алоги являются формой финансовых отношений между государством и членами общества с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для выполнения государством его функций.В экономической теории [80, 15] имеет место следующее определение налога - «налоги это обязательные платежи домашних хозяйств и предприятий в бюджет государства». Эти платежи носят законный характер и взимаются на основе действующих в стране правовых норм.Более современное определение налогов следующее: «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами». Платежи осуществляют основные участники процесса производства: работники, которые своим трудом создают материальные и нематериальные блага и получают соответствующий доход и хозяйствующие субъекты - собственники капиталов, которые действуют в сфере предпринимательства [75, 25].Налоги и сборы это обязательные платежи в бюджет и государственные целевые фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами государства.Государственные целевые фонды - это фонды, созданные в соответствии с законами Украины, формируемые за счет установленных законами Украины налогов и соборов (обязательных платежей) юридических лиц, независимо от их формы собственности, и взносов физических лиц [75, 29].В современном понимании налоги определяют также как «императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без представления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности внесения оклада налога в бюджетный фонд» [105].Другим существенным признаком налога является смена собственника. Налоги «поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги - отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов - денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды». Многие авторы и специалисты подчеркивают, что взносы в государственные социальные внебюджетные фонды «не относятся к налогам, т.к. не обладают указанными признаками. Взносы вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд». Хотя авторы и вынуждены признать, что в действующем законодательстве «нередко используются формулировки, отличные от академических» [78, 31]. Интересно и следующее определение: «налог - единственная законная (основанная на законе) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти» [94, 25]. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее -- налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему [91, 56]. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В Украине основы налоговой системы закреплены соответствующими правовыми и нормативными актами. Принцип всеобязанности заложен в украинском законодательстве: «Каждый обязан пла-тить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом» гласит статья 67 Конституции Украины [1]. В статье 2 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» определяется понятие налога и сбора (обязательно-го платежа), но отдельных определений налога или сбора за-конодатель не дает ни в одном акте, тем самым формаль-но стирает принципиальные отличия между налогом и сбором [2]. Дело в том, что законодатель, определяя данные поня-тия «налог», «сбор», поставил между ними предлог «и», что подразумевает некую эквивалентность, идентичность или сходство. Это может быть обусловлено содержанием фискальной функции, которое выражается в том, что и налог, и сбор, согласно статьи 2 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» [2], следует понимать как обязательный взнос, осуществляемый плательщиками. Отнести тот или иной платеж к разряду налогов или сборов можно лишь исходя из его названия на основании статьи 14 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» [2]. В силу «традиций» платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбо-ром, и наоборот, хотя существуют определенные различия. Так, при уплате пошлины или сбора плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа, налоги никогда не бывают индивидуально воз-мездными. Налоги не имеют характера целевого назначения в от-личие от взносов в государственные целевые фонды, такие, как: сбор в Фонд для осуществления мероприятий отно-сительно ликвидации последствий Чернобыльской катас-трофы и социальной защиты населения, сбор в Государ-ственный инновационный фонд, сбор в Фонд гарантирова-ния вкладов физических лиц. На практике вопрос целевого использования средств порождает самостоятельный состав преступления, предусмотренного ст. 210 Уголовного ко-декса Украины [76, 26]. Таким образом, с юридической точки зрения, налог -- установленная законом безусловная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности, законодательно установленными метода-ми государственного принуждения в одностороннем по-рядке и не носит характер контрибуции или наказания. Эксперты в области налогового права предлагают следующую восьмиступенчатую классификацию налогов и сборов по различным критериям (рис. 1.1.) [75, 163]. Рис.1.1. Подходы к общей классификация налогов и сборов Охарактеризуем виды налогов, согласно классификации представленной на рис.1.1. 1. Подоходно-поимущественные (прямые) -- взимаются в процессе приобретения и накопления материаль-ных благ. К ним относят: 1) личные -- уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода; 2) реальные -- облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый нормальный средний доход, полученный в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения. Реальными налогами облагает-ся имущество. 2. Налоги на потребление (косвенные налоги) -- взи-маются в процессе их расходования. 3. В зависимости от способа взимания: 1) раскладочные (репартиционные) -- существова-ли на ранней стадии развития. Размер их определялся, исходя из потребности совершить конкретный расход -- построить крепостную сте-ну и др. Суммы расхода развёрстывались между налогоплательщиками. 2) количественные (долевые, квотативные) -- исходят не из потребности покрыть расход, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, его имущественного состояния. 4. В зависимости от субъекта налогообложения: 1) налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль); 2) налоги с граждан (например, подоходный налог); 3) налоги, которые уплачивают и юридические лица и физические (например, земельный налог). В зависимости от формы взимания: 1) денежные налоги; 2) натуральные налоги. Налоги в денежной форме - налоги, оплата которых производится в денежной форме по наличному либо безналичному расчету. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена. Денежная норма уплаты налога определе-на самой сутью налога, который является, как уже было сказано, взносом. В связи с этим обязанность налогопла-тельщика по уплате налога является однообъектной, по-скольку только уплата налога в денежной форме, по обще-му правилу, рассматривается (при соблюдении других условий -- о сроках, бюджетах и т.д.) как надлежащее вы-полнение его обязанности. Обращение взыскания на иму-щество налогоплательщика в случае недоплаты по налогам также не является исключением, поскольку в результате (после реализации имущества) внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Однако в некоторых случа-ях уплата налогов допускается и в неденежной форме, но все неденежные способы уплаты налогов являются нетипичными и вызваны кризисом платежей. 6. В зависимости от объекта налогообложения: 1) на имущество (например, налог с собственников транспортных средств); 2) на доходы (например, подоходный налог с граж-дан). 7. В зависимости от того, закреплен ли налог на дли- тельный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулированные соот-ветственно. 8. В зависимости от характера назначения и исполь-зования: 1) налоги общего назначения -- без конкретизации их предназначения; 2) целевые налоги (сборы) -- зачисляются во вне- бюджетные целевые фонды и предназначены для целевого использования. Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей, так как тщательная детализация и анализ видов налогов и сборов формирует их в другие группы и подгруппы. Например, исходя только из объекта обложения, мож-но выделить следующие виды групп: налоги с совокупных доходов и с прибыли, налоги на собственность, внутренние налоги на товары и услуги, платежи за использо-вание природных ресурсов, налоги на импортно-экспортные операции, иные налоги и сборы. В отдельную подсистемы можно выделить группу не-налоговых поступлений, а также платежей в государствен-ные целевые фонды. Имеет место в частности отличие понятий пошлины и сбора от налогов [75, 165], по мнению исследователей они отличаются: 1. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше. 2. По цели. Цель налогов -- удовлетворение потребно-стей государства, цель пошлин, сборов -- удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений. 3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государ-ственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия. 4. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью дей-ствий его и не регулируются иногда отношениями импера-тивного характера. 5. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер, и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются опреде-ленной периодичностью. Система элементов правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязатель-ные элементы включают две группы [75, 166]: 1. Основные элементы определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, которые формируют основное представление о содержании налогового механиз-ма. Отсутствие какого-либо из основных элементов право-вого механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопреде-ленным. К основным элементам правового механизма налога и сбора относятся: а) плательщик налога или сбора; б) объект налогообложения; в) ставка налога или сбора. 2. Дополнительные элементы правового механизма на-лога детализируют специфику конкретного платежа, соз-дают завершенную и полную систему налогового механиз-ма. Следует учитывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультатив-ного характера. Цельный правовой механизм налога воз-можен только как совокупность основных и дополнитель-ных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополни-тельных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор (например, невозможно пред-ставить налог, непонятно куда поступающий: в какой вид бюджета, в бюджет или целевой фонд?). Совокупность до-полнительных элементов правового механизма налога до-статочно многообразна (в зависимости от степени детали-нации налогового механизма). Однако эта совокупность постоит из двух подгрупп: - дополнительные элементы правового механизма на-лога, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения -- категории, прямо зависящие от объекта налогообложения); - дополнительные элементы правового механизма на-лога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи). В соответствии со статьями 14 и 15 Закона Украины «О системе налогообложе-ния» [2] основу налоговой системы Украины составляют 25 общегосударственных и 16 местных налогов и сборов (обяза-тельных платежей). Определенная в статье 13 Закона Украины «О системе налогообложения» [2] классификация пре-дусматривает два вида налогов, которые взимаются на территории Украины: общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) и местные налоги и сборы (обязательные платежи). Для удобства восприятия предлагается классифициро-вать систему налогов и сборов (обязательных платежей) в порядке, предусмотренном в законе, но при этом выде-лить следующие группы: общегосударственные налоги, общегосударственные сборы (обязательные платежи), мест-ные налоги, местные сборы (обязательные платежи), спе-циальный режим налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3
|