на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Приостановление предварительного следствия: основания, порядок
редставляется логичным, что по делам, по которым в двухмесячный срок не удалось собрать доказательства для предъявления обвинения, следует продлевать срок расследования. Если после исчерпания всех возможностей по собиранию доказательств не выявлены основания для привлечения лица в качестве обвиняемого, такие дела должны не приостанавливаться, а прекращаться по п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ. Представляется недопустимым приостановление производства по делу в отношении подозреваемого еще и потому, что такое лицо будет без достаточных доказательств находиться длительное время в состоянии подозрения, что не может согласовываться с тенденцией усиления защиты прав и законных интересов личности. Это состояние противоречит международным стандартам, исключающим неопределенные задержки в производстве по уголовным делам.

Изложенное позволяет высказаться за отмену этого нововведения, так как оно не согласуется с нормами международного права, ущемляет права и законные интересы не только обвиняемого, но и потерпевшего, ограничивая ему доступ к правосудию.

Главным субъектом, от которого зависит, будет ли приостановлено производство по уголовному делу или нет, является лицо, производящее расследование. Никакие субъективные или объективные обстоятельства не могут заставить его приостановить производство предварительного расследования, пока у этого лица не сформируется внутреннее убеждение в необходимости принятия такого решения. Поэтому наличие одних лишь оснований и условий не влечет за собой автоматического приостановления предварительного расследования. Ведь по истечении срока предварительного расследования появляется как минимум два варианта действий: либо продлить срок предварительного расследования, либо приостановить производство по делу. В каждом случае следователь руководствуется требованиями, предписанными законом, - устанавливает легитимность обстоятельств, которые лежат в основе приостановления, решает, выполнены ли все возможные и необходимые следственные действия, собраны ли все доказательства по делу. За исход дела следователь несет индивидуальную ответственность и поэтому его права, сроки исполнения его поручений и запросов по приостановленным производством делам должны быть регламентированы уголовно-процессуальным законом.

Новым в УПК РФ является и то, что законодатель наделил начальника следственного отдела правом отменять постановление следователя о приостановлении производства по делу. Это вполне обосновано, так как позволит своевременно реагировать на незаконное и необоснованное решение следователя.

Поэтому, важной гарантией своевременности раскрытия преступления и законности привлечения к уголовной ответственности обвиняемого является ведомственный контроль начальника следственного отдела и прокурорский надзор как в ходе предварительного следствия, так и при его приостановлении. При этом начальник следственного отдела вправе: проверять материалы уголовного дела; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения. При этом он проверяет имеющиеся в деле доказательства о наличии совершенного преступления, достаточности доказательств для предъявления обвинения и установления факта умышленного уклонения обвиняемого (подозреваемого) от следствия либо отсутствия реальной возможности его участия в уголовном деле, а также наличии временного тяжкого заболевания, своевременность объявления его розыска и организацию необходимого взаимодействия по этому вопросу с органом дознания. Он осуществляет контроль за истечением сроков предварительного следствия и выполнением всех следственных действий, производство которых возможно без участия обвиняемого до приостановления предварительного следствия. При этом проверка всех указанных выше обстоятельств является процессуальной обязанностью начальника следственного отдела и препятствует незаконным и необоснованным решениям органов расследования1.

Вместе с тем, к факторам, снижающим эффективность как ведомственного контроля со стороны начальника следственного отдела, так и прокурорского надзора за законностью и обоснованностью приостановления предварительного следствия и розыска скрывшихся от следствия обвиняемых, относятся запоздалое выявление нарушений законодательства, допущенных органами расследования, и отсутствие должного контроля за выполнением указаний по устранению нарушений уголовно-процессуального закона.

Раскрывая понятие приостановления предварительного расследования по делу, все ученые, исследовавшие этот уголовно-процессуальный институт, отмечают, что это вынужденный перерыв производства по делу, обусловленный фактом невозможности участия в расследовании обвиняемого. Он или не установлен вообще, и тогда преступление считается нераскрытым, или личность его установлена, но он реально не имеет возможности участвовать в производстве следственных действий по делу. Следователь или дознаватель не имеют возможности своевременно устранить обстоятельства, препятствующие участию обвиняемого в производстве по делу, и принимают решение о приостановлении производства следственных действий по делу.

Поэтому, не случайно понятие «приостановление производства» является постоянным предметом научных дискуссий. Так, одни ученые рассматривают его как уголовно-процессуальную деятельность, связанную с нарушением нормального развития судопроизводства, то есть как исключительную уголовно-процессуальную форму, при этом понимают под приостановлением временный перерыв в производстве по делу, вызванный невозможностью его ведения в силу различных объективных причин и отрицают возможность производства следственных действий, судебного разбирательства по приостановленному делу. Другие процессуалисты рассматривают институт приостановления производства по делу как совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, возникающих на стадии предварительного расследования и судебного заседания и обусловленных тем, что ввиду обстоятельств, временно препятствующих привлечению обвиняемого (подсудимого) к фактическому участию в процессе, дальнейшее ведение дела в данное время становится невозможным. Отсутствие единого и правильного понимания сущности и целей приостановления производства по делу приводит к тому, что следователи и судьи, приостанавливая дело, самоустраняются от всякой по нему работы, в том числе связанной с розыском скрывшихся обвиняемых, подсудимых.

Представляется, что при определении данного понятия в большей степени подлежат отражению особенности уголовно-процессуальной деятельности, а не правоотношения. Кроме того, в нем следует подчеркивать возможность продолжения реализации следственных действий, решение о проведении которых принято до приостановления производства по делу без его возобновления. Ведь проведение экспертного исследования назначенной до приостановления производства по делу экспертизы продолжается, несмотря на постановление о его приостановлении, о чем эксперты даже не уведомляются. Постановление о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию обвиняемого или его родственников, о задержании и этапировании после розыска также исполняются. Лицо, производящее предварительное расследование, или судья, приостановившие производство, не вправе лишь принимать иные процессуальные решения по делу без его возобновления.

Как видим институт приостановления производства - неотъемлемая часть российского уголовно-процессуального права. Центральное место в нем занимают нормы, определяющие порядок приостановления производства в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Этот факт объясняется рядом причин: во-первых, подавляющее большинство дел (более 90%) приостанавливается именно по этому основанию; во-вторых, именно данному основанию следует уделять наибольшее внимание в связи с тем, что в отличие от других оснований здесь не установлено лицо, совершившее преступление, а, значит, задачи уголовного судопроизводства не выполнены даже частично. Общественная же опасность правонарушителя лишь возрастает, ибо безнаказанность способствует совершению новых преступлений.

Считаем необходимым сформулировать следующую дефиницию, приостановление производства по уголовному делу в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следует рассматривать как решение компетентного на то лица либо органа о временном изменении методов работы по уголовному делу, заключающемся в отказе от проведения следственных действий и сосредоточении внимания на организации оперативно-розыскной деятельности.

Факт вынесения постановления о приостановлении производства свидетельствует о начале перерыва в ведении расследования процессуальными средствами и означает, что следователь по закону никаких новых следственных действий в целях получения доказательств, изобличающих лицо, не производит и свои действия не протоколирует, процессуальные решения не принимает . Следовательно, деятельность по таким делам, вплоть до возобновления производства протекает в иной, не всегда процессуальной, форме.

Приостановление предварительного следствия - это временный перерыв в процессуальной деятельности следователя, вызванный объективно существующей невозможностью продолжить и закончить расследование дела в связи с отсутствием обвиняемого или лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, начинающийся с момента вынесения постановления о приостановлении следствия и заканчивающийся вынесением постановления о его возобновлении или прекращении.

По данным МВД РФ, процент приостановленных дел значителен. Только за 2001 год по сравнению с 2000 годом количество приостановленных за не установлением и не розыском лица, совершившего преступление, уголовных дел возросло на 131,4 тыс., или на 17,3%. Удельный вес приостановленных к числу расследованных дел в 2001 году возрос с 44,6 до 49,4% .

На 1 января 1994 года остаток приостановленных дел по всем основаниям в России составлял 6,5 миллиона уголовных дел. В 1994 году приостановлено 1212871 уголовных дел, а в 1995 году еще приостановлено 1097033 уголовных дела.

Не изменилось положение и в 2004 году. За 7 месяцев 2004 года раскрываемость составила всего 57,3 %. За период с 2000 года по 2004 год раскрываемость ухудшилась на 18,9%. Анализируя состояние раскрываемости преступлений, заместитель начальника Следственного комитета при МВД России Б.Я. Гаврилов в диссертации на соискание учебной степени доктора юридических наук пишет, что в 2003 году по делам, расследованным следователями МВД России, лица, совершившие преступления, установлены только по 34,0% уголовных дел, тогда как официальные показатель уровня раскрываемости преступлений за 2003 год был обозначен 56,7%. Цифры эти различаются не в пользу процента раскрываемости1.

О состоянии работы органов предварительного следствия МВД Российской Федерации свидетельствуют следующие данные в таблице отражающей динамику приостановления производства по уголовным делам (2000-2004 г.г.)

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о неблагополучном состоянии дел по борьбе с преступностью и соблюдению законности при расследовании уголовных дел и учете преступлений в правоохранительных органах.

Итак, анализ содержания деятельности следователя по приостановленному уголовному делу позволил выявить ряд основных факторов, влияющих на результаты деятельности по обнаружению обвиняемых (подозреваемых). К ним относятся: несвоевременность объявления розыска, отсутствие четкого разграничения компетенции субъектов розыскной работы и их взаимодействия. Недостаточная активность следователей по розыску обвиняемых как до, так и после приостановления дела, отсутствие средств, необходимых для обнаружения разыскиваемого обвиняемого.

В деятельности следователя в рассматриваемом направлении можно выделить три самостоятельных этапа, каждый из которых имеет свои специфические задачи и особенности. Первый этап - это профилактическая работа следователя, направленная на предотвращение возможности лицу, совершившему преступление, скрыться. Начинается эта деятельность с момента возбуждения уголовного дела следователем и заканчивается избранием в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения или отобрания обязательства о явке. Второй этап начинается с момента получения информации об отсутствии обвиняемого в месте проведения предварительного следствия (неявка к следователю по вызову, отсутствие по месту постоянного жительства) и заканчивается (в случае, если он скрылся) объявлением его розыска. Основной задачей следователя здесь является установление факта и причин отсутствия лица, совершившего преступления (обвиняемый или подозреваемый скрылся или его местонахождение неизвестно по иным причинам). Третий этап характеризуется деятельностью по розыску обвиняемого (подозреваемого), который начинается с момента его объявления и продолжается до обнаружения обвиняемого (подозреваемого) либо прекращения уголовного дела по различным основаниям, предусмотренным законом.

По нашему мнению под розыском обвиняемого (подозреваемого) следует понимать деятельность следователя и органов дознания, представляющую собой предусмотренную уголовно-процессуальным законом и другими нормативными актами совокупность следственных и розыскных действий, а также оперативно-розыскных мер, направленных на обнаружение и задержание скрывшегося обвиняемого (подозреваемого), а также обвиняемого (подозреваемого), местонахождение которого неизвестно органам следствия по иным причинам, в целях создания условий для разрешения конкретного уголовного дела. Вместе с этим определяются различия между розыском, осуществляемым до приостановления предварительного следствия и после приостановления производства по делу. В последнем случае деятельность следователя значительно усложняется в связи с сужением круга средств, которыми он располагает для обнаружения обвиняемого. По приостановленному производством уголовному делу, следователь может осуществлять розыск обвиняемого (подозреваемого), используя при этом лишь меры организационно-поискового характера (гласные розыскные действия), но не следственные действия. Гласные розыскные действия следователя отличаются от оперативно-розыскных мер, производство которых находится в строгой компетенции органа дознания в соответствии со ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Розыскные действия и оперативно-розыскные меры различаются между собой формой, методами и средствами их производства, а также возможностью использования полученной в ходе этих мероприятий информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.