на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой механизм регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
первые в отечественном праве понятие "лицензирование видов деятельности" было закреплено в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. "О предприятиях". Из нормы ст.32 указанного Закона следовало, что "для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, предприятие обязано получить необходимую лицензию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь". Затем в норме ст.7 Закона о предпринимательстве (принят 28 мая 1991 г.) была закреплена общая для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и организаций со статусом юридического лица обязанность "получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь".16 октября 1991 г. Совет Министров принял Постановление № 386, которым были утверждены Временное положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности; перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии); перечень видов продукции и отходов производства, использование которых на собственные нужды, реализация и обмен не могут свободно осуществляться субъектами хозяйствования. В последствии Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 21 августа 1995 г. № 456 был утвержден новый перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии). В дальнейшем лицензирующие органы принимали специальные нормативные правовые акты, положения которых определяли специфику лицензирования отдельных видов деятельности [16, с. 201].

Концептуальные изменения в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности произошли после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17, которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Указанный законодательный акт закрепляет определения основных понятий и правила взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности и лицензирующими органами. В то же время нормы Положения не распространяются на все виды предпринимательской деятельности. Так, за его рамками остались отношения по лицензированию деятельности, связанной со специфическими товарами, работами, услугами; внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров; деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством; деятельности, лицензируемой Национальным банком. Вместе с тем, в результате принятия Декрета № 17 был "унифицирован" перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (далее - Перечень).

В целях реализации положений Декрета № 17 приняты постановления Совета Министров, в частности Постановление Совета Министров от 19 декабря 2003 г. № 1666 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Совета Министров", Постановление Совета Министров от 20 октября 2003 г. № 1390 "О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17".

Особое значения для регулирования лицензирования хозяйственной деятельности имеют постановления Совета Министров, которыми утверждены положения о лицензировании видов деятельности. Последние включают:

1) указание вида деятельности, работ и услуг, составляющих этот вид деятельности;

2) указание срока действия лицензии;

3) перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к организациям со статусом юридического лица и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность;

5) перечень документов, необходимых для получения лицензии, и требования по их содержанию;

6) полномочия лицензирующих органов и порядок контроля за соблюдением положений законодательства об осуществлении вида деятельности, лицензионных требований и условий;

7) порядок проведения в необходимых случаях проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

8) иные особенности выдачи лицензий на отдельный вид деятельности.

В соответствии с легальным определением лицензирование представляет собой "комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий". Таким образом, определение рассматриваемого способа государственного регулирования хозяйственной деятельности сформулировано посредством перечисления конкретных мер, которые, во-первых, соответствуют полномочиям лицензирующих органов, закрепленным в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, во-вторых, могут быть объединены в две группы:

1) меры, направленные на выдачу лицензии;

2) меры, направленные на осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

К лицензирующим органам отнесены республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (например, Белорусский государственный концерн по нефти и химии), Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные в соответствии с нормами Декрета № 17 осуществлять лицензирование.

В компетенцию лицензирующих органов входит выдача лицензий, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, формирования и ведения реестров лицензий. Сведения, содержащиеся в реестре лицензий, являются открытыми, если иное не установлено нормами законодательных актов.

Важным аспектом правового регулирования лицензирования является определение критериев отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемому. Как отмечалось, перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержден Декретом № 17. Из нормы п.1 Декрета следует, что лицензирование осуществляется "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды". Если учесть значение словосочетания "в интересах", то можно сделать вывод о том, что в приведенной норме речь идет о потребностях личности, общества и государства.

В целом лицензирование как способ государственного воздействия распространяется на два вида объектов:

1) хозяйственную деятельность, включающую неограниченное количество разных по содержанию и повторяющихся действий;

2) отдельную хозяйственную операцию с учетом ее количественных показателей.

В первом случае имеет место государственное воздействие с целью защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства, во втором - речь идет об оперативном регулировании, пределы которого зависят от потребностей государства на текущий момент. Такое регулирование применяется в сфере внешнеторговой деятельности и преследует, во-первых, цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров, перевода капитала из Республики Беларусь, во-вторых, цель контроля уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями (автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров). Указанный вид контроля, являясь временной мерой, сводится к обязанности участников внешнеторговой деятельности информировать уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Такое информирование осуществляется, когда участник внешнеторговой деятельности обращается с заявлением о выдаче автоматической лицензии. При этом нормы ст.18 Закона Республики Беларусь "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 25 ноября 2004 г. № 347-З запрещают требовать от заявителя каких-либо иных документов, помимо заявления, и предусматривают, что автоматическая лицензия выдается по возможности незамедлительно.

Анализ норм Декрета № 17 и Положения о лицензировании отдельных видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях необходимость получения лицензии не зависит от того, будет ли соискатель лицензии получать прибыль от лицензируемой деятельности. Иными словами, вид деятельности, включенный в перечень лицензируемых видов деятельности, даже при условии, что он осуществляется организацией для собственных нужд без получения дохода (например, деятельность по осуществлению капитального ремонта собственных или арендуемых помещений), подлежит лицензированию и может осуществляться только после получения лицензии в установленном порядке.

Лицензия (лат. Licentia - свобода, правомочие, власть) представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату (п.2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности). Анализ норм названного Положения позволяет сделать вывод о том, что лицензия - это, во-первых, правопорождающий юридический факт, во-вторых, официальный документ, подтверждающий наличие права на осуществление вида деятельности.

Соискателями лицензии могут быть отечественные организации со статусом юридического лица, индивидуальные предприниматели, иностранные организации при наличии представительства на территории Беларуси, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью. При этом отдельные виды лицензируемой деятельности, например, ведение рыболовного хозяйства, ведение охотничьего хозяйства могут осуществляться только организациями со статусом юридического лица [16, с. 201].

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с нормами права. При этом вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на его осуществление другому субъекту предпринимательской деятельности. Приведем следующий пример.

Налоговый орган в ходе проведения целевой налоговой проверки деятельности частного унитарного предприятия, подлежащей лицензированию, установил нарушение подп.3.8 Декрета № 17, т.е. предприятие осуществляло без лицензий вид деятельности - общественное питание и розничная торговля, подлежащий лицензированию. По мнению правонарушителя для осуществления такой деятельности ему было достаточно лицензий, выданных на имя учредителя - индивидуального предпринимателя. Налоговый орган квалифицировал деятельность унитарного предприятия как незаконную и применил норму п.6 ст.9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" о взыскании в бюджет суммы дохода, полученного от такой деятельности, и штрафа в том же размере.

Отказывая в признании решения налогового органа недействительным по заявлению унитарного предприятия, суд в решении отметил, что норма ч.2 п.21 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности предоставляет право осуществлять лицензируемый вид деятельности только лицензиату без передачи права на использование лицензии другой организации или физическому лицу. Таким образом, истец не имел права осуществлять перечисленные виды деятельности на основании лицензии, выданной ее учредителю (индивидуальному предпринимателю).

Одновременно с образованием коммерческой организации у индивидуального предпринимателя, учредившего ее, остается возможность осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании лицензий, полученных им ранее [13, с.12].

Сведения и реквизиты, которые должна содержать лицензия, определены нормой п.14 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности. К таковым отнесены: наименование органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии; номер и дата принятия решения о выдаче лицензии; срок действия лицензии; сведения о лицензиате (наименование и место нахождения организации со статусом юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которым выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика); наименование вида деятельности; указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; сведения о представительстве иностранной организации, об обособленных подразделениях; отметка об ознакомлении соискателя лицензии с положениями законодательства, определяющими лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.