p align="left">Ш распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт; Ш адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.); Ш внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций); Ш осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте). Сам процесс планирования проходит четыре этапа: Ш разработка общих целей; Ш определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет); Ш определение путей и средств их достижения; Ш контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Формы стратегического планирования многообразны. Их многообразие обусловлено многоуровностью и многоаспектностью проблем, которые решаются в процессе управления экономического развития общества .В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе ,быстрым изменениям конъюнктуры на рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития в долгосрочной перспективе все больше возрастает роль стратегического планирования на макро уровне социально-экономичесой системы. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы, проекты, планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную ,всесторонне обоснованную политику. Стратегия организации- это комплекс принципов деятельности организации и её отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации ,а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенным запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. это одновременно перспектива развития и образец ,модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, её системе ценностей , в особенностях мотивации и контроля персонала. Термин « стратегическое управление « и стратегическое планирование» широко вошли в практику западного менеджмента в 60-е годы 20 века .При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением ,за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни. Для отечественной практики методы стратегического управления настолько новы, насколько и хороши знакомы, - всё зависит от подхода. С одной стороны ,пятилетние планы ,долгосрочное планирование в экономике прочно вошли в актив хозяйственной практике прошлого. В то же время современные методы стратегического планирования ,адекватные рыночные условиям и применяемые в быстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственным руководителям советских предприятий.В 90-е годы 20 столетия и в первые годы 21 века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности. 1.3 Общая характеристика стратегического планирования развития города и региона Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможности успеха. Среди них- методы и процедуры стратегического планирования. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона -это систематический процесс ,с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя: Ш согласование групповых интересов внутри сообщества; Ш инвентаризацию реальных ресурсов ,ограничений и благоприятных факторов; Ш определение реально осуществимых задач и целей; Ш формирование программ и планов действий. В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается ,планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти ,представителей частного бизнеса и государственных предприятий,общественных организаций и органов территориального общественного самоуправления. Стратегический план-документ, играющий важную роль в развитии города или региона. Он концентрируется на перспективах региона(города)и в каждой сфере должен выявлять главные ,ключевые факторы. Он не отменяет и не заменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона(города) областях. Стратегический план не является чисто административным документом. Это скорее договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественной организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками ,влияющими на развитие региона (города) ,с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех ,показывает перспективу и бизнесу, и властям ,и жителям, и потенциальным внешним инвесторам. Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона (города) снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона(города) и его администрации. Каждый город и регион ,сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по- своему. Однако ,общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой. Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня :как повысит уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий ,обеспечивающих достойную жизнь человека, высокий уровень и качество жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности ,степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому, в первую, планируется именно экономическое развитие .Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются: Ш привлечение в регион новых производств; Ш обновление структуры производства; Ш развитие имеющихся производств и, прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения; Ш создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Планы стратегического развития региона(города) могу принимать форму программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений . При составлении программ развития регионов необходимо ориентироваться на следующие принципы: Ш Переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышение уровня и качества жизни, изменение её к лучшему .Выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни ,повышение ее уровня и качества Ш Постановка целей и задач ,которые необходимо решить ,чтобы обеспечить достижение цели. Выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели. Ш Выявление ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели. Ш Проведение многовариантных расчетов и выборов приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемых результатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторов повышения эффективности. Ш Заключение договоров и контрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемыми участниками их реализации. Ш Применение эффективных методов управления(маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой, сетевой график, синхронизация ,мониторинг ,управление по результатам.) Новый подход к экономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой не только специалистов и экспертов ,но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения. Планирование экономического развития региона- это непрерывный процесс ,задающий рамки для любых ,в том числе тактических ,текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс стратегического планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое ,в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий ,предпринятых в рамках стратегического плана. В качестве примеров планов можно привести планы, разработанные в 1999 году администрациями городов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль. Эти планы были разработаны с участием Фонда «Институт экономики города»11 Мельников С.Б. Корпоратизм - российский путь реформ. М.: Издательская группа "АРиНА", 1996. .Каждый из этих планов индивидуален .Их объединяет то, что для их реализации практически не потребуется дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив- они направлены на создание условий для привлечение дополнительных ресурсов экономического развития и более эффективного использования имеющихся ресурсов. Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления, безусловно, стратегическое планирование не может появится как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами ,а также вовлечения в неё различных профессиональных сообществ 1.4 Корпоратизм Слово "корпорация" латинского происхождения (corporatio - объединение, сообщество). В литературе термин "корпорация" до сих пор употребляется преимущественно в значении "экономическая форма организации производства", то есть такой вид взаимодействия между людьми, который имеет акционерные начала и при котором капитал образуется путем продажи акций. Корпоратизм основан на принципах совладения корпоративной собственностью, подлинного самоуправления, на договорных отношениях между различными уровнями власти, на возрождении духовности и культуры в каждом местном сообществе. Корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, при котором "пирамида общественной жизни"11 Мельников С.Б. Корпоратизм - российский путь реформ. М.: Издательская группа "АРиНА", 1996. принимает наконец устойчивое положение: не только центр инициирует развитие, но сами местные сообщества, социальные организации, хозяйствующие субъекты, люди, проживающие на территориях, активно включаются в общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры на территориях, финансируют науку, культуру, образование, сами решают местные проблемы, под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами. Идейные истоки корпоратизма уходят в глубь мировой хозяйственной жизни. Элементы корпоратизма известны с момента появления человеческого общества, когда в процессе совместной деятельности люди вступали в отношения совладения собственностью, объединяли усилия в решении общих задач, согласовывали интересы и т. д. Неумолимая логика исторического развития такова: усложнение хозяйственной и социальной жизни объективно требует объединения и координации усилий всех членов общества. В разные исторические периоды формы объединения люден выглядели по-разному. В современных условиях наиболее эффективной формой взаимодействия, интеграции и координации усилий является корпоратизма. Во многих странах мира корпоративные формы организации как хозяйственной, так и социальной жизни стали ведущими. Именно на принципах корпоратизма "разрабатывались и реализовывались "прорывные" проекты выведения из разрухи и кризиса Германии, Японии, Южной Кореи и др. Интересно, что корпоративный путь развития открыла Россия. Издревле Россия развивалась на корпоративных началах: совладение собственностью, союз местных сообществ, трудовая демократия и местное самоуправление.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|