на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовой статус гражданина - предпринимателя
p align="left">Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации являются:

несоответствие сведений, указанных в регистрационной карточке, сведениям, указанных в документах, которые представлены для проведения государственной регистрации;

наличие ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, установленных законом, в отношении физического лица, имеющего намерение стать предпринимателем;

наличие в Едином государственном реестре записи, что заявитель является предпринимателем.

Отказ в проведении государственной регистрации физического лица - предпринимателя по иным основаниям не допускается и может быть обжалован в суде.

В некоторых случаях, предусмотренных Законом, сам по себе факт регистрации недостаточен для занятия отдельными видами деятельности, требуется также получить лицензии. Перечень видов деятельности, которые не могут осуществляться без лицензии, порядок их лицензирования, а также государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства определен в Законе « О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» [17] .

Лицензия - необходимое условие осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. С момента получения лицензии возникает право предпринимателя осуществлять соответствующий вид деятельности, который он может реализовывать в течение срока действия лицензии, по истечении которого это право прекращается. Кроме того, Закон определяет лицензионные условия, необходимые к выполнению предпринимателем - это установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Необходимыми документами являются: заявление; копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства, удостоверенная нотариально или органом, который выдал оригинал документа; для отдельных видов деятельности - документы, исчерпывающий перечень которых установлен Кабинетом Министров Украины.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем, а также несоответствие заявителя лицензионным условиям.

Некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента - государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности заниматься ими.

В соответствии с Законом Украины «О патентовании некоторых видов государственной деятельности» [18], торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других видов расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей, а также по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, требуют получения торгового патента.

Различают три вида торговых патентов: торговый патент государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъектов предпринимательской деятельности заниматься определенными видами деятельности, указанными в Законе; льготный торговый патент - патент, который выдается субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговую деятельность исключительно с использованием определенных видов товаров отечественного производства, указанных в Законе; краткосрочный торговый патент - патент, срок действия которого на осуществление торговой деятельности составляет от 1 до 15 дней.

Таким образом, законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - все субъекты подлежат государственной регистрации в соответствующих органах в одинаковом порядке. Кроме того, соответствующими законами установлены условия лицензирования, с определением исчерпывающего перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, и установлены условия получения патентов на осуществление деятельности субъектами хозяйствования.

Глава 3. Ответственность гражданина - предпринимателя за нарушение законодательства

В условиях развивающихся рыночных условий в Украине государство заинтересовано в установлении четкого порядка организации и регулирования деятельности субъектов предпринимательства.

Согласно украинскому законодательству к нарушителям (норм, правил, договоренностей и т.д.) может применяться не один, а несколько видов ответственности. При этом исчерпывающего перечня видов ответственности в этом самом законодательстве нет.

Выделяют следующие виды ответственности:

· гражданско-правовая (всем своим имуществом, на которое может быть наложено взыскание в судебном порядке т.е. возмещение ущерба);

· хозяйственно - правовая;

· административная;

· уголовная;

Наряду с законодательным закреплением порядка осуществления предпринимательской деятельности, законодатель регламентирует и гражданско-правовую ответственность физического лица - предпринимателя. Ч. 1 ст. 52 ГК гласит, что « физическое лицо - предприниматель отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание» и ч.2. ст.52 ГК « физическое лицо - предприниматель, состоящее в браке, отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим личным имуществом и долей в праве общей совместной собственности супругов, которая будет принадлежать ему при разделе этого имущества».

Хозяйственный кодекс Украины в разделе 5 главе 24 определяет ответственность за нарушения в сфере хозяйствования. Согласно ст. 216 «участники хозяйственных отношений несут хозяйственно - правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения в отношении правонарушителей хозяйственных санкций по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и договором».

Хозяйственными санкциями признаются меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия (ч.1 ст. 217).

В сфере хозяйствования применяются следующие виды хозяйственных санкций: возмещение убытков; штрафные санкции; оперативно - хозяйственные санкции (ч.2 ст. 217), а также административно - хозяйственные санкции ( ч.3 ст.217).

Основанием хозяйственно - правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйствования (ч.1 ст.218).

Участник хозяйственных отношений отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства либо нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения (ч.2 ст.218).

За нарушение законодательства о государственной регистрации физические лица - предприниматели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Статья 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) [21] устанавливает ответственность за осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, согласно закону наказывается административным штрафом в размере от 20 до 40 ннмдг с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Перечисленные выше действия, совершенные лицом, которое в течение года уже привлекали к административной ответственности за такие же действия, наказываются административным штрафом в размере от 30 до 60 ннмдг с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства или сырья или без таковой. Указанная выше ответственность применяется только в том случае, если действия лица нельзя квалифицировать как преступление (недотягивают до уголовной ответственности).

Данная ответственность применяется к субъектам предпринимательской деятельности (такой вывод можно сделать, основываясь на положениях постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности" от 25.04.2003 г. № 3). [22]. Если обычный гражданин осуществляет деятельность, содержащую признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, но без государственной регистрации, его должны привлекать к ответственности по той же статье 164 КоАП, но за деятельность без госрегистрации (если конечно действия лица нельзя квалифицировать как преступление).

Непосредственным объектом проступка является установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Административное взыскание может быть наложено не позднее, чем через два месяца со дня совершения правонарушения (проступка), а при длящемся правонарушении - не позднее, чем через два месяца со дня его обнаружения (статья 38 КоАП).

Исследователями отмечается, что в КоАП Украины не предусмотрена административная ответственность физических лиц - предпринимателей за нарушения, совершаемые в процессе осуществления государственной регистрации, в частности, непредоставление, несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверных сведений государственному регистратору; предоставление государственному регистратору документов, содержащих заведомо ложные сведения [23].

Уголовная ответственность за нарушение правил государственной регистрации предусмотрена в ст. 202 Уголовного кодекса Украины. [24]

Согласно ч. 1 ст. 202 УК уголовно наказуемым считается:

"Осуществление без государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, содержащей признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, или осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в больших размерах…».

При этом под доходом в больших размерах понимается доход в сумме в тысячу и более раз превышающий необлагаемый минимум доходов граждан (на сегодняшний день - 131 тыс.грн. и более).

То есть о совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 202 УК можно говорить в том случае, если обоснованно предполагается или установлено что:

· гражданин, не будучи зарегистрированным в качестве частного предпринимателя, занимается деятельностью, которая одновременно содержит признаки предпринимательской и подлежит лицензированию, и получил в связи с этим доход в больших размерах;

· гражданин, зарегистрированный в качестве частного предпринимателя, без получения лицензии осуществляет хозяйственную деятельность, подлежащую лицензированию согласно законодательству, и получил в связи с этим доход в больших размерах;

· гражданин, зарегистрированный в качестве частного предпринимателя и получивший в установленном порядке лицензию, осуществляет подлежащую лицензированию деятельность с нарушением лицензионных условий и получил в связи с этим доход в больших размерах.

Ответственность устанавливается в виде штрафа от 100 до 250 ннмдг или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на тот же срок.

Преступление, предусмотренное ст.202 УК Украины, нарушает правила и порядок занятия предпринимательской деятельностью, посягает и на финансовые интересы государства, которые выражаются в непоступлении в государственный бюджет различных видов налогов, сборов, взыскиваемых с субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, в результате занятия незаконным предпринимательством может быть причинен вред физическим и юридическим лицам.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности исключительно на основании решения суда. До принятия соответствующего решения лицо считается невиновным [25].

Таким образом, мы определили разнообразие видов ответственности, предусмотренных действующим законодательством Украины за нарушение частным предпринимателем порядка осуществления предпринимательской деятельности и выяснили общественно опасные последствия незаконного предпринимательства: нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающей нормальное развитие экономики; причинение ущерба финансовым интересам государства, не получающего государственную пошлину, положенную к уплате при регистрации и др.

Общественная опасность незаконного предпринимательства состоит в выходе из сферы государственного контроля, который предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей и играет в современных условиях важную роль в становлении рыночной экономики.

Заключение

Современная конституционная модель развития украинской независимости предусматривает установление, поддержку и защиту в Украине такого правопорядка, который бы обеспечивал достижение и реализацию в обществе оптимального взаимодействия как личных, частных, так и общественных, публичных интересов.

Предпринимательство, как и частный сектор экономики в целом, находится в Украине в процессе своего становления, в положении, которое в значительной мере обусловлено переходным историческим периодом. Сегодня, с одной стороны, закладываются основы качественно новых для посттоталитарного украинского общества частно-предпринимательских отношений, а с другой - фактически действуют унаследованные от бывшего государства публично - властные отношения, которые требуют обязательного качественного преобразования. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать правовое положение субъекта предпринимательской деятельности как основной ячейки отечественного предпринимательства.

Так, в своем исследовании мы определили, что предпринимателями могут быть: граждане Украины, других государств, лица без гражданства, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности; достигшие определенного возраста; которые осуществляют свою деятельность на территории Украины; зарегистрированы в соответствии с законодательством как субъекты предпринимательской деятельности; которые не входят в категорию лиц, которым запрещено законом заниматься предпринимательской деятельностью.

Проанализировав законодательную базу предпринимательской деятельности и определив существующие проблемы и пути их решения, мы выяснили, что систематизация законодательства о предпринимательстве является весомым шагом на пути к образованию новой отрасли права - предпринимательского права, предметом регулирования которого являются отношения, связанные со сферой предпринимательской деятельности. Формирование такой отрасли права, как предпринимательское - это актуальный шаг на пути к построению рыночной экономики.

В своей работе мы определили, что установленные государством и закрепленные в законодательстве необходимые требования прохождения определенных процедур, а именно, государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства, являются условиями осуществления предпринимательства. Представляется, что исследование данных проблем является актуальным в настоящее время, так как от эффективности и совершенства указанных процедур зависят перспективы развития предпринимательства в Украине; путем совершенствования регистрации, лицензирования, патентования - для их упрощения и доступности - может решаться ряд проблем предпринимательства в Украине.

Кроме того, мы установили, что законодательством Украины предусмотрена единая система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - все субъекты подлежат государственной регистрации в соответствующих органах в одинаковом порядке. Указанную процедуру следует оценивать как достаточно оптимальную, поскольку она обеспечивает необходимую для достижения правового результата степень детализации поведения государственных регистраторов и субъектов предпринимательства и одновременно является рациональной.

Мы обозначили также законодательную базу регулирования государственной регистрации, лицензирования и патентования предпринимательской деятельности, определили ее значение для государства и формирования прозрачности рынка предпринимательской деятельности в целом, а также указали ряд проблем, которые поднимаются исследователями в указанной сфере правоотношений. Соответствующими законами урегулированы условия лицензирования, с определением исчерпывающего перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, и установлены условия получения патентов на осуществление деятельности субъектами хозяйствования.

Анализируя действующее законодательство, мы определили разнообразие видов ответственности, предусмотренных за нарушение частным предпринимателем порядка осуществления предпринимательской деятельности и выяснили общественно опасные последствия незаконного предпринимательства: нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающей нормальное развитие экономики; причинение ущерба финансовым интересам государства.

Общественная опасность незаконного предпринимательства состоит в выходе из сферы государственного контроля, который предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей и играет в современных условиях важную роль в становлении рыночной экономики.

Изучив научную литературу по ряду затронутых вопросов, мы уяснили неизбежные проблемы и противоречия, встающие на пути экономического развития Украины. Также мы определили методы преодоления существующих проблем и способы устранения их негативного влияния на развитие предпринимательства в целом.

Список использованной литературы

1. Господарський кодекс України від 16 січня 2003 р. // Офіційний вісник України. - 2003. - № 11. - Ст. 462.

2. Цивільний кодекс України від 16 січня 2003 р. // Відомості Верховної Ради. - 2003. - № 40 - 44. - Ст. 356.

3. Конституція України: Прийнята на п?ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 р.// Відомості Верховної Ради України. - 1996. - № 30. - ст.141.

4. Саніахметова Н. Поняття суб?єктів підприємницької діяльності // Право України - 2001. - №9. - с.28.

5. Коломієць О. Право громадян на здійснення підприємницької діяльності // Підприємництво, господарство і право. - 2002. - №4. - с.28 - 30.

6. Саниахметова Н.А. Предпринимательское (хозяйственное) право Украины: Учебное пособие. - Х.: Одиссей, 2004. - 800 с.

7. Бігняк О. Свобода підприємництва та її обмеження // Підприємництво, господарство і право. - 2006. - № 5. - с. 53 - 56.

8. Добровольская В. Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности // Підприємництво, господарство і право. - 2005. - № 8. - 54 - 57.

9. Ластовецький А. Колізії у законодавстві про підприємство // Право України. - 2002. - № 9. - с. 46 - 51.

10. Про державну підтримку малого підприємництва: Закон України від 19 жовтня 2000 р. // Відомості Верховної Ради України. - 2000. - № 51 - 52. - Ст. 447.

11. Труш І. Органи державної влади, що забезпечують підтримку малого підприємництва // Право України. - 2004. - № 3. - с. 42 - 46.

12. Ластовецький А. Право на підприємницьку діяльність у ракурсі становлення інституту державно - правової охорони конституційних прав і свобод громадян // Право України. - 2004. - № 2. - с. 43 - 48.

13. Труш І. Упорядкування механізму проведення перевірок суб'єктів підприємницької діяльності контролюючими органами // Право України. - 2002. - № 4. - с. 32 - 35.

14. Полешко А. Мале і середнє підприємництво потребує інвестиційної підтримки // Право України. - 1999. - №8. - с.31.

15. Колесник Я. Проблеми вдосконалення законодавства України про підприємництво // Право України. - 1999. - №11. - с. 38 - 41.

16. Про державну реєстрацію юридичних осіб та фізичних осіб - підприємців : Закон України від 15 травня 2003 року // Відомості Верховної Ради. - 2003. - № 31 - 32. - Ст. 263.

17. Про ліцензування певних видів господарської діяльності: Закон України від 1 червня 2000 року // Відомості Верховної Ради України. - 2000. - № 36. - Ст. 299.

18. Про патентування деяких видів підприємницької діяльності: Закон України від 23 березня 1996 р. // Закони України. - 1996. - Т. 10. - С. 158 - 168.

19. Гордієнко О. Проблеми вдосконалення правового регулювання індивідуального підприємництва // Підприємництво, господарство і право. - 2002. - №8. - с. 14 - 17.

20. Квасницкая О. Процедура государственной регистрации субьектов предпринимательства //Підприємництво, господарство і право. - 2005. - №4. - с. 64 - 67.

21. Кодекс об административных правонарушениях: Закон Украинской ССР от 7 декабря 1984 года // Відомості Верховної Ради УРСР. - 1984. - Додаток до №51. - Ст.1122.

22. О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности: Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 25.04.2003 №3 // http://www.scourt.gov.ua. - 15 апреля 2008года.

23. Квасницкая О. Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере государственной регистрации субьектов предпринимательства // Підприємництво, господарство і право. - 2005. - № 5. - с. 68 - 71.

24. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года // Відомості Верховної Ради України. - 2001. - № 25 - 26, ст. 131.

25. Короткевич М. Відповідальність за заняття забороненими видами підприємницької діяльності та відмежування від цього складу злочину від суміжних складів // Право України. - 2000. - №7. - с.35 -38.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.