p align="left">Декрет Кабинета Министров Украины от 31.12.92г. [6] запретил непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью руководителям, заместителям руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления. Общие положения о свободе предпринимательской деятельности содержатся в Хозяйственном кодексе Украины. Ч. 1 ст. 43 ГК гласит, что «предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом». Свобода предпринимательской деятельности проявляется, прежде всего, в том, что субьект предпринимательства имеет право « выбирать способ осуществления им предпринимательской деятельности на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий» [7]. Предприниматель свободен в выборе направлений и методов работы, независим в принятии решений, действует по своей воле и в своих интересах. Вместе с тем, свобода предпринимательской деятельности имеет и свои ограничения. Она ограничивается законодательством в интересах общества. Подобные ограничения предусмотрены, например, в законодательстве, где регулируются виды хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться только государственными предприятиями. Свобода предпринимательской деятельности ограничена также широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 43 ХК Украины перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливается исключительно законом. Такие ограничения устанавливаются с целью защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, окружающей среды, недопущения злоупотреблений монопольным положением на рынке, недобросовестной конкуренции. Таким образом, подводя итоги, мы определили, что предпринимателями могут быть: граждане Украины, других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности; достигшие определенного возраста; которые осуществляют свою деятельность на территории Украины; зарегистрированы в соответствии с законодательством как субьекты предпринимательской деятельности; которые не входят в категорию лиц, которым запрещено законом заниматься предпринимательской деятельностью. 1.2. Правовая основа деятельности гражданина - предпринимателя Предпринимательство как новый для Украины социальный феномен явилось причиной формирования в этой отрасли нормативно - правовой базы, которая продолжает развиваться и изменяться быстрыми темпами. В литературе отмечается, что важнейшую роль в системе средств государственного регулирования предпринимательской деятельности играют юридические (правовые) средства [8]. Важнейшей формой государственного регулирования хозяйственной деятельности является нормотворческая деятельность государства, издание правовых норм по регулированию отношений по горизонтали и по вертикали, определение общих правил осуществления и организации предпринимательской деятельности. Исследователи данных вопросов отмечают наличие множества коллизий в законодательстве о предпринимательстве. Отмечается, что «в повседневной деятельности практикующий предприниматель вряд ли различает, нормы какого законодательства - трудового, финансового или гражданского - он использует. Но он четко понимает, что количество нормативно - правових актов … быстро увеличивается и отследить их становится все труднее, а иногда указания в этих актах требуют от него полярно противоположных действий». [9] В законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность исследователи выделяют пять блоков нормативно - правовых актов: 1) Конституция Украины в тех нормах, которые касаются экономической системы государства - ст. 42; 2) Блок из более 300 законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность, среди которых определяющая роль принадлежит законам: « О предпринимательстве», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О защите экономической конкуренции», «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности», « О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», «О Национальной программе развития малого предпринимательства в Украине» и др. В этот же блок входят кодифицированные законодательные акты, которые содержат нормы о предпринимательстве. 3) Гражданский кодекс Украины, в тех нормах, которые касаются предпринимательской деятельности; 4) Подзаконные нормативные акты, которые издаются Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, центральными органами исполнительной власти; 5) Подзаконные нормативные акты Автономной Республики Крым, а также подзаконные нормативные акты органов местной власти. Поддержка и развитие малого предпринимательства является самостоятельным предметом правового регулирования. Оно направлено на реализацию установленного Конституцией Украины права граждан на предпринимательскую деятельность посредством многообразных форм и методов стимулирования и развития субьектов малого предпринимательства всех организационно - правовых форм и форм собственности не зависимо от предмета и целей их деятельности. Отношения по государственной поддержке малого предпринимательства регулируются Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» [10] и иными нормативно - правовыми актами. Согласно ч.2 ст.48 ХК Украины государство содействует развитию малого предпринимательства, создает необходимые условия для этого. Закон « О государственной поддержке малого предпринимательства» определяет правовые основы государственной поддержки субьектов малого предпринимательства независимо от форм собственности в целях скорейшего выхода из экономического кризиса и создания условий для расширения внедрения рыночных реформ в Украине. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства определены ст.5 Закона: 1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организация государственной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субьектов малого предпринимательства; 2. установление системы льгот для субьектов малого предпринимательства; 3. введение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности; 4. финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства; 5. привлечение субьектов малого предпринимательства к выполнению научно - технических и социально - экономических программ, осуществление поставки продукции (работ, услуг) для государственных и региональных нужд. В ст.6 Закона указан перечень органов, осуществляющих поддержку малого предпринимательства. Государственными органами, осуществляющими поддержку малого предпринимательства, являются органы исполнительной власти общей компетенции (Кабинет Министров Украины и местные госадминиистрации) и органы исполнительной власти специальной компетенции (Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства) и другие центральные органы исполнительной власти. Главным инструментом государственной политики поддержки малого предпринимательства являются соответствующие Программы: на общегосударственном уровне - это Национальная программ содействия развитию малого предпринимательства в Украине; на региональном и местном уровне - это программы регионального и местного значения. Отмечается, «что местные органы исполнительной власти являются важнейшими субьектами, обеспечивающими реализацию государственной политики поддержки малого предпринимательства» [11]. Практически в структуре каждого местного органа исполнительной власти функционируют соответствующие разделы, которые занимаются проблемами существования и развития предпринимательства. Ученые - юристы отмечают ряд проблем, которые существуют во взаимоотношениях предпринимателя и государства. Так, указывается на необходимость переориентации роли органов государства и местного самоуправления, т.е. «глубинный смысл этой перемены состоит в том, чтобы на месте доминирующей идеологии «господства» государства над человеком образовалась противоположная - идеология «служения» государства интересам человека…» [12]. Речь идет о том, что реализация конституционного права на предпринимательскую деятельность невозможна без участия государства, однако, его же органы в процессе исполнения своих управленческих функций чинят препятствия, которые сдерживают развитие предпринимательства в Украине. «Главной проблемой реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность является наличие административно - бюрократических препятствий. Влияние других сдерживающих факторов не является настолько разрушающим, как непосредственные указы, запреты, требования получения разрешений, согласований» [12]. Исследователи отмечают, что, «как свидетельствует практика, осуществлять самостоятельную экономическую деятельность без постоянных правонарушений в Украине, к сожалению, практически невозможно и очень часто такие нарушения инициирует государство в лице государственных служащих» [13]. Существует немало примеров ущемления прав предпринимателей как непосредственно в принятых законодательных и нормативных актах, так и в процессе их использования, противоречивости нормативных актов и их тенденциозного толкования; коррумпированности чиновников, нарушений ими норм законодательства. Особо подчеркивается, что отсутствие упорядоченного, четко определенного на законодательном уровне механизма проведения проверок какими - либо представителями контролирующих структур не способствует развитию легитимного предпринимательского движения в государстве, дезорганизует работу субьектов малого предпринимательства. Кроме того, в литературе поднимаются вопросы о необходимости инвестиционной поддержки малого предпринимательства. Ссылаясь на опыт зарубежных стран, констатируется, что «развитие малого и среднего предпринимательства в целом остро нуждается в инвестициях», и государство должно уделять больше внимания развитию предпринимательства как важнейшей отрасли экономики [14]. Выделяют также системные (характерные) проблемы, присущие предпринимательскому законодательству Украины. Во-первых, необоснованно большая численность нормативно - правовых актов обусловливает наличие коллизий, а отсюда, некачественность государственного регулирования. Предпринимательское законодательство, как и любое другое, должно быть удобным для тех, кто его использует. Во-вторых, частые изменения в законодательстве способствуют нестабильности в правовом регулировании предпринимательской деятельности. В-третьих, отмечается неправильное соотношение законов и подзаконных нормативно - правовых актов. Это приводит к нивелированию регуляторного влияния законов и распыления их действенности в подзаконных нормативных актах. Одним из важнейших направлений усовершенствования законодательства о предпринимательстве ученые - юристы считают проведение его систематизации. «Систематизация законодательства в сфере предпринимательства должна рассматриваться как один из способов повышения эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности, как новый этап в развитии законодательной базы предпринимательства в Украине, который должен основываться на методологических принципах научности, планомерности, системности, функциональности, комплексности». [15]. Прежде всего, для осуществления научного обоснования способов решения проблем систематизации законодательства о предпринимательстве необходимо: 1) привлекать внимание ученых - правоведов, а также государственных служащих, занятых в сфере регулирования отношений предпринимательства, к проблеме систематизации законодательства по вопросам предпринимательства; 2) разрабатывать методологические и теоретические способы такой систематизации; 3) определиться с основными направлениями и этапами систематизации и разработать Концепцию систематизации законодательства Украины. При этом систематизация понимается не как автоматическое объединение, собрание правовых норм различных отраслей законодательства, касающихся предпринимательства, а как пересмотр этих норм с целью приведения в соответствие с новыми условиями общественной жизни и экономического развития, устранение коллизий между этими правовыми нормами, отмены устаревших правил, и дальнейшая на этой основе кодификация обозначенных правовых норм. Процесс систематизации законодательства о предпринимательстве должен происходить на основе глубокого познания как непосредственно социально - экономической сущности отношений предпринимательства, закономерностей развития предпринимательства - важнейшей составляющей части экономики и самостоятельного предмета регулирования, так и на основе единого понимания стратегии государственной политики развития предпринимательства в Украине, реформировании государственного механизма, который сформировался еще в предыдущих социально - экономических и политико-правовых условиях и выступает единым субъектом регулирования отечественной системы права. Для этого необходима длительная и напряженная работа, поскольку необходимо кардинально менять гражданское законодательство и другие правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|