p align="left">Для формирования гражданского общества правовое регулирование информационных общественных отношений имеет важное значение, и, наоборот, в соответствии с Доктриной информационной безопасности, развитие в России основ гражданского общества является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни. Шилов С. утверждает, что первый шаг в деле формирования отечественного гражданского общества уже был сделан - власть и крупный бизнес созрели до уровня принятия стратегических решений о мировоззренческой устойчивости и безопасности, и пошли на создание соответствующих отечественных организационно-финансовых фондов. Был сформирован профиль комплексного сотрудничества структур гражданского общества с властью и бизнесом - профиль общественной экспертизы решений и проектов решений власти, экспертизы законодательства, программ и стратегий бизнеса. Для того чтобы сделать следующий шаг, необходимо более глубокое понимание сути концепции гражданского общества - нужна инновационная идея отечественного гражданского общества. Инновационная идея отечественного гражданского общества - это идея его конкурентоспособности. Российское государство в корне отличается от советского как по своим политическим ориентациям, так и по неизмеримо выросшей открытости. Хотя, это пока далеко не правовое государство (оно, и не может быть таковым в отсутствии гражданского общества), но оно отнюдь не монолитно, и при этом в нем есть силы, стремящиеся сделать его правовым. 2.3 Политическое право и гражданское общество - региональный аспект М. Рац выделяет три этапа построения гражданского общества. Это -профессионализация, в основе которой лежит формирование профессиональных сообществ; регионализация - формирование относительно автономных единиц развития; и, наконец, формирование политических партий. Смысл профессионализации постигается в сопоставлении со специализацией. Если специалистом человека делает обучение соответствующим методам работы, средствам и техникам, овладение необходимыми знаниями и умениями, то профессионалом он становится по мере приобщения к профессиональным ценностям, принципам деятельности, культурным и морально-этическим нормам. В СССР все это устанавливалось централизованно и единообразно по ведомственному принципу. Специализация и профессионализация были «склеены», а точнее, профессионализм как общественно значимый социокультурный феномен просто не существовал. В гражданском обществе держателями ценностей, принципов, норм и образцов профессиональной деятельности выступают профессиональные сообщества. Профессионалом здесь становятся не получив диплом вуза, а получив признание коллег, став членом сообщества, будь то Общество гражданских инженеров в США, Геотехническое общество в Швеции или общество химиков-пластификаторов (специалистов по пластмассам) во Франции. Отделенное от государства сообщество ответственно за трансляцию профессиональной культуры, соблюдение профессиональной этики и, главное, за развитие профессии. Профессионализация активно идет в России: достаточно сослаться на бизнесменов, журналистов, политологов. Но, к сожалению, наше государство никак не поддерживает эти процессы. Регионализация - это менее известный, но для России, может быть, не менее важный процесс. Региональное сообщество многомерно по-иному, нежели профессиональное: природные условия, хозяйственный и бытовой уклад, местные традиции и культура, национальные, конфессиональные и политические особенности выступают здесь в единстве, заставляющем вспомнить глубокую мысль В. Гавела, который связывает понятие «Родина» (в данном случае «малая Родина») именно с такого рода многомерностью. При этом он подчеркивает, что выпячивание какой-либо одной из связующих идей в ущерб другим чревато бедами и несчастьями. В дореволюционной России регионализация и ее культурное осмысление в форме краеведения были ярко выражены. Советская власть со всем этим покончила, но и из голых «субъектов Федерации» Россия не складывается. Необходимо позаботиться о восстановлении и развитии местных особенностей жизнеустройства во всем их многообразии политических партий, являющихся важнейшими субъектами политической жизни. Между тем за годы, прошедшие после отмены знаменитой шестой статьи советской конституции, политические партии у нас так и не сложились. Даже при том, что в этой области государством была предпринята активная попытка построить двухпартийную систему. Общероссийским пилотным проектом реализации эффективной модели развития гражданского общества и институтов политического права на региональном уровне является региональная целевая программа «Развитие институтов гражданского общества в Саратовской области на 2006-2007 годы». Для эффективного решения задач по развитию в области институтов гражданского общества в Программе заложен программно-проектный подход, ориентированный на достижение конкретных результатов. Базовой целью Программы по формированию организационно-финансовых основ гражданского общества является создание на территории области условий для повышения эффективности и финансовой устойчивости деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Для достижения этой цели Программа предусматривает решение следующих организационно-финансовых задач: 1.Расширение участия негосударственных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг области, поддержка общественно значимых программ и проектов. 2.Создание благоприятных условий для развития благотворительности. 3.Развитие взаимодействия между негосударственными некоммерческими организациями области и средствами массовой информации. Конкретными ожидаемыми результатами выполнения организационно-финансовой составляющей Программы станут: · увеличение количества негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих постоянную деятельность на территории области в рамках уставных целей более чем на 50 организаций; · оказание финансовой и иной поддержки более 100 некоммерческим организациям на сумму свыше 18 миллионов рублей; · отработка конкурсных технологий поддержки программ и проектов некоммерческих организаций за счет бюджетных средств; · реализация более 100 программ и проектов некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем; · оказание некоммерческими организациями различных социальных услуг более 20000 человек; · привлечение к выполнению программных мероприятий более 2000 добровольцев; · повышение социальной активности бизнеса; · укрепление взаимодействия некоммерческих организаций со средствами массовой информации; · привлечение некоммерческими организациями и издателями средств массовой информации для выполнения программных мероприятий более 19 миллионов рублей из внебюджетных источников; · обеспечение свободного доступа к информации о реализации Программы, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Базовой целью Программы по формированию институциальных основ гражданского общества является расширение и повышение эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления. Для достижения этой цели предусмотрено решение следующих институциальных задач: 1. Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора области. 2. Развитие механизмов, позволяющих населению принимать непосредственное участие в решении социальных проблем. 3. Формирование правовой базы и механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления и общественной экспертизы решений данных органов. Условия для развития инфраструктурных организаций гражданского общества планируется создать через ежегодный конкурс проектов «Развитие инфраструктуры негосударственного некоммерческого сектора Саратовской области». К таким организационным структурам относятся ресурсные центры, создаваемые в муниципальных образованиях и предоставляющие на безвозмездной основе консультационные, информационные и иные услуги негосударственным некоммерческим организациям. Ресурсные центры будут объединены в информационную сеть. В рамках решения задачи развития механизмов, позволяющих населению принимать прямое участие в решении социальных проблем, т.е. базовых механизмов непосредственного осуществления местного самоуправления, предполагается осуществление ряда мер по повышению информированности населения о деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению граждан знаниями и навыками, необходимыми для активного участия в местном самоуправлении. В целом, решение институциальных задач Программы должно привести к «измеримому» расширению и повышению эффективности участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления. Возрастут: · объем, формы и содержание разработанных в рамках Программы документов по вопросам осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти области и местного самоуправления и общественной экспертизы решений данных органов; · количество негосударственных некоммерческих организаций, принявших участие в разработке правовой базы и механизмов общественного контроля и общественной экспертизы (с учетом основных направлений деятельности); · доля органов исполнительной власти области и местного самоуправления, ведущих базы данных о негосударственных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере компетенции этих органов; · количество проведенных семинаров по вопросам участия негосударственных некоммерческих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления, количество участников семинаров, доля участников семинаров, непосредственно занимающихся вопросами общественного контроля и общественной экспертизы; · количество и значимость правовых актов, прошедших процедуры общественной экспертизы, количество поправок, принятых по итогам ее проведения; · количество состоявшихся в рамках Программы совместных консультативных мероприятий органов государственной власти области и негосударственных некоммерческих организаций, конкретные результаты этих мероприятий, количество и персональный состав их участников; · доля реально действующих и вновь образованных негосударственных некоммерческих организаций, принявших участие в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления; · количество граждан, вовлеченных через негосударственные некоммерческие организации в процессы выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления в результате реализации Программы; · количество человек, воспользовавшихся доступом к информации о реализации Программы, возможностях участия в программных мероприятиях, программах и проектах, реализуемых негосударственными некоммерческими организациями, оказываемых ими социальных услугах, а также участии этих организаций в процессах выработки решений органов государственной власти области и местного самоуправления (в том числе через сайт «Гражданское общество в Саратовской области»). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Становление и развитие политического права является особым периодом истории человечества, государства и права. Политическое право возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. Становление политического права началось уже в эпоху античности. Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они при этом относили те формы, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Данный подход к политическому праву, основанному на типологизации государств, а также на критерии законности и противопоставлении законного правления беззаконию, в той или иной форме широко использовался в последующей политико-правовой мысли и в определенной мере сохранил свое значение до наших дней. От политического права неотделимо гражданское общество - его краеугольный камень. Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX вв. и была обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество. В Новое время круг частных интересов и самостоятельности частного лица все более расширяется и начинает постепенно охватывать отношения собственности, производства и распределения, товарно-денежный оборот, вопросы отношения к религии, свободы совести, свободы мысли и т.д. Вместе с тем этот расширяющийся круг частных дел и интересов все более высвобождается от прямого воздействия сложившейся при феодализме политической власти и формируется в относительно самостоятельную сферу гражданского общества. Основным субъектом политического права этого времени был человек как частное лицо, бюргер, формирующийся буржуа. Такое гражданское (бюргерское) общество, которое начало складываться в условиях разлагавшегося феодализма, было по своей сути антифеодальным, ориентированным на утверждение нового строя, на признание свободы и автономии частного человека в качестве его естественного и неотчуждаемого права, на учреждение государства, соответствующего потребностям и требованиям гражданского общества. Формирование и развитие политического права было продолжено в Новое Время и заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни даже в других развитых странах. Согласно концепции политического права, типы права и государства - это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы. Современным (исторически последним на настоящее время) типом права и государства является правовое государство. Этот тип государства и права новейшего времени можно назвать гуманитарно-правовым, поскольку здесь каждый человек именно как человек является (и официально признается государством и законом) субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и государства данного типа и обладают общеобязательной силой и значением. Будущее политического права в России зависит именно от того, насколько помимо чисто формальных, полудемократических или квазидемократических институтов, на низовом уровне появится общество, состоящее из гражданских ассоциаций, построенных не на основе каких-то импортированных с Запада уже готовых шаблонов, а сформированных вокруг реальных проблем сегодняшнего дня. Будущее гражданского общества в России, его существование зависит от повседневной, тяжёлой, мучительной, зачастую скучной борьбы или работы на самом нижнем уровне. ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция РФ. 2. Агеев М. Гражданское общество и его ценности.// Социс. 2003. №7. 3. Бендзь А. Формирование гражданского общества в России. // Общественные науки и современность. 2006. № 3. 4. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 2005. 5. Восленский М. Номенклатура. М., 2001. 6. Галкин А., Красин Ю. Проблемы формирования гражданского общества. - Институт социологии Российской академии наук. - М., 2007. 7. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. - М., 1972. 8. Гончарова А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: Моногр. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2001. 9. Гражданское общество: истоки и современность/ Научный ред. И.И. Кальной. СПб.,2000. 10. Гроций Г. О праве войны и мира. М.,1956. 11. Деев Н.Н. Современное гражданское общество в Западной Европе. // Государство и право. 2001. №6. 12. Ефремов А.А. Институты гражданского общества и региональное информационное законодательство. // Вестник ВГУ. 2001. №2. 13. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004. 14. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2006. 15. Зорькин В.Д., Мамут Л.С., Кикоть В.А. Новая Конституция: путь к свободе. // Конституционный вестник. 2000. №4. 16. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2006. 17. Кравченко И.И. Основы политологии. М., 2005. 18. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии// Полис. 2000. №5. 19. Локк Д. Избранные философские произведения. М.,1960. Т.2. 20. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989. 21. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы // Государство и право. 2004. №10. 22. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. 23. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации. // Государство и право. 2002. №8. 24. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2003. 25. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля: история и современность // Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 2000. 26. Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005. 27. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 2003. 28. Рац М. Идея «открытого общества» в современной России. М., 2004. 29. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.,1969. 30. Руткевич Е. История становления и развития гражданского общества.// Государство и право. 2002. №5. 31. Смольков В. Гражданское общество и пути его формирования // Обозреватель. 2002. № 20. 32. Теория государства и права/ Под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевалова. М.,2007. 33. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2004. 34. Шилов С. Гражданское общество. // www.kreml.org.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|