p align="left">Второе сосредоточено преимущественно на супружеских отношениях и изучает различные вопросы, связанные с брачным предпочтением, психологической совместимостью супругов, особенностями супружеских ролей, удовлетворенностью браком. Понятно, что ряд исследований занимают пограничное положение между этими, выделенными достаточно условно, направлениями. Это связано с тем, что сам психологический климат семьи с одной стороны определяется характером супружеских отношений, а с другой - выступает важным инструментом социализации. Третье направление - достаточно автономное и в то же время, связанное с двумя первыми - прикладная семейная психология, а именно семейная психотерапия и консультирование. В настоящее время именно прикладная семейная психология выступает наиболее востребованным и популярным направлением деятельности психологов. На протяжении ХХ в. интерес к семье, а также к разработкам методов терапевтического воздействия на нее возникал у специалистов самых разных направлений. Представители каждого учения неизбежно выходили на семейные проблемы, предлагая собственную их интерпретацию и пути решения в рамках своих теорий. Исторически первым было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа З. Фрейдом «случая маленького Ганса». Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдавшего навязчивыми страхами, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапевтического воздействия на семью являлось достижение инсайта - осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации жизни у некоторых ее членов. Теория поля Курта Левина, возникшая в 30-х гг., получила развитие в терапевтических концепциях одного из ее видных представителей Отто Баха. Появление так называемой клиент-центрированной терапии Карла Роджерса привело к созданию соответствующей семейной терапии. Развитие учения о рефлексах и основывающийся на нем поведенческий подход лег в основу формирования семейной поведенческой терапии. Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации в социальной психологии дали толчок возникновению коммуникативного анализа семьи. Бурный рост исследований привел к тому, что в 60-х -70-х гг. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Так, в Американской психологической Ассоциации сформировалось особое отделение (43-е) - «Психология семьи», - объединяющее исследователей данного направления. Однако в связи с разнородностью теоретических и практических подходов к такому сложному объекту исследования, как семья, данный вопрос пока остается открытым3. В отечественной науке психология семьи как особая научная отрасль сложилась сравнительно недавно. До конца 70-х гг. исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни социалистического общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму. Практически семья изучалась до 80-х гг. только клиническими психологами и психиатрами в целях лечения психосоматических заболеваний и неврозов, и только в клинике осуществлялась помощь семье в связи с реабилитацией пациентов. Вне клиники работа психологов с семьей если и проводилась, то в форме единичных случаев консультирования. Как отмечает Н.И. Семечкин, в те годы принимать во внимание роль отца и матери в развитии личности было чревато обвинениями в тяготении к «классово чуждой» глубинной психологии, подчеркивать влияние семьи на психическое развитие означало биологизировать психику [14;c.99]. Для отечественных психологов этого периода, человек был, прежде всего, представителем рода, носителем родовой сущности как совокупности общественных отношений. Было принято подчеркивать, что личность человека формируется в его предметной деятельности и деятельности общения. В такой трактовке исторически, социально и деятельностно детерминированный человек был как бы лишен интимных связей с близкими и развивался словно вне семьи. Лишь в последние десятилетия, когда идеологическое давление на гуманитарные науки постепенно ослабло, психология позволили себе обратиться к личностной составляющей человека. Фактически стихийно начали складываться институты вневрачебной психотерапевтической и консультативной помощи семьям. Это, в свою очередь, подстегнуло интерес ученых-психологов к семье, который, однако, до сегодняшнего дня не вылился в столь же масштабные исследования, какие уже полвека интенсивно ведутся на Западе. 1.2. Проблемы семейно-брачных отношений в современных условиях Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый план выходят межличностные отношения супругов, отсюда и название, данное этому типу семьи - супружеская. Семейный союз - прежде всего союз мужчины и женщины, именно от этих двух начал рождается новая семья, и именно в их руках содержится счастье друг друга и их детей, поэтому роль взаимоотношений мужчины и женщины неоднократно возросла. Меняется общество, меняются и представления традиционно связанные с ролью и значением того и другого пола [9;c.32]. Современный мужчина, требуя от женщины самостоятельности, независимости, инициативности, силы, - одновременно ожидает от нее покорности, слабости, и признания его (мужчины) главой. То есть традиционные патриархальные модели вступают в конфликт с современными условиями, в которых женщины и мужчина становятся на один уровень. Для примера можно привести достаточно типичное брачное объявление: "Светловолосый мужчина спортивного телосложения 35-180-80, в/о, предприниматель, для создания семьи познакомится с доброй, хозяйственной девушкой 23-30 лет, желательно яркой, эффектной брюнеткой". В этом объявлении видно смешение идеалов современной женщины ("яркая и эффектная") и патриархального представления о ее роли в семье ("добрая, хозяйственная"). Равноправие мужчин и женщин приводит к тому, что теряются исходные смыслы существования двух противоположных начал. "Отношения между мужчиной и женщиной представляют, очевидно, весьма сложную проблему, иначе у многих людей не было бы трудностей при ее разрешении" - пишет американский психолог-гуманист XX века Эрих Фромм. [20;113] В чем же эти трудности? Возможно, они обусловлены половыми различиями. В современной науке все большее место занимают гендерные исследования. В определенном смысле внимание к проблемам пола порождено распространяющимся во всем мире феминистскими идеями. Однажды добившись признания своих прав, женщины перевернули все общество. В рамках этих исследований ставятся вопросы о том кто должен нянчить детей, а кто строить карьеру? Сколько должна зарабатывать женщина? Как следует разделить домашние обязанности? и т. п. Решением этих вопросов и многих других занимаются социологи, социальные психологи. Они же и разделяют понятия "пол" и "гендер" [16;c. 48]. Пол - это биологическая характеристика, определяющая физиологическое различие между мужчиной и женщиной. Гендер - формы поведения, действий считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти формы могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. [21;188] Исходя из этого понятия, мы можем говорить о существовании гендерных стереотипов, которые есть поведенческие характеристики, приписываемые мужчинам и женщинам. В каждой культуре существуют свои гендерные стереотипы [15;c.41]. В большинстве культур мужчине приписывается агрессивность, активность, решительность, властность, рационалистичность и т.д. Женщину же охарактеризовали как болтливую, восприимчивую, добрую, изменчивую, мягкую, покорную, слабую, чуткую, эмоциональную. Интересно, что в разных культурах одна и та же черта может носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, в Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы были довольно отрицательны, в то время как в Японии, Нигерии они скорее имели положительный оттенок. По отношению к женщине более благосклонны в Италии, Перу, Шотландии, а в Южной Африке, Японии, Нигерии, Малайзии наоборот. Как уже говорилось, супружеская семья это союз двух равноправных личностей. Но гендерные стереотипы не дают полноценно развиваться таким отношениям в современных условиях. Веками мужчина был главой семьи, патриархом своего мини-государства. Женщина находилась в подчиненном положении и материально зависела от мужчины. В наши дни женщина вышла на новый уровень. Теперь она часто не зависит от мужчины, она сама зарабатывает себе на жизнь и на жизнь своих детей. Мужчина потерял свой авторитет кормильца семьи, а это была его основная задача на протяжении столетий. До сих пор в некоторых традиционных обществах мы можем наблюдать этот тип иерархии в семье, например, в мусульманском мире. Следовательно, раз женщина может обходиться без мужчины в своей социальной жизни, то и семья теряет свое значение и даже может вовсе исчезнуть за ненадобностью [15;c.17]. Но существование двух полов и их соединение в паре, в семье, содержит в себе нечто большее, нежели простое материальное обеспечение. На основе анализа разных исследований и подходов мы рискнули сделать вывод, что парные отношения имеют следующие значения: - метафизическое - психологическое - социальное - биологическое. Именно на этих четырех уровнях взаимоотношения между мужчиной и женщиной обретают смысл, который необходимо осознать современному человечеству. Но в человеческом обществе, биологические характеристики не играют главной роли, в расчет принимаются также социальные и психологические критерии: положение в обществе, материальные возможности, нравственный уровень и т.п. Следовательно, создание пары мужчины и женщины имеет смысл не только биологический, но и психологический. Доказано, что мы лучше чувствуем себя, меньше подвергаемся стрессу, внутри одной парной связи. И сегодня 99% людей живут в парной связи и это фундаментальное состояние человеческого вида [12;c.47] . Следует добавить, что воспитываемые в паре дети в процессе социализации усваивают культурные образцы гендерного поведения. Известно, что половая идентичность формируется у детей в возрасте 5 - 7 лет, затем, начиная с 17 лет, формируется мировоззрение личности ее представления о собственном предназначении и смысле жизни. Глядя на мать и отца, молодой человек составляет себе "идеальную модель" мужественности и женственности, которой он будет следовать. Следовательно, на родителей как на мужчину и женщину накладывается ответственность за то, какой будет эта модель. Социальное значение в некоторой степени объединяет все остальные. Именно семья несет в себе все эти смыслы и значения. Семья - это и единство двух противоположных начал, то место где потомство обеспечивается заботой, защитой и любовью, это сфера близких отношений, где человек может быть самим собой и получить признание, уважение и удовлетворения многих своих потребностей включая и высшую потребность в самореализации[24;c.28] . По словам Л. Н. Синицыной: "Сегодняшнее время характерно тем, что происходит качественное изменение сознания. Мы как бы переходим от одного способа интерпретации реальности к другому. Наше восприятие, которое было частью полярного сознания, в котором очень слабо сочетались такие стороны как рациональное - иррациональное, научное - художественное, мужское - женское, должно подняться до уровня понимания и существования единого сознания. Мы должны осознать реальность нашего тела, мужского или женского, в котором устанавливается особая связь между умом и сердцем" [15;с.67]. Об этом необходимо помнить современным мужчинам и женщинам и всему человечеству. Существует мужская сторона реальности - рациональная. Одолевающая, целенаправленная, агрессивная. Она необходима для развития цивилизации. Но существует и женская, не менее сильная, - духовная, мудрая, гармонизирующая, что правомерно берется за основу в восточных культурах. Она необходима для внутреннего развития человечества. И нам в современном мире всеобщей нестабильности необходимо не бороться и противостоять друг другу, а на основе осознанного восприятия самих себя как мужчин и женщин научиться жить в гармонии. Следует отметить, что в сексуальной жизни Европы, после многочисленных "революций" наконец наступило затишье. Геи и лесбиянки вышли из категории чего-то запретного, поэтому однополая любовь перестала быть модной. Шведские семьи перебрались в свободолюбивую Голландию, а дух "свободной любви" унаследованный от хиппи 60-х, вообще как-то незаметно испарился [1;c.13]. Теперь в Старом Свете наступил новый период пуританских отношений. По данным некоторых социологов, три четверти европейских одиноких мужчин и женщин мечтают найти идеального партнера и создать семью. Как показал интернет-опрос, из 2,5 тыс. свободных мужчин и женщин из Испании, Англии, Франции, Германии и Швеции временные отношения интересуют буквально единицы, а желание найти свою вторую половинку высказало большинство опрошенных.
Страницы: 1, 2, 3
|