на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь

Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь

3

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности
  • 2. Государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности
  • 3. Лицензирование хозяйственной деятельности
  • Заключение
  • Список использованных источников
Введение

Хозяйственной является деятельность субъектов хозяйствования, включающая в себя предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, так и деятельность некоммерческого характера, направленную на обслуживание данной деятельности, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности неизбежно происходит столкновение частных интересов субъектов хозяйствования и публичных интересов общества. Задача государства - уравновесить эти интересы и избежать существенного конфликта сторон. Однако не всегда замыслы законодателя совпадают с их воплощением. Достижение такого баланса является целью правового государства. Тема настоящей курсовой работы "Государственное регулирование хозяйственной деятельности".

Актуальность темы. С момента образования Республики Беларусь как самостоятельного государства в стране произошли существенные экономико-политические преобразования, сформировались принципиально новые подходы к проблемам правового регулирования хозяйственной деятельности.

Введение частной формы собственности, процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности, развитие предпринимательства и другие привели к необходимости кардинального обновления законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики.

В современных условиях хозяйственная деятельность осуществляется в новых правовых формах. Созданы и действуют такие организационно-правовые формы Юридических лиц, как акционерные общества, общества с ограниченной либо дополнительной ответственностью, частные предприятия и т.д.

Изучение рассматриваемого вопроса помогает определить понятие, роль и регулирование хозяйственной деятельности, правовое положение субъектов хозяйственной деятельности, их ответственность и т.п. Без понимания и знания данных вопросов не может сложиться целостное видение экономического развития государства и общества.

Целью проводимого исследования является проведение исследования и анализа вопросов существующего правового механизма регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

Поставленная цель исследования предопределила выполнение следующих задач:

- рассмотреть общие положения определить понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности;

- дать характеристику и рассмотреть вопросы государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности;

- исследовать порядок лицензирования как особой разновидности контроля за хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- подвести итог проводимому исследованию.

Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются отношения, связанные с государственным регулированием хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются законодательные акты Республики Беларусь, регулирующие порядок государственного регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь, а также отдельные исследования авторов в данной области.

Методологическую основу исследования на разных этапах, в зависимости от поставленных задач, составили: общенаучные и частные методы познания, методы системного и ситуационного анализа, экономико-статистические методы, сравнительно-правовой метод и др.

1. Понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Истории известны несколько типов организации экономики: хозяйство примитивного общества, рыночная экономика, экономика командно-бюрократической системы. Как справедливо отмечает С.Э. Жилинский, "в реальной жизни "чистая" экономика встречается крайне редко. "Чистая" экономика, будь то рыночная или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Современная модель организации народного хозяйства - смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием" [18, с.13]. Еще более значима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора.

В науке административного права понятие "государственное регулирование" рассматривается в широком и узком смыслах. В первом случае государственное регулирование заключается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и приведении их в соответствие с изменяющимися условиями. Его субъектами являются органы законодательной, исполнительной и в определенной степени судебной власти [14, с.456]. Во втором случае государственное регулирование представляет собой одну из функций государственного управления, которая выражается в правовом регулировании, т.е. в установлении определенных правил (норм) поведения субъектов хозяйствования [23, с.32]. В каком бы смысле не рассматривалось государственное регулирование, оно проявляется прежде всего через активную деятельность, которая включает в себя такие элементы, как субъект, объект, цель, средства и формы ее осуществления.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия)), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры) [16, с.186].

Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.

Субъекты государственного регулирования хозяйственной деятельности реализуют функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми, в частности, являются:

защита экономического правопорядка;

распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами хозяйственной деятельности;

контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении;

создание конкурентной среды;

обеспечение нормальной занятости населения и т.п. [20, с.395].

Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране [16, с.187].

Необходимость государственного регулирования хозяйственной деятельности определяется:

обеспечением государственных нужд;

приоритетами государственного и социального развития;

формированием республиканского и местных бюджетов;

охраной окружающей среды;

обеспечением занятости населения;

обеспечением безопасности и обороноспособности страны;

реализацией свободы предпринимательства;

соблюдением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности [20, с.396].

Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Эти пределы и должны быть закреплены в нормах хозяйственного права.

В качестве важнейших можно назвать следующие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

1. Прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки - на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.

2. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных [21, с.151]. В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязательность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.

Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров от 30 сентября 2005 г. № 1081 "Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы").

Денежная политика - использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.

Антимонопольное регулирование - направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Методы государственного регулирования хозяйственной деятельности условно можно разделить на два вида.

Административные - представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:

установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;

предписание об обязательном совершении определенных действий;

утверждение конкретных (адресных) заданий;

разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);

регистрация определенных действий;

установление стандартов, квот и т.п.;

ограничение определенных действий и др. [12, с.289].

Урегулированные нормами права действия государственных органов, государственных организаций, направленные на реализацию своих полномочий, закрепленных в актах законодательства, в юридической литературе по административному праву именуют административными процедурами. Процедуры, осуществляемые во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и не подчиненными им субъектами хозяйственной деятельности делят на такие виды как:

1) лицензионно-разрешительные;

2) регистрационные;

3) контрольно-надзорные [22, с.57].

Действия государственных органов, государственных организаций по рассмотрению и разрешению в соответствии с их компетенцией обращений (заявлений) субъектов хозяйственной деятельности, влекущих для указанных субъектов установление, изменение, приостановление, сохранение и прекращение (переход) прав и обязанностей законодатель также именует административными процедурами, однако к их объектам относит лишь регистрацию и учет субъектов хозяйственной деятельности, их имущества, товаров, работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также деятельности, осуществляемой на основании специальных разрешений, иных документов. Таким образом, о контрольно-надзорных процедурах речь не идет, что представляется важным, поскольку соответствующее Постановление Совета Министров от 27 августа 2007 г. № 1102 "О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает упрощение и сокращение административных процедур, совершаемых государственными органами и государственными организациями в отношении субъектов предпринимательской деятельности [10, п.1].

Экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные методы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.

В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о квалификации этих методов. Более того, иногда они именуются не методами, а способами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности - убеждения и принуждения [12, с.290], другие считают, что административные и экономические методы - "это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы" [15, с.187]. Тем не менее, представляется, что метод - это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.