на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Применение права

Применение права

Содержание

1. Понятие "Применение права"

2. Упражнения:

№1 Используя знания признаков права и определения понятия реализации права, сформулируйте отличия реализации права от осуществления намерений, проектов, программ и т.д.

№2. Какое решение примет должностное лицо, исследующее обстоятельства дела, если окажется, что:

а) среди обстоятельств нет юридических фактов;

б) юридический состав неполон;

в) отсутствуют доказательства, подтверждающий необходимый для полноты состава юридический факт.

№3. Определите, какие из ниже перечисленных актов относятся к нормативно-правовым, а какие к правоприменительным:

а) конституция;

б) постановление президента;

в) приговор суда;

г) приказ по институту.

№4. Приведите примеры правоприменительных актов:

1) органов государственной власти;

2) органов государственного управления;

3) контрольно-надзорных органов;

4) судебных органов;

5) органов местного самоуправления.

Источники и литература

Применение права

"Применение права" -- это особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения:

1) особый субъект -- специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли -- гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом -- актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия -- это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела;

3) решение дела.

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие "реальные" стадии и указаны.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта ("низшая" критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты можно поделить на две большие группы -- нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

а) представляют собой письменные акты-документы;

б) исходят от государства;

в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Правоприменение бывает двух видов -- позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение -- это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение -- это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение -- это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

Упражнения:

№1. Используя знания признаков права и определения понятия реализации права, сформулируйте отличия реализации права от осуществления намерений, проектов, программ и т.д.

Ответ:

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

- Нормативность;

- Общеобязательность;

- Обеспеченность государством;

- Является регулятором общественных отношений;

- Формальная определенность - нормы права выражены в официальной форме (нормативно правовые акты государства - законы, прецеденты, решения судов);

- Неперсонифицированность и неоднократность действия нормы. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем (кроме преступлений, когда личность становится адресатом);

- Справедливость содержания юридических норм. Выражает общую волю граждан.

- Системность. Право - это внутренне согласованный, упорядоченный организм.

Реализация права -- это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Вместе с тем реализация права имеет еще один смысловой оттенок: право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и тому подобное) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.

Итак, реализация правовой нормы проходит в два этапа:

1) возникновение правоотношения, когда между субъектами права устанавливается правовая связь (появляются субъективные права и юридические обязанности);

2) поведение участников правоотношения, направленное на претворение соответствующих прав и обязанностей в жизнь.

Второй этап процесса реализации правовой нормы выступает одновременно и как закономерный его результат, поскольку то, что предписано нормой права, исполнено, тот вариант поведения, на который она была рассчитана, имел место.

Намерение -- сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Намерение -- особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор соответствующих средств, с помощью которых человек собирается достичь поставленной цели. В условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий Намерение выступает как момент внутренней подготовки к их исполнению

Таким образом, отличия реализации права от осуществления намерений, проектов, программ и так далее сводятся к тому, что реализация права в отличие от осуществления намерений характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями. А осуществление намерений, в свою очередь - это процесс реализации тех возможностей, которые предоставляются законом или договором обладателю субъективного права.

№2. Какое решение примет должностное лицо, исследующее обстоятельства дела, если окажется, что:

а) среди обстоятельств нет юридических фактов;

б) юридический состав неполон;

в) отсутствуют доказательства, подтверждающий необходимый для полноты состава юридический факт.

Ответ:

а) среди обстоятельств нет юридических фактов

Юридическим фактом называется такое жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

В данном случае, если среди обстоятельств нет юридических фактов дело, либо приостанавливается до появления юридических фактов, либо, если факты не предоставляются, дело прекращается.

б) юридический состав неполон

Неполнота и недоказанность обязательного элемента состава, исключают наличие состава и влекут прекращение возбужденного дела либо вынесение оправдательного приговора. И здесь уже не имеет значения, какой из элементов не наступил - главный или "иной", юридические последствия все равно не возникнут.

Выполнив свою временную миссию, промежуточные юридические составы далее не учитываются и "поглощаются", уступая место завершенным (полным) юридическим составам, порождающим итоговые юридические последствия.

Если при рассмотрении дела юридический состав оказывается неполон, то дело приостанавливается до возникновения нового юридического факта. При невозможности возникновения нового юридического факта, дело закрывается.

в) отсутствуют доказательства, подтверждающий необходимый для полноты состава юридический факт

При исследовании обстоятельств дела и обнаружении отсутствия доказательств, дело приостанавливается до изыскания доказательств, либо при невозможности их изыскания, дело закрывается.

№3. Определите, какие из ниже перечисленных актов относятся к нормативно-правовым, а какие к правоприменительным:

а) конституция;

б) постановление президента;

в) приговор суда;

г) приказ по институту.

Ответ:

Нормативный правовой акт -- письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и субъектах РФ. Нормативно-правовые акты издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и других. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти нормативно-правового акта издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативно-правового акта в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативно правовой акт является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы. Права нормативно-правового акта должны образовывать стройную систему, основанную на их юридической силе.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.