическое значение полученных результатов магистерской работы. Сформулированные в магистерской работе предложения и выводы могут быть использованы в:- научно-исследовательской сфере - для дальнейших теоретических разработок по проблемам совершенствования правового регулирования.- нормотворческое - как теоретический материал для разработки единого и прозрачного механизма социального налогообложения.Раздел 1Теоретические основы социального налогообложения. Роль социального налогообложения в рыночной экономике1.1. Соотношение категорий налога и сбораСуществование любого современного государства нераз-рывно связано с налогами. Понятие налога и сбора являются базовыми понятиями в налоговой системе любого правового государства. В условиях высоких налого-вых ставок неправильный или недостаточный учет нало-гового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприя-тия. С другой стороны, правильное использование предус-мотренных налоговым законодательством льгот и ски-док может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирова-ния расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налого-вых платежей из казны [80, 15].
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент. |
|
|