p align="left">На наш взгляд, конечной целью анализа финансового состояния должника является достаточная проверка финансового и экономического состояния должника с тем, чтобы определить возможные перспективы развития должника, поскольку процедура наблюдения является предварительной и позволяет установить, какие процедуры банкротства будут проводиться в дальнейшем. Несмотря на то, что Законом о банкротстве 2002 г. в качестве единственного критерия несостоятельности отмечен лишь один признак - неплатёжеспособность, критерий неоплатности целесообразно использовать на практике, так как именно на его основе анализируется финансовое состояние должника с целью определения возможности восстановления платёжеспособности последнего или признания юридического лица банкротом со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными для организации последствиями. В конечном итоге, применяемые для проведения анализа финансового состояния должника методические подходы должны обеспечивать получение объективной и адекватной оценки финансового состояния и результатов деятельности должника. Резюмируя сказанное, отметим, что процедура наблюдения призвана обеспечить интересы, как кредиторов, так и должника, и позволяет избежать возможных конфликтов. А значит, надлежащее применение мероприятий в рамках процедуры наблюдения позволит достигнуть баланса интересов должника и кредиторов и создать необходимые предпосылки для наиболее справедливого, адекватного разрешения дел о банкротстве. Применительно к процедуре наблюдения проблема эффективности решается следующим образом. Уровень эффективности данной судебной процедуры во многом определяется тем, в какой степени добросовестно выполняет свои функции временный управляющий. От того, насколько тщательно и достоверно будет проведён анализ финансового состояния должника и насколько полно временный управляющий сумеет принять меры по обеспечению сохранности имущества должника, зависит результат проведённой процедуры наблюдения. Следует также отметить, что с момента введения процедуры наблюдения сам руководитель должника нередко пытается изыскать скрытые резервы и удовлетворить требования кредиторов-заявителей. Именно эффективно проведённая процедура наблюдения позволит на последующих этапах конкурсного права реализовать в достаточной степени цели несостоятельности (банкротства) и обеспечить, в конечном итоге, эффективное функционирование экономики, соответствующее общемировым стандартам. На наш взгляд, введение процедуры наблюдения отвечает складывающемуся в России продолжниковому типу законодательства о банкротстве, так как направлено на сохранение активов должника и изыскание возможности восстановления его платёжеспособности путём проведения анализа финансового состояния юридического лица. 2.2 Правовое регулирование процедуры финансового оздоровления Согласно ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г. финансовое оздоровление представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление - новелла российского законодательства о банкротстве - относится к числу реабилитационных процедур. В свою очередь, реабилитационные процедуры направлены на восстановление платёжеспособности должника и являются характерной чертой современного конкурсного процесса. Как отмечалось выше, ряд авторов к числу восстановительных процедур также относят досудебную санацию. Карелина С.А. Соглашение о досудебной санации [Текст] //Предпринимательское право.- 2007.- № 1.- С.19. Однако досудебная санация является не процедурой, а мерой, предотвращающей банкротство должника, поэтому не относится к числу восстановительных процедур банкротства. Согласно ст. 31 действующего Закона о банкротстве 2002 г. досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платёжеспособности должника, которая предоставляется учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами. Следует отметить, что число реабилитационных процедур возросло после принятия Закона о банкротстве 2002 г., поскольку предусмотрена возможность введения ещё одной процедуры, направленной на восстановление платёжеспособности, - финансового оздоровления. Осуществление данной процедуры должно позволить при определённых условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за хозяйствующим субъектом даже в условиях возбуждённого дела о банкротстве. Термин «финансовое оздоровление» не является новым в российском законодательстве о банкротстве. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический. [Текст] / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Омега-Л, 2003. - С. 153. В частности, данное понятие встречается в Федеральном законе от 25.02.1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Собрание законодательства РФ. - 1999. - №9. - Ст. 1097. в котором под финансовым оздоровлением понимается не процедура, а одна из мер по предупреждению банкротстве кредитных организаций. Следовательно, финансовое оздоровление в отношении кредитных организаций осуществляется ещё до применения процедур банкротства. Трофимов К.Т. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». [Текст] М.: Юридическая фирма КОНТАКТ; ИНФРА-М, 2001. - С. 9. Кроме того, термин «финансовое оздоровление» встречается и в наименовании уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства - Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Значит, когда законодатель использует термин «финансовое оздоровление» в наименовании уполномоченного государственного органа в делах о банкротстве, то имеются в виду все те мероприятия, которые направлены на вывод юридических лиц из экономического кризиса и восстановление их платёжеспособности. В связи с вышеизложенным нам представляется нецелесообразным использование понятия «финансовое оздоровление» для обозначения одной из процедур банкротства юридических лиц. Во-первых, такое применение приведёт к терминологической неточности, поскольку финансовое оздоровление является целью любой реабилитационной процедуры банкротства. Во-вторых, применение названного термина создаст путаницу, так как само по себе «финансовое оздоровление» может употребляться, как минимум, в трёх смыслах: как мера по предупреждению банкротства кредитной организации, как мероприятия, направленные на восстановление платёжеспособности должника, и, наконец, как новая реабилитационная процедура банкротства юридических лиц. С учётом данных обстоятельств полагаем, что для обозначения рассматриваемой судебной процедуры банкротства будет более целесообразным использовать другую, однозначную, терминологию. Формальным основанием для введения в отношении юридического лица процедуры финансового оздоровления является определение арбитражного суда, которое, в свою очередь, принимается на основании решения собрания кредиторов. Традиционно при анализе каждой процедуры банкротства наряду с формальным определяются и материальные основания для её введения. По отношению к новой процедуре финансового оздоровления материальным основанием можно считать те факты и обстоятельства, выявление (наличие) которых и позволяет арбитражному суду вынести определение о введении данной реорганизационной процедуры. К таким обстоятельствам относится реальная возможность восстановления платёжеспособности, а также фактическая способность должника или третьих лиц погасить задолженность перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности. Введение финансового оздоровления преследует две основные цели: восстановление платёжеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Первая из названных целей характерна для любой реорганизационной процедуры (полностью соответствует продолжниковому подходу к законодательству о банкротстве), тогда как вторая отражает специфику финансового оздоровления и, в свою очередь, приближает данную судебную процедуру к нейтральному типу законодательства о несостоятельности. Исходя из указанных целей, основными документами в рамках названной процедуры являются план финансового оздоровления, направленный на реализацию задачи восстановления платёжеспособности должника, и график погашения задолженности, который способствует выполнению цели погашения задолженности перед кредиторами. План финансового оздоровления согласно п.1 ст. 84 Закона о банкротстве 2002 г. должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления. Указанные требования, предъявляемые к плану финансового оздоровления, ориентированы на реализацию только одной из целей анализируемой судебной процедуры - погашение задолженности. Представляется, что во исполнение основной цели финансового оздоровления - восстановление платёжеспособности должника - в плане финансового оздоровления должны также предусматриваться меры по оздоровлению должника (что позволит оправдать и название данной процедуры). Полагаем, что в этом случае подлежат субсидиарному применению положения ст. 106 Закона о банкротстве 2002 г., регламентирующие содержание плана внешнего управления. Свою позицию мы обосновываем тем, что внешнее управление как реабилитационная процедура также предусматривает в качестве основной цели восстановление платёжеспособности должника. Поэтому применение тех мер, которые рассматриваются в главе VI Закона о банкротстве («Внешнее управление»), может способствовать и выполнению задач другой реабилитационной процедуры - финансового оздоровления. Таким образом, отсутствие в действующем законодательстве, регламентирующем порядок проведения финансового оздоровления, отсылочных норм, предусматривающих возможность применения ряда положений Закона о банкротстве 2002 г., относящихся к процедуре внешнего управления, является пробелом действующего законодательства. Полагаем, что отсутствие таких ссылок не позволит фактически реализовать новую судебную процедуру, а значит, можно прогнозировать, что эффективность её осуществления в будущем будет достаточно низкой. Несомненный интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют вопросы управления должником в ходе финансового оздоровления. В отличие от другой реорганизационной процедуры - внешнего управления, в ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия, но с учётом ограничений, установленных Законом о банкротстве 2002 г. В частности, должник может совершать ряд сделок только с согласия определённых субъектов. Все подобные сделки можно разделить на две группы. Первую группу образуют сделки, которые должник вправе совершать только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Сюда относят сделки, в совершении которых у должника имеется заинтересованность, или которые: связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчётную дату, предшествующую дате заключения сделки; влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника; влекут за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов. Во вторую группу сделок входят те из них, которые должник вправе совершать только с согласия административного управляющего. Данную группу образуют сделки, которые: влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности; влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; влекут за собой получение займов (кредитов). Указанное подразделение всех сделок, которые могут совершаться должником только с согласия определённых субъектов, на две группы, на наш взгляд, может создавать серьёзные препятствия для осуществления одной из целей финансового оздоровления - восстановления платёжеспособности должника. По сути, должник лишается возможности нормально функционировать, так как его действия во многом сдерживаются волей определённых Законом о банкротстве 2002 г. субъектов. Кроме того, сложность надлежащего функционирования юридического лица может предопределяться тем, что согласие в определённых случаях необходимо получить от одного из двух вышеназванных субъектов, что не всегда будет возможно оперативно осуществить. Вместе с тем, нам представляется необоснованной позиция законодателя, который предписывает получить согласие разных субъектов в ситуации использования института займа (кредита): на получение займа необходимо получить предварительное согласие административного управляющего, а на его выдачу - согласие собрания кредиторов. Считаем, что законодателю следует унифицировать вопросы получения такого рода согласия, предусмотрев необходимость его получения от одного из названных субъектов конкурсного процесса, для чего нужно внести изменения в указанную статью Закона о банкротстве 2002 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|