Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. БРАК И СЕМЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И ИЗУЧЕНИЮ Понятие о браке и брачных отношениях Проблемы семейно-брачных отношений Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЦ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ 2.1. Характеристика периода ранней взрослости 2.2. Факторы, влияющие на отношение современной молодежи к браку Раздел 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ У ЛИЦ 25-30 ЛЕТ 3.1. Организация и методика проведения исследования 3.2. Результаты и их обсуждение ВЫВОДЫ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Тема исследования особенностей отношения современной молодежи в возрасте 25-30 лет к браку выбрана не случайно. Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств. Эта проблема уже была достаточно отражена в социологических исследованиях прошлых десятилетий. Такие исследования проводились во многих крупных городах. В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения. И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Однако современный этап развития нашего общества, который характеризуется крупными преобразованиями в основных сферах его жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций, вносит существенные изменения в полученные ранее результаты. Навязчивая "сексуализация" отечественной литературы и кино, наблюдающаяся в последние годы и не свойственная отечественной культуре, изменения в стиле и образе жизни не могли не отразиться на отношении молодых людей к институту семьи и брака. В тоже время возраст ранней взрослости предполагает более осмысленное и серьезное отношение к созданию семьи. Об актуальности темы данного исследования свидетельствуют многочисленные теоретические работы зарубежных и отечественных авторов, посвященных вопросам семьи и брака, а также результаты исследований по данной теме, проводимые с молодежной аудиторией. Нами в данной работе использованы работы таких известных авторов как В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.Г. Харчева, Л.Б. Шнайдера, а также изучены результаты социологических исследований, полученных В.А. Гаспаряном, С.В. Полутиными и другими исследователями. Цель данной работы - выявить особенности отношения к браку у лиц ранней взрослости Объектом исследования являются лица в возрасте 25-30 лет. Предмет исследования - психологическая готовность к браку. Задачи: - изучить теоретические аспекты и выявить современные проблемы брачных отношений; - охарактеризовать основные задачи личного развития возраста ранней взрослости; - выявить степень готовности молодежи 25-30 лет к созданию семьи. Методика исследования - сочинение на тему «Ваше отношение к браку». Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, классификация, систематизация; эмпирические: контент-анализ. Структура работы включает введение, три раздела, выводы и список литературы. Раздел 1. БРАК И СЕМЬЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ИЗУЧЕНИЮ 1.1. Понятие о браке и брачных отношениях Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи [1;c.23]. Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своему потомству. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина - каждой женщине [12;c. 211]. Впоследствии, в связи с тем, что возникающие довольно часто конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми данного рода в определенные периоды. Постепенно это породило новые экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода, другой общности. Экзогамные отношения обнаружили свои преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому экзогамные связи стабилизировались и закрепились. Возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами - то, что ныне называется браком. Это конечно был еще групповой брак (любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода), но уже в рамках этого брака, естественно могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между мужчинами и женщинами разных родов. Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда при этом, работали и жили «супруги» отдельно друг от друга в рамках своих родов. Только с возникновением земледелия и ростом производительности труда постепенно создавались условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара, оказывались способными самостоятельно содержать и кормить своих детей. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, потомство закреплялось за мужчиной. На смену парной семье пришла новая форма семьи: моногамная, т.е. единобрачная. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века. Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Она обладает только ей присущими свойствами, закономерностями, особенностями, не характерные ни для одной ее составляющей в отдельности. И эти новые особенности, возникающие при создании семьи, заранее предсказать очень сложно, даже если известны характерные черты будущих членов семьи [14;c. 121]. Семья - это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья - это, прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами [14;c.122]. Из приведенного выше определения семьи следует, что основными ее признаками являются: 1. Брачные или кровородственные связи меду всеми ее членами; 2. совместное проживание; 3. Общий семейный бюджет. Таким образом, юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием, тем более, что в современном обществе очень велика тенденция совместного проживания семейной пары без официального оформления. Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Еще античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон, например, считал, что женщины должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же как и они овладевать воинскими навыками. У него можно, как отмечает В.Н. Дружинин, найти вполне конкретные рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. Так, по его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 35 лет. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство [3;c. 46]. О необходимости и пользе супружества, взаимоотношениях мужа и жены, роли каждого из них в семье, говорится в «Никомаховой этике» Аристотеля. Творчество многих философов и писателей свидетельствует об углубленном интересе человечества к проблемам супружества. О взаимоотношениях супругов писали представители утопического социализма, которые критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Словом, на протяжении истекших столетий было высказано множество взглядов на супружество и семью, которые носили преимущественно субъективный характер. Этот период ученые называют эрой донаучного созерцания. Ее вершиной явился родившийся в ХІХ веке социальный дарвинизм, согласно которому семья, как и человек, проделала определенную естественно-научную эволюцию. Начало систематического изучения семьи положила работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где автором были сделаны выводы, что этот социальный институт менялся в прошлом и будет постоянно развиваться, в зависимости от уровня производства. Потребность в психологическом знании о семейной жизни была подстегнута радикальными переменами векового семейного уклада. Вплоть до начала ХХ века даже в тех странах, которые принято было называть развитыми, господствовала патриархальная модель семейных отношений, в рамках которых супружеские и родительские роли были строго регламентированы и ритуализированы. На фоне многообразных функций семьи, в первую очередь - экономической, эмоциональная сторона супругов отступала на второй план, а то и вовсе игнорировалась. Более того, считалось, что сильные чувства семье противопоказаны. На протяжении веков мировая литература живописала любовь как пагубную страсть, влекущую людей к гибели. Фактически семейная жизнь миллионов людей из века в век строилась на сословно-имущественных основаниях, подчинялась стандартам, правилам, а высокие порывы исключала. И мало кто от этого страдал, ибо так жили все, и это считалось нормальным. Напротив, сильные чувства расценивались как отклонение от нормы, ибо могли нарушить веками сложившуюся систему. Вопрос психологической совместимости супругов решался по стандартной формуле «стерпится-слюбится» [17;c. 134]. Эпоха конца ХІХ - начала ХХ века ознаменовалась переменами в общественных настроениях. На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно приходило признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы. Психологи не могли остаться в стороне от этих веяний. Их внимание постепенно стало переключаться с традиционно-научных проблем к этой сфере общественной жизни, в которой каждый человек проделывает путь собственной социализации, а затем и осуществляет свое социальное самоопределение - по крайней мере, во многих его существенных аспектах. Систематическое изучение семьи на Западе началось в ХХ столетии. Появились работы по сексологии, по взаимоотношениям в семье. В тоже время были заложены основы социальной психологии, и получил распространение социально-психологический подход к семье. Психология семьи ныне представлена ее тремя основными направлениями. Первое рассматривает семью как важнейший институт социализации и сосредоточивает внимание на исполнении человеком своей роли в структуре родительско-детских отношений. В центре внимания этого направления исследований - воспитательные функции семьи, становление личности под влиянием родительского воспитания и всей семейной атмосферы.
Страницы: 1, 2, 3
|