на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Правовые формы функционирования политических партий

Правовые формы функционирования политических партий

31

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

по конституционному праву России

Тема:

«Правовые формы контроля деятельности политических партий».

Калининград 2008г.

Оглавление

Введение

1. Конституционные и законодательные закрепления основ деятельности политический партий

1.1 Понятие, назначение и формы деятельности политический партий

1.2 Значение политических партий в демократическом государстве

2. Осуществление контроля деятельности политических партий

2.1 Органы осуществляющие контроль за деятельностью политических партий и виды контроля осуществляемого контролирующими органами

2.2 Ответственность политической партии за нарушение действующего законодательства

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Масштабные реформы, реализуемые в Российской Федерации, нацелены на развитие гражданского общества и правового государства, условием существования которых являются выборное формирование органов государственной власти и функционирование многопартийной политической системы. Партии, выполняя функции политической интеграции (деятельность партии по включению граждан в процесс управления государством) и политической социализации (работа по просвещению граждан, подготовке и обучению партийных кадров, информированию населения), должны стать процедурным механизмом, обеспечивающим функционирование не только представительной демократии, но и форм непосредственного народовластия.

Актуальность диссертационного исследования: Исследователи отмечают, что складывавшуюся в последнее десятилетие XX века в России партийную систему отличали множественность общественно-политических образований. Структура и внутренняя организация общественно-политических образований регулировались общими нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года) «Об общественных объединениях». ФЗ «Об общественных обьединениях» (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ,

от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ,от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ,от 02.02.2006 N 19-ФЗ) // СПС Гарант Действительно, политическую партию и общественное объединение роднят добровольность вступления и членства: они создаются по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, внутренне структурированы, являются некоммерческими по своей природе организациями.

Актуальность работы заключается в том, что политические партии являются не только связующим элементом между гражданским обществом и государственной машиной, но и элементом который может влиять на общественное мнение, проводить различного вида пропагандискую деятельность. В связи с тем что эта и другие виды деятельности могут быть направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Необходима осуществлять контроль и надзор данных организаций, вся тонкость данного вопроса состоит в том что при контролирующей и надзорной деятельности могут быть нарушены права граждан закрепленные в Конституции РФ.

Задачи моей работы заключается всесторонне полном изучение вопроса форм правового контроля политических партий с упором на законодательную базу РФ.

При написание данной работы использовались труды российский юристов и политологов, а также современное законодательство по данному вопросу.

Работа состоит из двух глав каждая из которых разбита на подглавы.

В первой главе рассматриваются вопросы конституционного и законодательного закрепления деятельности политических партий.

Во второй главе рассматриваются вопросы контроля за осуществлением деятельности политических партий а также вопросы ответственности политических партий в случае нарушения законодательства.

1. Конституционные и законодательные закрепления основ деятельности политический партий

1.1 Понятие, назначение и формы деятельности политический партий

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни. Занимая центральное место в системе негосударственных организаций, политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определенную структуру и цели деятельности. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и обще признанных правил общественного поведения.

Политическая структура современного общества довольно сложна, ее составляет огромное количество взаимодействующих с государством общественных объединений. При этом политические партии - это лишь один из их видов. Для того, чтобы отграничить партии как особый субъект права от всех иных видов общественных объединений, необходимо дать такое юридическое определение самого понятия политической партии, которое имело бы основополагающее значение для их правового регулирования.

С принятием федерального закона «О политических партиях» в российском праве появилось юридическое понятие политической партии.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06 01,одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01 - ст.3 // Российская газета. - 2001. - 14 июля..

Существует множество определений политической партии, многие из которых содержат весьма различные представления об ее предназначении, роли в общественной жизни, но при этом юридические определения отличаются от определений социологов и политологов, так как последние изучают партии как элемент социальных и политических систем общества, а не как правовой категории. Например, определяя политическую партию как социологическую категорию, необходимо указать, что она выражает интересы социальной группы, а включение этого признака в юридическое определение партии нужно исключить.

Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти, это самое распространенное определение, но кроме него существует множество подходов к определению сущности политических партий:

- с точки зрения права (государственно-правовая теория) партия означает необходимость выполнения конкретных государственных и общественных задач;

- с точки зрения идеологической доктрины: партии - группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины, или разделяющие сходные политические взгляды (Б. Констан);

- трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм);

- институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже);

- теория плюрализма, раскрывающая сущность политических партий при помощи исследования действий и взаимодействий партий и общественных объединений в процессе формирования представительной власти, а также в принятии политических решений.

Кроме указанных подходов существует и ряд других: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа Аверьянов Ю. И. Политическая энциклопедия Москва 1993 г.

Партия как политический институт обладает целым рядом отличительных признаков. В отличие от других общественных организаций, движений она имеет четкую идеологическую доктрину, программу, излагающую ее цели и средства их достижения, устав, закрепляющий ее строение, четкость границ членства, центральные руководящие органы и местные организации. Борьба за власть обычно является главным содержанием деятельности политических партий.

В юридической литературе выделяют квалификационные признаки, которые присущи политической партии как правовому институт. Так, Ю.Юдин, проведя сравнительное правовое исследование, выделил следующие характеристики партии Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 2001. С. 36-50.:

общественное объединение, главной целью которого является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства;

организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства;

объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Партия, как сложная организация, должна сочетать идейные мотивации, элементы доктрины, целевые ориентации и средства их достижения, аспекты организации и структуры. Очевидно, что во всех случаях партия рассматривается как объединение людей для участия в политической жизни, преследующих цель завоевания политической власти. В этом качестве в большинстве случаев партии выражают интересы определенных социальных сил и призваны представлять эти силы в структурах власти. В данном контексте партии играют ключевую роль несущей конструкции как гражданского общества, так и политической системы.

Социальная сущность политических партий в этой связи как раз и состоит в выделении наиболее значимых общепризнанных интересов гражданского общества и представление их на общегосударственном уровне с помощью электоральной функции. Именно партии, по мнению В.В. Лапаевой, в отличие от других объединений граждан, созданных на базе тех или иных групповых интересов, по природе своей предназначены не просто для выражения таких интересов (тогда они ничем не отличались бы от объединений корпоративного характера), а для выявления в различных групповых корпоративных интересах общезначимого начала, для интегрирования политического смысла частных интересов, их перевода на общегосударственный уровень" Лапаева ВВ. Становление многопартийности в России: (Социально-правовой анализ)//Государство и право. 2005- №8. С. 4..

1.2 Значение политических партий в демократическом государстве

Конституция Российской Федерации в п. 3 и 4 ст. 13 провозгласила признание политического многообразия, многопартийности и равенство общественных объединений перед законом. Реализации этого ведущего принципа, составляющего в числе других основы конституционного строя нашего государства, должно быть подчинено все правовое регулирование института политических партий; в противном случае говорить о возможности построения государства, отвечающего характеристикам правового и демократического, не представляется возможным. Политические объединения играют большую роль в жизни современного гражданского общества, интересы которого они выражают и потеря связи с которым чревата необратимыми изменениями в конституционно-правовом облике нашей страны.

Опираясь на Конституцию России, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законодательные акты об общественных объединениях, общепризнанные принципы и нормы международного права, можно говорить о том, что общественные объединения являются институционным фундаментом формирующегося в России гражданского общества, хотя исследователи не имеют единой точки зрения на то, какие общественные объединения следует относить к элементам гражданского общества. Одни считают множественные политические и правовые структуры неформального объединения и всю общественную жизнь частью солидарного гражданского общества. Другие полагают, что гражданское и политическое общества -- две разные сферы, где второе выступает посредником между первым и государством. Третьи ищут некий компромисс, включая в понятие гражданского общества различные уровни политического посредничества. Представляется, что большое значение гражданского общества для демократизации общественной жизни и ускорения социально-экономического развития страны придает его деятельности политический характер, хотя оно и состоит из системы негосударственных общественных организаций. Это обусловлено тем, что оно оказывает непосредственное воздействие на решение вопроса о власти, ее распределении и использовании в интересах отдельных социальных общностей и всего общества.

Партии являются особым элементом гражданского общества, отличаясь от иных общественных объединений граждан. Будучи обусловленными гражданским обществом, они становятся затем посредниками между обществом и государством, выходят за рамки гражданского общества и претендуют на участие в осуществлении государственной власти. Это означает, что место политических партий в политической системе детерминировано их двоякой природой как элемента гражданского общества и части государственного механизма, что придает политической партии уникальное качество агента двусторонней связи гражданского общества и государства См.: Холодковский К.Г. Политические партии России // Гражданское общество в России: структуры и сознание. -- М., 2001. -- С. 175.. Большое значение партий заключается в том, что они устанавливают взаимосвязь между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. По мнению Е.Н. Дубровиной, задача партий -- сформулировать и предъявить обществу альтернативные пути развития государства, обеспечить реальный выбор для граждан, для избирателей Цит. по: Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России: Монография. -- Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2005. -- С. 13..

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.