p align="left">К нормативно-правовому акту относится: конституция. Правоприменительный акт Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения. Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства. Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и так далее. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму. К правоприменительным актам относятся: приговор суда, приказ по институту, постановление президента. №4. Приведите примеры правоприменительных актов: 1) органов государственной власти; 2) органов государственного управления; 3) контрольно-надзорных органов; 4) судебных органов; 5) органов местного самоуправления. Ответ: 1. Правоприменительный акт органов государственной власти. Акты органов государственного управления наделены высшей юридической силой, по сравнению с другими правовыми актами. Закон - наиболее распространенная форма подобных актов. Акты органов государственной власти, как правило, нормативно - правовые акты. Но в определенных случаях они могут носить индивидуальный характер. Пример: постановление о назначении на должность либо освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации. 2. Правоприменительный акт органов государственного управления. Форма и результат правотворческой деятельности исполнительно - распорядительных органов (органов управления). По отношению к актам органов власти являются подзаконными, а значит правоприменительным. К ним относятся постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и аналогичных российских ведомств, решения и распоряжения исполнительно - распорядительных органов субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления. Пример: Приказ об увольнении конкретного лица 3. Правоприменительный акт контрольно-надзорных органов. Пример: положение санитарной инспекции о наложении штрафа. 4. Правоприменительные акты судебного толкования. Акты судебного правоприменительного толкования обладают различными юридическими свойствами и практическим значением. Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет выделить наиболее важные из них: Приговор - это решение, вынесенное судом в заседании по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания. Он является основным правоприменительным актом суда первой инстанции и разрешает по существу уголовное дело. Его вынесение аргументируется актами казуального правоприменительного толкования, имеющими письменную форму и обязательное значение для всех участников процесса. Решение - это постановление суда или арбитражного суда первой инстанции, которым разрешается по существу гражданское или арбитражное дело. Сопровождающие его принятие и присутствующие в нем акты казуального правоприменительного толкования обладают государственной обязательностью и выражены в письменной форме. Они отличаются единой ("развернутой") внутренней формой. В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности (ст. 71 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). Определение - это разновидность судебных актов, в которой концентрируется вся многообразная и сложная организационно-техническая, информационно-справочная и собственно юридическая деятельность органов правосудия. Необходимо отметить, что определения могут выступать в качестве как основных, так и вспомогательных правоприменительных актов (подготавливать издание основного акта либо обеспечивать его исполнение), выноситься как в виде отдельного акта, так и без оформления в виде отдельного акта (объявляться устно и заноситься в протокол судебного заседания). В каждом из перечисленных видов судебных определений присутствует правовая аргументация казуального характера, имеющая письменную или устную форму, и обязательное значение для всех участников процесса. Постановление - это разновидность судебных актов, также отличающаяся высокой степенью практической значимости. Юридические свойства и содержание судебных постановлений имеют во многом сходные с определениями судов черты. Связанные с их принятием акты правоприменительного толкования могут иметь как общее (Постановление Конституционного Суда РФ), так и казуальное значение (Постановление Президиума краевого суда), выражаются как в устной (единолично вынесенное постановление судьи по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства уголовного дела), так и в письменной форме (постановление судьи по делу об административном правонарушении), но всегда обладают государственной обязательностью. Разъяснение процессуальных прав, обязанностей и ответственности участникам судопроизводства является специфическим видом актов устного правоприменительного толкования, имеющим обязательное значение и отличающимся казуальным действием. Оно выступает средством ознакомления граждан с нормами действующего законодательства и практикой его реализации и одним из важнейших факторов понимания правосудия людьми. Интерпретационная деятельность суда по изложению и доведению до сведения участников процесса их прав, обязанностей или ответственности - это необходимое условие для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и, в конечном счете, для претворения в жизнь принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Данным целям, в частности, служат разъяснение права отвода при объявлении состава суда первой инстанции, арбитражного суда апелляционной инстанции, суда кассационной инстанции; разъяснение лицам, участвующим в деле, и представителям их прав и обязанностей в суде первой инстанции, в арбитражном суде апелляционной инстанции, в суде кассационной инстанции; разъяснение переводчику его обязанностей; разъяснение эксперту его прав и обязанностей; разъяснение подсудимому его прав на судебном разбирательстве и так далее. Очевидно, судебные акты праворазъяснительного значения, направленные на предупреждение свидетелей об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, являются по существу актами правоприменительного толкования, сходными с разъяснениями, ибо они доводят до этих лиц смысл и содержание соответствующих статей УК РФ. Информационные письма - это особая группа судебных актов, направленная на сообщение нижестоящим арбитражным судам в РФ результатов рассмотрения вышестоящими арбитражными судами отдельных вопросов судебной практики. Изучение опубликованных в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" материалов свидетельствует о наличии этой функции у Президиумов арбитражных судов. Указанные акты являются оперативным и гибким способом реагирования на потребности правоприменения, посвящаются преимущественно одной узкой - реже нескольким - проблемам и чаще всего - задолго до того - предваряют издание постановлений Пленума по важным и принципиальным вопросам практики. Обзоры и обобщения судебной практики - это акты судебных органов, изданные в порядке реализации их полномочий, закрепленных в законодательстве о судоустройстве. Суды каждого звена изучают и обобщают судебную практику, подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику. В отличие от обобщений, которыми вправе и должны заниматься все судебные инстанции, обзоры судебной практики составляются вышестоящими звеньями судебной системы в целях ориентирования ее нижестоящих звеньев в текущих проблемах судебной деятельности и спорных вопросах судебной практики. По сравнению с информационными письмами обзоры посвящены преимущественно нескольким - не только узким, но и достаточно важным, и даже комплексным - проблемам и выступают в качестве более сложной формы осуществления судебной работы, приближающейся по степени своей организации к постановлениям пленумов. Заключения и запросы судов - это виды судебных актов, появление которых связано с последним десятилетием отечественной истории. Заключения даются высшими судебными органами в процессе возбуждения в отношении Президента РФ уголовного преследования в рамках конституционно-правовой процедуры импичмента (ст. 93 Конституции РФ). Они сопровождаются актами казуального правоприменительного толкования, имеющими письменную форму и обязательное значение. Поэтому они могут представлять собой: а) решение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; б) итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст. 71 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). Запросы - это форма обращения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Конституционный Суд РФ по строго определенному кругу вопросов (п. 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ). Эти акты содержат изложение и аргументацию правовой позиции судов со ссылкой на нормы Конституции РФ и требование, обращенное к Конституционному Суду РФ в связи с запросом (ст. 37 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"). Однако следует отметить, что содержащиеся в них акты правоприменительного толкования имеют общее значение, всегда облекаются в письменную форму и имеют рекомендательный характер по отношению к будущему решению Конституционного Суда РФ. Следовательно, приговоры, решения, определения, постановления, разъяснения, информационные письма, обзоры и обобщения судебной практики, заключения и запросы - это акты, содержащие в себе судебное правоприменительное толкование. 5. Правоприменительные акты органов местного самоуправления. Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. К таким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев. В большинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. И это не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт. В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся: 1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; 3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения: 4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; 5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения; 6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; 7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; 8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; 9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; 11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения; 12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Пример правоприменительного акта: распоряжение мера города о назначении главы районной администрации Источники и литература 1. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. - Казань, 1989. 2. Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 21. 3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. 4. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М., 1976. 5. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ 6. Кудрявцев. Общая теория квалификации преступлений. - М.: Юристъ, 1999. 7. Конституция Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 8. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. - М.: Ростов/Д., 2003. 9. Малков В.П. Состав преступления в теории и законе // Государство и право. - 1996. № 1. 10. Мурадьян Э. О герменевтическом феномене понимания правосудия людьми: Взаимосвязь правосудия и законности // Советская юстиция. - 1985. 11. Пиголкин А.С. Формы реализации норм общенародного права// Советское государство и право. 1963. № 6. 12. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. 13. Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. - Саратов, 2002. 14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. 15. Теория государства и права: Курс лекций Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2006. 16. Уголовный Кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2004.
Страницы: 1, 2
|