на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Происхождение государства в отечественной политико-правовой мысли от древности до современности
p align="left">Сословное разделение общества Посошков объяснял разделением труда, государство должно заставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере. Он выделял четыре сословия: 1) купечество; 2) дворянство; 3) духовенство; 4) крестьянство.

Иван Тихонович не был противником крепостного права, наоборот, он выступал за его расширение. Бедность крестьянства влияет на процветание государства. «Крестьянское богатство - богатство царственное, а нищета крестьянская - оскудение царственное» Там же. С. 77.. Он выделял три причины их нищеты:

Ш лень самих крестьян;

Ш произвол помещиков;

Ш невнимание правительства.

Посошков предлагал обязать помещиков постоянно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, - на помещика или на себя, - лишь бы своим трудом умножали богатство.

Необходимо было защитить крестьянское хозяйство от разорения помещиками, от произвольных поборов. С этой целью должен быть издан царский указ, ограничивающий крестьянские повинности (барщину, оброк) в пользу государственной казны и помещика. Главным было в том, чтобы последний не мог требовать с крестьян сверх положенного.

Центральным вопросом учений Посошкова было купечество. «Торг великое дело для государства»

Посошков И.Т. Указ.соч. С. 79. . Данная проблема была ему очень близка, потому как он сам некоторое время был купцом. Необходимо законом запретить торговать всем сословиям, кроме купеческого. Если же кто из другого сословия решит заняться торгом, то он должен через магистрат записаться в купечество. Тогда только он сможет торговать законно и пошлины в казну платить.

Купцам необходимо предоставить «право свободного торга», то есть свобода от конкуренции со стороны иностранных купцов, а также всех других сословий.

Для блага российского государства Посошков призывал Петра существенно изменить правовой статус дворянства. Дворяне должны выполнять новые обязанности, а не использовать свои многочисленные привилегии.

Духовенство, по мнению Ивана Тимофеевича, мало способствовало процветанию государства. Он обвинял их в необразованности и неспособности нести людям веру и проводить церковные службы. «Они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, - а в книжном учении и разумении не весьма довольни» Там же. С. 79..

Посошков верил, что в России можно установить режим законности, не отменяя крепостного права, вместо Соборного уложения 1649 года ввести в действие новое Соборное уложение, в разработке которого должны принимать участие все слои российского общества. С этой целью предлагалось созвать всесословное Собрание, в котором будет по два-три члена от каждого сословия.

Порядок принятия нового Уложения ничем не ограничивал царскую власть: проект будет утвержден лишь после согласия самого царя.

Большие надежды Посошков возлагал на судебную реформу, которая позволила бы обеспечить законность. Ряд предложений относился к осуществлению правосудия. Здесь важное место отводилось суду. Судья должен быть беспристрастен и независим. «Лучше сначала ради установления правды в судьи посадить из низких чинов, прежде всего из приказных людей, которые в делах искусны и страх Божий в себе имеют. И с ними посадить, где пристойно, и из военного (чина), которые от службы отставлены, и из купечества, у которых есть острота ума. И тем низкородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы они никаких лиц не боялись, кроме Бога да царя, и дела бы все свои делали по новосочиненному его императорского величества указу неизменно и от своего ума бы не мудрствовали... а за нарушение новоизложенного указа -- смерть» Посошков И.Т. Указ.соч. С. 83.

Судебная власть должна пользоваться непререкаемым авторитетом. Посошков считал необходимым искоренить взяточничество судей, волокиту, неправосудие. Предполагалось, уличенного во взятке судью или чиновника на первый раз подвергать штрафу, на второй раз - «за рубль по двести рублев, наказание на козле; а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам» Там же. С. 84..

Суд должен быть доступен всем сословиям: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому... И чтоб суд учинить близостный, чтоб всякому и низкочинному человеку легко было его доступать» Там же. С. 84..

Иван Посошков стремился направить страну по пути промышленного и торгового развития, устранить все аспекты, препятствующие процветанию государства, тем самым сократить.

2.2 Политико-правовая идеология В.Н. Татищева

Василий Никитич Татищев (1686-1750) был русским историком и государственным деятелем, происходил он из знатного дворянского рода.

Теоретической базой взглядов Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. Он нередко ссылался на труды Гроция, Пуфендорфа, Вольфа, Гоббса.

В рассуждениях о происхождении государства Татищев использовал гипотезу о преддоговорном естественном состоянии, то есть состояние «вольности», в котором господствует «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге привела к созданию государства, которое мыслитель рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью поисков общей пользы и обеспечения общей безопасности. В данный процесс Татищев вводит исторические начала: вначале люди заключили договор супружества, из него возникает второй договор - между родителями и детьми, затем - господами и слугами. В результате семьи разрослись и образовали целые сообщества, которым требовался глава, коим и стал монарх.

Татищев рассматривает крепостное право, как договорное расторжение его считал недопустимым одной из сторон. Такие жестокие формы несвободы, как рабство и холопство, он осуждал, считая, что они не являются договорами.

В государстве обязательно должен быть установлен юридический и экономический статус основных сословий, что придаст прочность государственному устройству.

Неоднократно Татищев выражал надежду на ведение мирной политики со стороны России. Войско в стране необходимо лишь в целях обороны. Военные должны быть образованными и мыслящими людьми.

Нередко мысли Татищева были обращены к вопросу о форме правления, которая зависит от следующих условий: местоположения, размера территории и состояния населения. Говорит автор и о смешанных формах правления, но особого значения им не придает. Худшей из всех форм правления является тирания (деспотия), а наилучшая - ограниченная монархия, при которой в управлении страной монарх опирается на двухпалатный выборный орган. Цель этого органа: подготовка законов, разрешение «дел внутренний экономии» и обсуждение важнейших проблем (война или же смерть государя). «Представительный орган состоит из двух палат: Сената - высшей палаты, в состав которой входит 21 представитель из дворян, и Совета - второй палаты, где заседает 100 человек, избранных по более широких нормам представительства» История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца . М., 2005. С. 448..

Монарх выступает в роли законодателя, но законы, издаваемые им, должны соответствовать критериям справедливости и общей пользы. Но объем данной деятельности крайне велик, поэтому необходимо поручить предварительное рассмотрение и одобрение каждого законопроекта ведомствам и выборным учреждениям, роль монаха будет заключаться в подписании готового законопроекта.

В вопросе судоустройства и судопроизводства Татищев предлагал провести профессиональную подготовку судей. Вообще проблеме образования, его организации, распространению и качеству мыслитель уделял серьезное внимание. Отсутствие образования приведет к народным бунтам и разорению, потому как «народ никакого просвещения не имеет и в темноте суеверий утоплен» Татищев В.Н. Собрание сочинений. М., 1994. С. 89.. В подтверждение тому Татищев приводит промышленное и экономическое процветание Англии, Франции, где науки высокоразвиты.

Вклад Татищева в отечественную историю существенен. Он одним из первых русских мыслителей стал использовать теорию естественного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права.

2.3 А.Н. Радищев о государстве

Алексей Николаевич Радищев (1749 - 1802) - русский политический и правовой мыслитель. Он происходил из семьи богатого помещика, получил хорошее домашнее образование. Свой личный долг перед отечеством он видел в борьбе с крепостничеством и самодержавием, Именно этой теме посвящено его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руководствуется только своими прихотями. «Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду» Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Л., 1949. С. 34. .

В своих взглядах он основывается на исходные положения теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди равны, но появление частной собственности это равенство нарушило. А возникновение государства связано с образованием частной собственности. Государство, полагал Радищев, возникает как результат молчаливого договора между людьми, согласно которому они отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан» Там же. С. 34..

Радищев признавал право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками» Там же. С. 37..

Радищев первый критикует право с разных точек зрения: юридический, экономический, нравственный.

Касаясь проблемы об организации политической власти, следует сказать, что наилучшей формой для Радищева было народное правление, которое сформировано по образу северорусских феодальных республик Новгорода и Пскова.

Концепцию о разделении властей он отрицал, считая, что только народ может быть истинным государем.

Будущее устройство государства предполагалось Радищевым в форме федерации. Идеальным для России был бы добровольный союз городов с вечевыми собраниями и со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства обеспечит народу его священные права: свобода мысли, слова, деяния, защите самого себя, своей собственности.

Судоустройство Радищев представлял в виде системы земских судов, которые должны избираться гражданами республики. Предполагалось создание суда духовного, гражданского, военного, совестного. Особенно полезны для населения были совестные суды.

Законодательство было, по мнению Радищева, в обветшалом состоянии и требовала немедленного обновления. Необходимо создать новое Уложение, которое будет основываться на принципах равноправия всех людей, проживающих на территории России.

В области международных отношений он придерживался мирного сосуществования, активно выступал против агрессивных войн.

Труды Радищева произвели огромное впечатление на современников, а его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» призывом к революции.

Исходя их вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. В XVIII веке в России продолжалось укрепление сословного строя, основанного на крепостничестве и самодержавии. Дворянство, добившееся освобождения от обязательной военной или иной государственной службы (Указ Петра III 1762 г.), превращалось в паразитическое сословие, стремящееся упрочить и расширить свои привилегии, особенно исключительное право собственности на крепостных крестьян. Российские купцы и владельцы мануфактур в своих пожеланиях не шли далее предоставления им права покупать крепостных к фабрикам и заводам. Усиливались эксплуатация и угнетение крепостных крестьян, все чаще вспыхивали их волнения, нарастала крестьянская война. На страже феодальных отношений стояло самодержавное государство.

2. При Екатерине II был открыт относительно широкий доступ в Россию иностранной литературы, в том числе радикальной по содержанию; выбор для перевода различных произведений, опубликование их с примечаниями издателей и переводчиков стали одной из форм выражения и пропаганды политико-правовых идей различных направлений.

3. Во второй половине XVIII в. зарождается российский либерализм: дворянский определял наиболее выгодные для помещиков условия отмены крепостного права, в то время как либерализм буржуазного типа почти не касался этой проблемы, делая упор на упорядочение законодательства и создание организационно-правовых гарантий стабильности правопорядка.

4. Наиболее значительное событие истории русской политико-правовой идеологии второй половины XVIII в. - возникновение революционно-демократической теории. Критическому выступлению Радищева предшествовало порицание отдельных сторон общественно-политического строя России с позиций гуманизма и просветительства Посошковым, Татищевым, Новиковым, Козельским и другими мыслителями. Радищев впервые подверг крепостничество и самодержавие критике как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы. Не случайно именно творчество Радищева оказало сильное и продолжительное воздействие на последующее развитие общественной и политико-правовой мысли России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.