Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет» Юридический факультет Кафедра уголовного права и процесса КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРОКУРОРСКОМУ НАДЗОРУ РФ НА ТЕМУ: Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Научный руководитель: к.ю.н., ст.преподаватель Бажукова Ж.А. Исполнитель: Студентка гр. 641 Белоголова Н.В. Сыктывкар 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 1.1 Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора 1.2 Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий Глава II. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 2.1 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 2.2 Проблемы прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Заключение Список использованных источников Введение Как известно, оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора. К сожалению, законодатель в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17.01.1992 г. № 2201-1 (в ред. от 28.11.2009г) // Российская газета. 1992. 18 февраля. включил надзор за оперативно-розыскной деятельностью составной частью надзора за следствием и дознанием. Подобное положение ослабляет действенность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, исключает его из состава приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, тем самым, дезориентируя прокурора. Этому же способствует и организационная структура многих прокуратур субъектов федерации, в соответствии с которой прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, включены в состав отраслевых отделов по надзору за следствием и дознанием См.: Прокурорский надзор за ОРД: Учебное пособие / Осипкин В.Н. СПб, 2001. С. 3.. Таким образом, в современных условиях функционирования прокуратуры всё более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор. Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а предметом - система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области. Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · раскрыть понятие предмета, сущность и задачи прокурорского надзора в данном направлении; · определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД; · выявить основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Для написания курсовой работы использовались такие источники, как: российское законодательство, комментарии специалистов, учебная литература, монографии, статьи. Ученые, занимавшиеся данным вопросом: В.Н. Дранников, В.И. Капканов, Б.В. Коробейников, В.Ф. Крюков, В.Н. Осипкин, А.А. Чувилева и многие другие. При написании данной работы были использованы следующие методы: § анализ, синтез, системный подход (общенаучные); § историко-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический метод, государственного и правового моделирования (частные). Данная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы. Глава I. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 1.1 Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов: 1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе ее осуществления; 2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21 декабря 2007 № 207 Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности: Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 № 207 (в ред. от 27.02.2009 № 55) // Законность. 2009. № 4. С. 20-37. закреплено, что к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится «Соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечение законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий». Таким образом, в приказе конкретизированы права и свободы человека и гражданина, которые могут нарушаться в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, прокуроры ориентированы на конкретные моменты, на которые следует обращать внимание в ходе проверок: а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности; б) обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия; в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом; е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий; з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища; и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность См.: Осипкин В.Н. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Труды Санкт-Петербургского юридического института генеральной прокуратуры РФ. № 3. СПб, 2001. С. 34. Помимо перечисленного выше, в предмет прокурорского надзора входит законность решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются в форму постановления и порождают правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение оперативно-розыскных правоотношений) См.: Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов / Ласкина Н.В. М.: Юстиц, 2008. С. 66.. Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Российской Федерации от 05.07.1992. № 144-ФЗ (в ред. от 01.01.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. ст. 3349. (далее - Закон об ОРД) позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений: - о заведении и прекращении дела оперативного учета (ст. 10); - о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8, 9, 15); - о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд (ст. 11); - об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий; проведенных на основании судебного решения (ст. 5); - о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12). Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, об обследовании жилища. В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности юридически представляет собой часть указанного направления прокурорского надзора. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельной отрасли надзора необходимо, это обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря.. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|