на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Происхождение государства в отечественной политико-правовой мысли от древности до современности
p align="left">При написании своего труда Владимир Мономах опирается на принципы «религиозной христианской этики, наполненных словами о Боге» История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 274. . Но, тем не менее, власть не обожествляется. «Власть- это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность, повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т.д.» Там же. С. 276. .

Владимир Мономах создал в своих трудах образ могущественного, процветающего государства, и его «Поучение» всегда будет примером единения Руси.

1.2 Образ государства в политико-правовых трудах Даниила Заточника

Произведение Даниила Заточника дошло до нас под названиями «Слово» и «Моление». Оно постоянно перерабатывалось, дополнялось, оно жило, творилось в течение ряда веков. Предположительно, это послание некоего Даниила к князю Переславля северного Ярославу Всеволодовичу. Кроме подписи под посланием, об авторе ничего неизвестно: ни точного времени жизни, ни времени написания послания.

Интересно, что Даниил назвал себя Заточником, но мы не знаем, действительно ли он был «заточен» или находился в «заточении» каких-то жизненных обстоятельств.

Трудно определить его положение в обществе. Можно только предположить, что он был служилым дворянином, положение которых было достаточно шатко в XIII-XIV вв. В труде «Моление» он упоминает о потере своего состояния: «Закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона» Изборник: сб. произведений литературы Древней Руси. Моление / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева; вступ. ст. Д.С. Лихачева. М., 1969. С. 226.. Даниил вынужден «молить» князя о предоставлении ему службы. Возможно, поэтому одна из редакций получила название «Моление». Стараясь расположить князя и вызвать доверие его доверие к своим советам, он красочно описывает свои достоинства: «Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе» Там же. С. 227..

Большое внимание Даниил уделяет описанию формы правления в государстве. Подробно рассматривает формирование Совета при князе - Думы, дает советы по подбору думцев, которые не богатством знатны должны быть, а умом. Так в «Слове» он пишет: «Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая» Изборник: сб. произведений литературы Древней Руси. Моление / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева; вступ. ст. Д.С. Лихачева. М., 1969. С. 229..

Даниил ярко описывает образ князя: «Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский» Там же. С. 227. И сила князя в его «грозе», подразумевающей под собой наличие многочисленного войска, которым должен восхваляться князь: «Нашь царь богатей тебе не множеством злата, но множеством воя; зане мужи злата добудуть, а златом мужей не добыти» Там же. С. 229.. Такое войско это должно существовать не для захватнических войн, а для защиты своей земли Русской.

Процветание государства, прежде всего, зависит от князя. Нищета толкает людей на разбой. «Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете. Если же буду беден, задумаю воровство или разбой, как женки распутство» Там же. С. 227.. Князь должен заботится и о численности населения, не только сохранить ее, но и приумножить.

В «Послании» автор подвергает критике боярское самоуправство. «Боярское засилье порождает беспорядки в государстве и наносит ущерб авторитету княжеской власти» Там же. С. 229.. «Лучше бы мне ноги свои видеть в лаптях в твоем дворе, нежели в червленых сапогах на боярском дворе, лучше мне в дерюге служить тебе, нежели в багрянице на боярском дворе. Лучше бы мне воду пить в твоем дворе, нежели мед пить на боярском дворе. Лучше мне воробей испечен принимать от твоей руки, нежели баранье плечо от господарей злых» Там же. С. 231..

Даниил Заточник желает видеть свою страну сильной, хорошо защищенной и управляемой мудрым князем, опирающимся на Думу, составленную из разносословных и разновозрастных членов, отличающихся умом и способных решать государственные дела.

1.3 Политические и правовые идеи «нестяжательства»

«Нестяжательство» - направление политической мысли, выступившее с предложением о реорганизации русской православной церкви и потребовавшие от нее отторжения земельных владений. Начало данному течению было положено во второй половине XV в. Очень часто, особенно в литературных произведениях, его именуют движением «заволжских старцев», так как в качестве главных его проводником выступали монахи Заволжья. Само название «нестяжатели» появилось благодаря характеру их учений. Они проповедовали бескорыстие, то есть нестяжание, а именно, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, туда входили и земельные наделы, селами, и превратиться в школу духовной жизни. Основная идея - это стремление не к материальному богатству, а к духовной гармонии внутри человека. Для этого необходима свобода от внешнего мира, от некоторых «мирских благ» История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2006. С. 104. . Данная идеология призывала также отказ иерархов русской православной церкви от «владения огромным материальным богатством» Там же. С. 105. .

Основным идеологом доктрины нестяжания был преподобный Нил Сорский, мирское имя - Николай Майков (ок. 1433 - 1508). Сведений о его жизни сохранилось совсем мало. Известно, что еще в юности он постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, много странствовал по Востоку, посещая места, связанные с Иисусом Христом. Основал на Вологодчине Нилову пустынь. Так называлось сообщество монахов, живущих в отдельных кельях в лесных дебрях. Фамилия «Сорский» происходит от названия реки Сорка.

Придерживаюсь идеалов раннего христианства, Нил Сорский считал, что праведный человек должен бороться со страстями, самой пагубной из которых, по его мнению, является сребролюбие. Оно не появляется у человека с рождением, а приобретается вследствие воздействия его с внешней средой. Страсть эта приводит к возникновению страшного порока в обществе - «стяжания». Поэтому главной задачей православной церкви является оказание помощи человеку в преодолении страстей.

Необходимым условием праведной жизни, то есть жизни по мнению Сорского, является бескорыстие. Подобная жизнь может быть установлена внутри самого человека.

Преподобный не допускал владения частной собственностью ни отдельным монахом, ни даже монастырем. Используя, идея Нила Сорского, Иван III пытался провести секуляризацию церковных и монастырских земель в пользу государства. Но попытка оказалась неудачной. Духовенство было решительно против данного нововведения, и Иван III решает не вступать в открытый конфликт с церковью.

Касаясь проблемы еретичества, Нил Сорский считал, что нельзя совершать насилие над волей человека, и каждый выбирает свой путь духовного спасения. «Мнозем же ненавидимо, еже по Бозе своеа воля отсечение, но свое кождо оправдание лихоимствует» Письмо 204. Сорский Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма. М., 1993. Т. 7. С. 32. . Это исключает возможность наказания еретика средствами и силами государства. Сорский считает, что даже церковь не имеет права преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь ему найти путь истинный посредствам дружеской беседы, советов. И «только Бог способен внушить ему исправление» История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца . М., 2005. С. 227..

Продолжатели учения Нила Сорского не были столь последовательны как их наставник.

В числе сторонников идеологии нестяжательства следует отметить Максима Грека, подлинное имя Михаил Триволис (ок.1470 - 1556). Он родился в знатной и богатой семье греческих аристократов. Получил достойное образование, слушая лекции в лучших итальянских университетах Флоренции, Падуе, Болонье, Ферраре и Милане. Увлечение богословием возникло Грека во Флоренции под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря, куда в последующем и постригся в монахи. В 1504 году Максим Грек принял православие и поселился в Ватопедском монастыре в Афоне. В Москву он попадает случайно, причиной тому - просьба великого князя Василия III о переводе Псалтыря на русский язык.

«Главным пунктом всех рассуждений Максима Грека является евангельская проповедь предпочтительности «нестяжания» и обязательности личного труда» История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2005. С. 228.. Те, кто принял монашеский обет, лучше «обнищати же изволяй паче, нежели сребром облиятися» Громов М.Н. Максим Грек. М.,1983. С. 109.. А существующая церковь пренебрегает евангельскими заповедями, собирая вокруг себя земельные богатства. Грек считал, что необходимо прекратить монастырские «стяжания», рабскую эксплуатацию крестьян, которая доводила их до полного обнищания; использовать церковно-монастырские богатства для раздачи милостыни. Государство обязано было использовать силу принуждения в том случае, если духовенство будет пренебрегать данными требованиями.

Немаловажными вопросами, интересовавшими Максима Грека, были происхождение и сущность верховной власти, формы ее организации и способы реализации. Он считал, что к законным способам происхождения власти можно отнести наследственное принятие престола и занятие его путем выборов, причем они должны осуществляться посредствам общественного мнения.

Форма власти, по мнению Грека, должна представлять такую ее организацию, при которой во главе государства стоит царь, он управляет подвластным ему советом. В его состав входят боярство и дворянство (начальники и воеводы). Плохих советников следует немедленно удалять, дабы они не оказывали дурного воздействия на князя. Роль по поддержанию мирной и стабильной жизни общества отведена воинству как одной из первостепенных сил.

Существование советов и советником является неотъемлемой частью государственного правления. Происходит некое ограничение самоволия царствующей персоны. Другой критерий для ограничения власти государя он видит в его моральных качествах. В этом просматривается мысль его предшественников о том, что «царь, как господин над людьми» История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2005. С. 230., должен избавиться от таких пороков, как сребролюбие, славолюбие, властолюбие и др.

Верховная власть, считает Максим Грек, - это реализация божественной воли. Царь рассматривается как образ царя небесного. «Носителя верховной власти он называет «высшим царем», русское государство - «всевидимой преславной державой», Москву - «царствующим всея Руси преславным градом» История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2005. С. 230.. Авторитет государства, в понимании Грека, незыблем.

В вопросе о соотношении церковной и светской властей Максим Грек придерживался византийской концепции, согласно которой церковь занимает главенствующую позицию над властью государя, ибо «святительство и царя мажет и венчает и утверждает, а не царство святителей» Максим Грек. Сочинения. Т. 3. С. 155..

Власть царя, согласно учению Максима Грека, обязательно должна быть ограничена законом. Термин «правда» употребляется у него для характеристики законных форм реализации власти. Государство должно быть очищено от разбойничества и всяческих беспорядков при помощи «правды» и правосудия, которое должно производиться так же на основании закона и с оказанием милости двум сторонам процесса. Тем самым князь будет удостоен милости божьей. Возникает идея «праведного государства», построенного на принципах «правды».

Учения Максима Грека, его положения об ограничении верховной власти законом, о должностных обязанностях царя, об устройстве правосудия получили свое продолжение в трудах мыслителей современности.

Каждый из идеологов нестяжательства, самостоятельно мыслящий, привносил в учение что-то свое, присущее только ему. Однако присутствует немало сходных для всех жизненных принципов, идей, воззрений. Всё это формировало единую идеологию нестяжательства. Представители данного течения стремились к созданию в обществе духовной власти, которая будет независима от государства и пользовалась бы предельным авторитетом среди всего населения.

В сущности, «нестяжательство» - это учение о том, как остаться человеком и не потерять собственного достоинства приобретя высшую государственную власть.

1.4 Политическое и правовое понимание государства И.С. Пересветова

Широкая программа политико-правовых преобразований была представлена видным русским мыслителем XVI в. Иваном Семеновичем Пересветовым. В своей теории он рассматривал такие вопросы, как форма правления, объем полномочий верховной власти, организация общерусского войска, создание единого законодательства. Им была проведена финансовая реформа и ликвидация наместничества, которые осуществлялись в области управления внутренними делами страны. Его удивительная дальновидность позволила ему наметить основную линию государственного развития на будущие годы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.