на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принципы права (вопросы теории и методологии)

Принципы права (вопросы теории и методологии)

Содержание

Введение

Глава I. Место и роль принципов в содержании права

1.1 Понятие и структура принципов права

1.2 Классификация принципов права

Глава II. Формы выражения и функции принципов права

2.1 Формы выражения принципов права

2.2 Функции принципов права

Глава III. Природа общепризнанных принципов права

Заключение

Введение

Актуальность темы исследования определяется начавшимися в 90-е годы XX века существенными изменениями в экономической, и политической, духовной и правовой системах, которые обусловили появление новых для России по содержанию принципов правового регулирования частной и общественной сфер жизнедеятельности. Принципы права определяют общую направленность, высокое качество и эффективность правотворческой и правореализующей, интерпретационной и правосистематизирующей практики в любом цивилизованном обществе. Поэтому такое большое значение имеет объективное и всестороннее изучение данного феномена, как на общетеоретическом, так и отраслевом уровне правоведения.

В своей работе мы постарались отойти от идеологических "штампов" и классового подхода, которые были присущи многим работам, посвященным праву и принципам права.

Существенную роль в правовом регулировании в настоящее время должны играть так называемые "общепризнанные принципы права", которые можно отнести к универсальным, всеобщим нормативно-руководящим началам, имеющим глобальное воздействие на все сферы общественной жизни многих стран мира. В контексте нашего исследования этот аспект проблемы также нашел отражение в выпускной квалификационной работе.

Закрепление в п. 4 ст. 15 Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой системы, с одной стороны, явилось неоспоримым свидетельством концептуальной направленности государственной политики на всестороннее восприятие общечеловеческих ценностей, признание прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности. С другой стороны, первые попытки реализации данного положения обнажили весьма существенное отставание теоретического осмысления проблемы от практических потребностей.

Актуальность темы обусловлена также тем, что это малоисследованная на монографическом и общетеоретическом уровне проблема.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ библиографии дает представление о степени изученности данной проблемы, позволяет наметить пути дальнейшей ее разработки, обозначить те вопросы, которые не получили глубокого анализа или совсем не рассматривались в юридической науке.

Отдельные общетеоретические аспекты данного исследования нашли свое отражение в работах Александрова Н.Г., Алексеева С.С., Бабаева В.К., Баранова В.М., Ведяхиной К.В., Байтина М.И., Баландина В.Н., Ефремова А.Ф., Загородникова Н.И., Зажицкого В.И., Иванова А.А., Иванова Р.Л., Карташова В.Н., Келиной С.Г., Козлихина И.Ю., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Лившица Р.З., Лукашевой Е.А., Мельникова Ю.И., Матузова Н.И., Мрдовец А.С., Нерсесянца B.C., Попкова В.Д., Радько Т.Н., Сенякина И.Н., Тихомирова Ю.А., Толстика В,А. Фаткуллина Ф.Н., Черданцева А.Ф., Чхиквадзхе В.Н., Экимова А.И., Явича Л.С. и др.

Много внимания уделялось изучению отраслевых принципов права. Можно выделить работы Александрова А.С, Быкова В.М., Добровольской Т.Н., Ершова С.С, Котюргина СВ., Маврина СП., Мальцева В.В., Нажимова В.П., Руппеля А.Х., Елисейкина П.Ф., Загородникова Н.И., Зажицкого В.И.,

Иванова А.А., Иванова Р.Л., Полянского Н.Н.,Садикова О.Н., Семенова В.Н., Свердлык Г.А., Смирнова ОБ., Томина В.Т., Хахулина В.В. и др.

В западной юриспруденции вопросы, связанные с принципами права, рассматривали Аннерс Э., Хартли Т.К., Жакье Б., Браун Л.Н., Давид Р., Гинзбурге Дж., Купманс, Джонес М., Кей Р., Бредли Э. и др.

Объект исследования - содержание права, место и роль принципов права в правовом регулировании общественных отношений.

Предметом исследования - являются принципы российского права, а также общепризнанные принципы права, как всеобщие, универсальные, нормативно-руководящие начала, имеющие глобальное воздействие на все сферы общественной жизни многих государств мира.

Цель исследования заключается в комплексном научном осмыслении принципов права как целостного, многогранного, многофункционального явления применительно к современным реалиям российской и международной жизнедеятельности.

В соответствии с целью и предметом исследования определены задачи, решение которых составляет содержание данной работы:

рассмотреть различные подходы к пониманию природы принципов права;

раскрыть понятие принципов права;

дать анализ основным чертам, характеризующим принципы права;

выявить разнообразные структуры принципов права;

провести классификацию принципов права;

определить формы их закрепления в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ, зарубежном законодательстве, международных актах;

выявить основные функции принципов права;

раскрыть природу общепризнанных принципов права;

- сформулировать рекомендации и предложения по реализации общепризнанных принципов права в юридической практике.

Методологическую основу составляет диалектический метод познания. Автор использовал также логический, исторический, социологический, лингвистический, сравнительный и иные методы исследования. Особое внимание уделялось системному и аксиологическому подходам.

Научная новизна исследования выражается в том, что впервые в современной юридической науке на общетеоретическом уровне сделана попытка сформулировать основы цельной, внутренне согласованной концепции принципов права, показать их роль в правовой системе общества.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории права и государства, истории государства и права, являются методологически исходными для отраслевых юридических наук, международного права, других гуманитарных наук.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе рекомендации могут найти практическое применение в нормотворческой деятельности и правореализации. Кроме того, содержащиеся в работе выводы дают возможность более четко наметить некоторые перспективные направления современных правовых исследований, точнее определить специфику актуальных проблем отечественной юриспруденции. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе по общей теории права, философии права, конституционному праву и другим отраслевым дисциплинам, а также в научно-исследовательской работе студентов при написании ими докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Глава I. Место и роль принципов в содержании права

1.1 Понятие и структура принципов права

Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления. Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei). Для характеристики сущности права важно выявить основные принципы, то есть те объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми строится система права, правовое регулирование в обществе. Анализ принципов права отвечает на вопрос: как, на каких началах строится правовое регулирование, какие научные идеи лежат в его основе1. Исследование понятия "принципы права" не может быть ограничено рамками одной лишь узко предметной специализации. Это понятие относится к числу фундаментальных, содержит многогранные и многокачественные стороны и опосредования, с трудом охватываемые какой-либо общей дефиницией. Многогранность и многокачественность его увеличивается, если рассматривать характеризуемое понятие вместе с причинами, его порождающими и обусловливающими данное явление действительности. В связи с этим возникает необходимость комплексного анализа этимологического, философского, психологического, социально-психологического, экономического, правового и других видов знания. Ясно, что названные науки изучают и определяют понятие "принципы" с различных позиций, акцентируя внимание на важнейших качествах, рассматривая их в различных аспектах и на разных уровнях. Это позволяет выявить, очевидно, как многообразные, так и сходные грани одного и того же явления.

Этимологическое значение латинского слова принцип (principium), как известно, тождественно значению терминов "основа", "начало", "основоположение", "руководящая идея"," основное правило поведения". С точки зрения исторически сложившегося общего употребления термина, он представляет собой основное, исходное положение какой-либо теории, мировоззрения, науки; основные особенности устройства какого-либо прибора, механизма, установки; внутреннее убеждение кого-либо, определяющее его отношение к реальной действительности. Аналогичное значению термину "принцип" придают и филологи. Таким образом, в смысле "исходного положения", "убеждений", "взглядов" рассматриваемый термин употребляется в его основном понимании.

В философском смысле: принцип есть теоретическое обобщение наиболее типичного, что констатирует и выражает закономерность, положенную в основу познания вообще или в основу какой-либо отрасли знания. Сходное понимание принципа дается и другими учеными. Принцип основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции. Таким образом, под принципом понимается кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность, подытоживающая ее прошлый опыт, проверенный практикой и временем, не имеющая контрфактов и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений ее дальнейших теорий. Применительно же к практической деятельности принцип "означает одно из основных, общих требований, которому должна отвечать данная деятельность".

Сущностные положения названных определений весьма значимы. Во-первых, на авансцену определения понятия "принцип" выносится не просто "начало", "основа", а "первоначало" ("основополагающее первоначало"). Во-вторых, "первоначалом" (или основополагающим первоначалом") могут выступать однопорядковые явления в виде "руководящей идеи" ("основного положения", "основного правила", "исходного пункта"). И, наконец, в-третьих, указанные явления ограничиваются лишь сферой поведения или предпосылкой определенной теории, концепции. Несмотря на известное сходство, понятие "первоначало" употребляется иногда в разных значениях. Так, если в философии проблема "первоначала" означает соотношение материального и идеального, то в логике в качестве такового выступает постулат, из которого затем редуцируется теория, требующая определенной интерпретации.

На современном этапе наибольшую актуальность представляет обнаружение связей между различными аспектами определения понятия "принципы", если не во всех, то во многих общественных науках. Это объясняется не только логическими задачами научного исследования, но и практическими потребностями взаимосогласованности обобщенных определений. Практически определению понятия предшествуют мыслительные операции по выявлению и отбору элементов, обладающих известными свойствами и включаемых в объемы определяемых понятий. Определения выступают, стало быть, средством отбора и дифференциации и обобщения явлений реальной действительности и в этом смысле служат эффективным инструментом более частых явлений, имеющих важное значение в практической деятельности. Определения в целях их объективного выражения и доведения до соответствующего круга лиц выражаются в терминах - основное выражение понятий.

Именно в этом случае большое значение имеет соответствие смыслового содержания понятия "принцип" и формы его словесного выражения. Поиски так называемых принципов начинаются уже в античной философии, где в качестве исходного принципа бытия пытались рассматривать ту или иную субстанцию1. Анаксимандр (около 611-545 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса, первый поставил вопрос о "начале" всего сущего и определил это начало как принцип, алейрон. Апейрон - (от греческого apeiron- неопределенное) это первовещество, бесконечность природы, нечто "божественное"2; неопределенная и беспредельная субстанция; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как созидательное, движущее начало: оно не доступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность3. Из алейрона путем выделения возникают различные вещества4. Анаксимандр же ввел и само представление о принципе - «архе» (греческое arche - первопричина). В дальнейшем нахождение основ бытия (принципа) стало рассматриваться как основная задача философии. После того как тот или иной принцип бытия был сформулирован, он нередко начинал рассматриваться и как исходный пункт объяснения.

Принцип в субъективном смысле - основное положение, предпосылка (принцип мышления)7 Некоторые философы понимают под принципом своеобразную максиму - всеобщее жизненное правило, краткое жизненное изречение.

Принцип в объективном смысле - исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия).

Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего, нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимают (если касаться содержания) следующие: Фалес - воду; Анаксимандр - качественно неопределенный бесконечный "алейрон"; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь (эфир); Пифагор - число; Анаксагор - геометрию; Эмпедокл - 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит и Эпикур - форму и материю; стоики -пневму; Спиноза - субстанцию; Шеллинг - абсолют; Гегель - идею, то есть сам по себе существующий разум; Фихте - "Я"; Шопенгауэр - волю; Э. Гартман - бессознательное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.