на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовое регулирование социального налогообложения в современной Украине
алоги являются формой финансовых отношений между государством и членами общества с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для выполнения государством его функций.

В экономической теории [80, 15] имеет место следующее определение налога - «налоги это обязательные платежи домашних хозяйств и предприятий в бюджет государства». Эти платежи носят законный характер и взимаются на основе действующих в стране правовых норм.

Более современное определение налогов следующее: «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами». Платежи осуществляют основные участники процесса производства: работники, которые своим трудом создают материальные и нематериальные блага и получают соответствующий доход и хозяйствующие субъекты - собственники капиталов, которые действуют в сфере предпринимательства [75, 25].

Налоги и сборы это обязательные платежи в бюджет и государственные целевые фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами государства.

Государственные целевые фонды - это фонды, созданные в соответствии с законами Украины, формируемые за счет установленных законами Украины налогов и соборов (обязательных платежей) юридических лиц, независимо от их формы собственности, и взносов физических лиц [75, 29].

В современном понимании налоги определяют также как «императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без представления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности внесения оклада налога в бюджетный фонд» [105].

Другим существенным признаком налога является смена собственника. Налоги «поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги - отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов - денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды».

Многие авторы и специалисты подчеркивают, что взносы в государственные социальные внебюджетные фонды «не относятся к налогам, т.к. не обладают указанными признаками. Взносы вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд». Хотя авторы и вынуждены признать, что в действующем законодательстве «нередко используются формулировки, отличные от академических» [78, 31].

Интересно и следующее определение: «налог - единственная законная (основанная на законе) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти» [94, 25].

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее -- налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему [91, 56].

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В Украине основы налоговой системы закреплены соответствующими правовыми и нормативными актами.

Принцип всеобязанности заложен в украинском законодательстве: «Каждый обязан пла-тить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом» гласит статья 67 Конституции Украины [1].

В статье 2 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» определяется понятие налога и сбора (обязательно-го платежа), но отдельных определений налога или сбора за-конодатель не дает ни в одном акте, тем самым формаль-но стирает принципиальные отличия между налогом и сбором [2].

Дело в том, что законодатель, определяя данные поня-тия «налог», «сбор», поставил между ними предлог «и», что подразумевает некую эквивалентность, идентичность или сходство.

Это может быть обусловлено содержанием фискальной функции, которое выражается в том, что и налог, и сбор, согласно статьи 2 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» [2], следует понимать как обязательный взнос, осуществляемый плательщиками.

Отнести тот или иной платеж к разряду налогов или сборов можно лишь исходя из его названия на основании статьи 14 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» [2]. В силу «традиций» платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбо-ром, и наоборот, хотя существуют определенные различия.

Так, при уплате пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально воз-мездными.

Налоги не имеют характера целевого назначения в от-личие от взносов в государственные целевые фонды, такие, как: сбор в Фонд для осуществления мероприятий отно-сительно ликвидации последствий Чернобыльской катас-трофы и социальной защиты населения, сбор в Государ-ственный инновационный фонд, сбор в Фонд гарантирова-ния вкладов физических лиц. На практике вопрос целевого использования средств порождает самостоятельный состав преступления, предусмотренного ст. 210 Уголовного ко-декса Украины [76, 26].

Таким образом, с юридической точки зрения, налог -- установленная законом безусловная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности, законодательно установленными метода-ми государственного принуждения в одностороннем по-рядке и не носит характер контрибуции или наказания.

Эксперты в области налогового права предлагают следующую восьмиступенчатую классификацию налогов и сборов по различным критериям (рис. 1.1.) [75, 163].

Рис.1.1. Подходы к общей классификация налогов и сборов

Охарактеризуем виды налогов, согласно классификации представленной на рис.1.1.

1. Подоходно-поимущественные (прямые) -- взимаются в процессе приобретения и накопления материаль-ных благ. К ним относят: 1) личные -- уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода; 2) реальные -- облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый нормальный средний доход, полученный в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения. Реальными налогами облагает-ся имущество.

2. Налоги на потребление (косвенные налоги) -- взи-маются в процессе их расходования.

3. В зависимости от способа взимания: 1) раскладочные (репартиционные) -- существова-ли на ранней стадии развития. Размер их определялся, исходя из потребности совершить конкретный расход -- построить крепостную сте-ну и др. Суммы расхода развёрстывались между
налогоплательщиками. 2) количественные (долевые, квотативные) -- исходят не из потребности покрыть расход, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, его имущественного состояния.

4. В зависимости от субъекта налогообложения: 1) налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль); 2) налоги с граждан (например, подоходный налог); 3) налоги, которые уплачивают и юридические лица и физические (например, земельный налог).

В зависимости от формы взимания: 1) денежные налоги; 2) натуральные налоги. Налоги в денежной форме - налоги, оплата которых производится в денежной форме по наличному либо безналичному расчету. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена. Денежная норма уплаты налога определе-на самой сутью налога, который является, как уже было сказано, взносом. В связи с этим обязанность налогопла-тельщика по уплате налога является однообъектной, по-скольку только уплата налога в денежной форме, по обще-му правилу, рассматривается (при соблюдении других условий -- о сроках, бюджетах и т.д.) как надлежащее вы-полнение его обязанности. Обращение взыскания на иму-щество налогоплательщика в случае недоплаты по налогам также не является исключением, поскольку в результате (после реализации имущества) внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Однако в некоторых случа-ях уплата налогов допускается и в неденежной форме, но все неденежные способы уплаты налогов являются нетипичными и вызваны кризисом платежей.

6. В зависимости от объекта налогообложения: 1) на имущество (например, налог с собственников транспортных средств); 2) на доходы (например, подоходный налог с граж-дан).

7. В зависимости от того, закреплен ли налог на дли-
тельный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулированные соот-ветственно.

8. В зависимости от характера назначения и исполь-зования: 1) налоги общего назначения -- без конкретизации их предназначения; 2) целевые налоги (сборы) -- зачисляются во вне- бюджетные целевые фонды и предназначены для целевого использования.

Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей, так как тщательная детализация и анализ видов налогов и сборов формирует их в другие группы и подгруппы. Например, исходя только из объекта обложения, мож-но выделить следующие виды групп: налоги с совокупных доходов и с прибыли, налоги на собственность, внутренние налоги на товары и услуги, платежи за использо-вание природных ресурсов, налоги на импортно-экспортные операции, иные налоги и сборы. В отдельную подсистемы можно выделить группу не-налоговых поступлений, а также платежей в государствен-ные целевые фонды.

Имеет место в частности отличие понятий пошлины и сбора от налогов [75, 165], по мнению исследователей они отличаются:

1. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

2. По цели. Цель налогов -- удовлетворение потребно-стей государства, цель пошлин, сборов -- удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государ-ственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью дей-ствий его и не регулируются иногда отношениями импера-тивного характера.

5. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер, и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются опреде-ленной периодичностью.

Система элементов правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязатель-ные элементы включают две группы [75, 166]:

1. Основные элементы определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, которые формируют основное представление о содержании налогового механиз-ма. Отсутствие какого-либо из основных элементов право-вого механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопреде-ленным.

К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся:

а) плательщик налога или сбора;

б) объект налогообложения;

в) ставка налога или сбора.

2. Дополнительные элементы правового механизма на-лога детализируют специфику конкретного платежа, соз-дают завершенную и полную систему налогового механиз-ма. Следует учитывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультатив-ного характера. Цельный правовой механизм налога воз-можен только как совокупность основных и дополнитель-ных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополни-тельных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор (например, невозможно пред-ставить налог, непонятно куда поступающий: в какой вид бюджета, в бюджет или целевой фонд?). Совокупность до-полнительных элементов правового механизма налога до-статочно многообразна (в зависимости от степени детали-нации налогового механизма). Однако эта совокупность постоит из двух подгрупп:

- дополнительные элементы правового механизма на-лога, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения -- категории, прямо зависящие от объекта налогообложения);

- дополнительные элементы правового механизма на-лога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).

В соответствии со статьями 14 и 15 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» [2] основу налоговой системы Украины составляют 25 общегосударственных и 16 местных налогов и сборов (обяза-тельных платежей).

Определенная в статье 13 Закона Украины «О системе налогообложения» [2] классификация пре-дусматривает два вида налогов, которые взимаются на территории Украины: общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) и местные налоги и сборы (обязательные платежи).

Для удобства восприятия предлагается классифициро-вать систему налогов и сборов (обязательных платежей) в порядке, предусмотренном в законе, но при этом выде-лить следующие группы: общегосударственные налоги, общегосударственные сборы (обязательные платежи), мест-ные налоги, местные сборы (обязательные платежи), спе-циальный режим налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.