на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Применение милицией административного законодательства о мелком хулиганстве
p align="left">При составлении протокола об административном правонарушении, дежурный по разбору с доставленными и задержанными дежурной части ОВД, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, выясняет у правонарушителя все сведения необходимые для составления протокола об административном правонарушении. В графе «краткая фабула» (на том же примере) записано: «01.11.2004 г. В 11 часов 20 минут по ул. Курчатова, 15 в общественном месте выражался грубой нецензурной бранью, назойливо приставал к гражданам». Далее в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» имеется запись - объяснение правонарушителя: «Выражался для связки слов», других объяснений в деле не имеется.

В данном случае, нарушены требования ст. 26.3 КоАП РФ, на основании которой от потерпевшего, свидетеля, правонарушителя, должно быть отобрано объяснение устно либо письменно, поэтому из обстоятельств дела не ясно каким образом гр. В. нарушал общественный порядок и назойливо приставал к гражданам (какими действиями?), и кроме того в данном деле отсутствуют какие - либо данные о потерпевшем (к кому приставал гр. В. и чей он нарушал общественный порядок?).

После того, как будут иметься основания для привлечения лица к административной ответственности, и дело будет собрано в полном объеме, в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ11 Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно - практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 962.

, в течение суток с момента составления протокола, оно направляется должностному лицу, уполномоченному его рассматривать.

Согласно статистическим данным по ст. 20.1 КоАП РФ за 11 месяцев 2004 г. по г. Красноярску службой УУМ было составлено 1784 протокола; ПДН - 960 протоколов; ППСМ - 6350 протоколов. А по ст. 8.2 ЗКК за 11 месяцев 2004 г. по г. Красноярску службой УУМ составлено 511 протоколов; ПДН - 48 протоколов; ППСМ - 34 протокола.

Таким образом, стадия возбуждения милицией дел, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ начинается с момента составления протокола и оканчивается в момент направления дела по подведомственности для рассмотрения.

§3. Рассмотрение милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ

Порядок рассмотрения милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, регламентируется главой 29 КоАП РФ. На этой стадии четко различаются четыре этапа:

подготовка к рассмотрению дела;

анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

принятие и оформление постановления (определения) по делу;

доведение принятого решения до сведения.

В рамках первого этапа осуществляется подготовка дела к рассмотрению, в ходе которого выясняются вопросы, указанные в ст. 29.1 КоАП РФ.

Во-первых, для того, чтобы проверить каче-ство имеющихся в деле документов, а значит, и качество проведенного рас-следования.

Во-вторых, подготовка предполагает решение вопросов, создающих условия для организованного и объективного рассмотрения имеющихся мате-риалов в полном соответствии с процессуальными нормами, регламентиру-ющими эту деятельность.

Прежде всего, сотрудники милиции при подготовке дела для рассмотрения выясняет, какое должностное лицо компетентного органа вправе рассмотреть дело11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Официальный текст.- М.: Издательство НОРМА, 2004. - С. 170. .

Например, в КоАП РФ сказано, что дела об административном правонарушении имеют право рассматривать: судьи - ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав - ст. 23.2 КоАП РФ; органы внутренних дел (милиция) - 23.3 КоАП РФ.

Согласно ст.23.3 КоАП РФ - ОВД (милиция) рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, а именно:

Ш начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, из заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

Ш начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

Ш старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции -

выше указанные должностные лица вправе назначать административные наказания в пределах санкции ст. 20.1 КоАП РФ.

Ш начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции - могут назначить административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 3 МРОТ11 См.: Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. - С. 691..

При этом нужно обратить внимание на то, что размер штрафа, указанного в санкции ст. 20.1 КоАП РФ от 5 до 15 МРОТ в связи с чем, в законодательстве возникло противоречие.

С одной стороны законодатель разрешает начальникам дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальникам линейных пунктов милиции, рассматривать дела об административном правонарушении по ст. 20.1 КоАП РФ и налагать предупреждение или административный штраф в размере до 3 МРОТ.

С другой стороны в санкции статьи мера наказания в виде предупреждения отсутствует, а так же минимальный размер штрафа, который возможно наложить на правонарушителя, от 5 МРОТ.

Согласно ст.23.2 КоАП РФ - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН) рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, совершенных несовершеннолетними.

По результатам рассмотрения материалов КДН - с учетом личности и поведения подростков, мотивов, тяжести совершенного проступка - могут применить меры воздействия:

o предупреждение;

o обязать принести извинения потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;

o с согласия родителей и несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа;

o передать несовершеннолетнего под присмотр родителей (законных представителей);

o и другие11 См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999/с изм. от 13 января 2001//СПС Консультант Плюс. .

Второй вопрос, который обязаны выяснить должностное лицо ОВД, сформулирован законодателем так: имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела этим судьей, должностным лицом, с участием конкретного члена коллеги органа, названные в ст. 29.2 КоАП РФ, где установлены два условия, исключающие возможность рас-смотрения судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом дела об административном правонарушении:
1) он является родственником лица, привлекаемого к административной
ответственности, или представителя защитника, или родственником потер-
певшего;

2) он прямо или косвенно лично заинтересован в деле.

Что касается признака родства, то его степень законом не определена. Он должен пониматься расширительно, более того, распространяться на от-ношения, которые ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об осно-вах государственной службы Российской Федерации» называет «свойством» (супруг, его братья, сестры, родители, дети и др.)22 См.: Об осно-вах государственной службы Российской Федерации: -ФЗ от 31 июля 1995 г.//СПС Консультант Плюс..

Второе условие сформулировано законодателем в общей форме. О заин-тересованности можно сделать вывод на основе очень многих фактов, харак-теризующих его отношения с лицом, защищающим в деле личный интерес.

Должностное лицо не вправе рассматривать дело, если есть основания предполагать их необъективное они могут участвовать в рассмотрении дела в качестве свидетелей.

При решении третьего вопроса необходимо проверить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела, дать им юридическую оценку, а затем принять решение на основе ст. 29.4 КоАП РФ.

Несомненно, важно выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, названные в ст. 24.5 КоАП РФ.

Следующий вопрос -- достаточно ли имеющихся материалов для рассмотрения дела по существу. Обнаружение неполноты материалов обязывает должностное лицо ОВД определиться с тем, можно ли ее восполнить при рассмотрении дела или нет. В последнем случае, дело может быть возвращено для сбора и оформления необходимых материалов (п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ). Но в ряде случаев должностное лицо для устранения неполноты дела, может само истребовать необходимые для его рассмотрения дополнительные материалы.

Таким образом, законом установлены три варианта устранения неполноты имеющихся материалов при подготовке к рассмотрению дела11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова - М.: Юрист, 2002 - С.1108.

:

· возвращение дела для дополнительного расследования;

· восполнение материалов в ходе подготовки к рассмотрению

· восполнение материалов в ходе рассмотрения дела.

Все шесть названных в ст. 29.1 КоАП РФ вопросов касаются содержания дела. Но при его подготовке к рассмотрению необходимо решить еще ряд важных вопросов: а) о времени и месте рассмотрения; б) о вызове участников про-изводства; в) об отложении рассмотрения дела.

Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).

Но законодатель установил исключения из общего правила территориальной подведомственности, такое как: дела об административных правонарушениях лиц до 18 лет должны рассматриваться комиссиями по делам несовершеннолетнего и защите их прав по месту жительства этих лиц11 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно - практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 956..

Общий срок рассмотрения дел об адми-нистративных правонарушениях-- 15 дней со дня их получения должностным лицом. Этот срок является процессуаль-ным; его нарушение не влечет прекращения производства по делу. Более того, субъект, которому надлежит рассматривать дело, может продлить срок его рассмотрения, но не более чем на месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ), если:

· поступили ходатайства от участников производства по делу об адми-нистративном правонарушении;

· необходимо дополнительное выяснение обстоятельств совершенного
правонарушения.

Но во всех случаях дело должно быть рассмотрено, а решение по нему принято до того, как истек срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) - 2 месяца со дня совершения правонарушения. По истечении этого срока производство по делу должно быть прекращено.

Действующим КоАП РФ установлены и закреплены специальные ускоренные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ)11 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова - М.: Издательство НОРМА, 2002 - С. 863.

, которые могут применяться к мелкому хулиганству.

Во-первых, если судьей рассматривается дело об административном правонарушении, за которое виновный, может быть, подвергнут административному аресту. Такое дело должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других необходимых материалов.

Во-вторых, если лицо, привлекаемое к ответственности, подвергнуто административному задержанию (ч. 2, 3 ст. 27.5 КоАП РФ) и находится под стражей до рассмотрения дела.

В этом случае материал подлежит рассмотрению не позднее 48 момента задержания лица, привлекаемого к ответственности. Одновременно следует учесть, что ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ установлено: срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в служебное помещение, а лица, находящегося в состоянии опьянения, -- с момента его вытрезвления.

При назначении административного наказания, необходимо учитывать характер административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность ст. 4.1 КоАП РФ.

В случае малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием ст.2.9 КоАП РФ. В данном случае должностное лицо обязано в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На практике, в большинстве случаев, должностное лицо не накладывает на правонарушителя административное наказание - штраф, а избирает меру наказания - предупреждение, что противоречит действующему адмистративному законодательству, так как санкция ст. 20.1 КоАП РФ такую меру наказания не предусматривает.

Кроме того, должностные лица ОВД, рассматривающие дела об административном правонарушении, не вправе разрешать споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, так как данные споры разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства ч.2 ст.4.7 КоАП РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.