на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие законодательства об индивидуальном предпринимательстве
p align="left">- субъектами предпринимательства могут быть только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Во-вторых, особенности личности индивидуального предпринимателя выражаются дополнительно как минимум в трех признаках этого субъекта:

- индивидуальным предпринимателем может быть физическое лицо - гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства;

- физическое лицо может выступать в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, если оно обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, которые установлены законом;

- индивидуальный предприниматель выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности непосредственно, т.е. от своего имени, без образования для этой цели юрлица, и своим самостоятельным трудом.

Указанные признаки находятся в тесной взаимной связи и взаимозависимости. Например, самостоятельность предпринимательской деятельности невозможна без непосредственного участия в ней гражданина-предпринимателя; нести ответственность в случае наступления событий, относящихся к предпринимательским рискам, может лицо, обладающее дееспособностью; предприниматель, действующий на свой риск, выступает от своего имени и т.д. Поэтому только вся совокупность названных признаков может дать целостное представление о таком субъекте предпринимательской деятельности, как индивидуальный предприниматель.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

Из приведенного определения видно, что такой важнейший признак предпринимательской деятельности, как ее самостоятельность, в своем абсолютном виде применим только к предпринимательской деятельности полностью дееспособных физических лиц. Самостоятельность же индивидуальной предпринимательской деятельности ограниченно дееспособных (в силу возраста или закона) лиц, в свою очередь, является ограниченной - такие лица вправе участвовать в гражданском обороте только с согласия законных представителей. Иными словами, ограниченно дееспособные лица - индивидуальные предприниматели действуют в этом качестве непосредственно, от своего имени, в своем интересе. Однако их свобода воли ограничена, поскольку необходимо согласие на осуществление такими лицами как самой предпринимательской деятельности, так и основных гражданско-правовых сделок, составляющих ее содержание.

1.3 Становление законодательства об индивидуальном предпринимательстве России

Участниками торгового оборота издавна являются как коллективные (юридические лица), так и индивидуальные (физические лица) предприниматели - субъекты коммерческой (торговой) деятельности, обладающие особым статусом. Индивидуальные предприниматели, имевшие различные названия у разных народов и в разные исторические эпохи, осуществляли свою деятельность в сферах сельскохозяйственного, а впоследствии - промышленного производства, торговли, финансов, права, медицины, образования и др.

Историческими предшественниками современных российских предпринимателей, не образующих для ведения предпринимательской деятельности юридического лица, в Древней Руси были, например, купцы, т.е. горожане, профессионально занимавшиеся торговлей. Первое упоминание о купцах в Киевской Руси относится к X в. Уже в XI-XII вв. купечество составляло особую социальную группу городского населения, пользующуюся поддержкой княжеской власти. В XII в. в крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.

С XVII в. в связи с ростом городов, внутреннего рынка и развитием внешней торговли взаимодействие купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством усиливается. Крупное купечество начинает объединять торговые и ростовщические операции с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и других отраслях промышленности, а в дальнейшем - также в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной промышленности. Развитие торговли вне города привело к появлению крестьян-купцов.

Рост экономического значения городского купечества в XVII в. нашел отражение в таких актах законодательства, как Торговый устав (1653 г.), Новоторговый устав (1667 г.) и др. В первой четверти XVIII в. купечество было объединено в единое податное посадское сословие. В 1775 г. с принятием Жалованной грамоты городам было создано привилегированное гильдейское купечество. В новую сословную организацию купцов, просуществовавшую без радикальных изменений до 60-х гг. XIX в., вошли промышленники, крупные и средние купцы, представители банковского и ростовщического капитала. С 1863 г. доступ в купечество был открыт выходцам из других сословий. В купеческое сословие перешли многие крестьяне, а сословная прослойка крестьян-купцов исчезла, слившись с гильдейским купечеством См.: Советская историческая энциклопедия / Гл. ред. Е.М. Жуков. М., 1965. Т. 8. С. 301 - 304.

В результате октябрьского (1917 г.) государственного переворота, приведшего к власти большевиков, купечество, как и другие сословия, было ликвидировано См.: Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10(23).11.1917 "Об уничтожении сословий и гражданских чинов". Подверглись разрушению юридические и экономические основы частного предпринимательства, а многие предприниматели были уничтожены физически. В рамках введенного в 1918 г. режима военного коммунизма вся крупная и средняя промышленность и большинство мелких предприятий были национализированы, полностью запрещена частная торговля, управление производством и распределением подверглось жесткой централизации. Были введены продразверстка и продналог, государственная монополия на распределение предметов потребления, плановое снабжение населения (карточки) по классовому и производственному принципам.

Это означало начало перехода к новой экономической политике (нэпу). В рамках нэпа предпринимались меры, обеспечивающие восстановление отдельных элементов предпринимательства: разрешены частная торговля, мелкие капиталистические предприятия, созданы условия для развития кустарно-ремесленного производства. Однако эти меры носили ограниченный характер, поскольку из гражданского оборота были изъяты все основные средства производства, ставшие «государственным достоянием» (земля, ее недра, воды, железные дороги, национализированные предприятия). Переход к нэпу нашел юридическое выражение в ГК РСФСР, принятом 31.10.1922 четвертой сессией ВЦИК девятого созыва. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX в., когда в стране сложилась административно-командная система управления экономикой, осуществление нэпа было остановлено, частное предпринимательство фактически ликвидировано.

ГК РСФСР 1922 г. действовал с изменениями и дополнениями до октября 1964 г. Верховный Совет РСФСР 11.06.1964 принял новый ГК РСФСР, который вступил в силу с 01.10.1964. Этот правовой акт отражал доминирующую роль государства и административно-командные отношения в экономике, ее плановый характер и не содержал норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность физических лиц.

Более того, частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество были признаны хозяйственными преступлениями, влекущими уголовную ответственность. Согласно ст. 153 УК РСФСР, принятого 27.10.1960 и введенного в действие с 01.01.1961, частнопредпринимательская деятельность с использованием государственных, кооперативных и общественных форм наказывалась лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до пяти лет с конфискацией имущества; коммерческое посредничество, осуществляемое частными лицами в виде промысла или в целях обогащения, наказывалось лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества или ссылкой на срок до трех лет с конфискацией имущества. Спекуляция, т.е. скупка и перепродажа товаров с целью получения прибыли (дохода), составляющая экономическую сущность большинства видов торговой деятельности, в РСФСР и других республиках бывшего Союза ССР признавалась преступлением, влекущим уголовную ответственность по ст. 154 УК РСФСР 1960 г. Понятно, что в таких юридических и политических условиях существование легальных предпринимателей было исключено.

Конец 80-х - начало 90-х гг. XX в. в нашей стране были связаны с началом коренных преобразований всего комплекса общественных отношений, сформировавшихся за годы коммунистической диктатуры. В частности, началось создание правовых основ для перехода к рыночным отношениям в экономике. В этом процессе активное участие приняли законодательные органы как СССР, так и республик, входивших в его состав, причем республиканское законотворчество несколько опережало союзное.

На уровне Союза ССР были приняты, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 «Об аренде и арендных отношениях в СССР» Ведомости СССР. 1989. № 15. Ст. 105, Закон СССР от 04.06.1990 «О предприятиях в СССР» Ведомости СССР. 1990. № 25. Ст. 460, Основы гражданского законодательства СССР и республик Ведомости СССР. 1991. № 26. Ст. 733, Закон СССР от 02.04.91 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» Ведомости СССР. 1991. № 16. Ст. 442. Получили законодательное закрепление: право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения; право собственности юридических лиц, право собственности государства; право на равную защиту всех собственников.

Физическим лицам - предпринимателям было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Субъектами предпринимательства признавались: любой гражданин СССР, не ограниченный в правах, в порядке, определяемом законодательными актами Союза ССР и республик; любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и республик; группа граждан (партнеров) - коллектив предпринимателей.

Признавались частное (т.е. индивидуальное) и коллективное предпринимательство, осуществляемые указанными выше субъектами на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании. Было установлено, что предпринимательство граждан может осуществляться как без применения, так и с применением наемного труда, как без образования, так и с образованием юридического лица; государство признает любые формы предпринимательства, осуществляемые в рамках закона, общественно полезной деятельностью и обеспечивает их правовые гарантии и поддержку См.: статьи 1, 3, 4 Закона СССР от 02.04.1991 "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР".

Правовые акты, принятые в начале 90-х гг. XX в. органами власти и управления Союза ССР, для того времени являлись прогрессивными, хотя и не лишенными недостатков. Однако их принятие и реализация совпали по времени с политическими изменениями, приведшими в дальнейшем к распаду Союза ССР. В этот период в политической жизни, а также в законотворческой деятельности органов Союза ССР и республик, входивших в его состав, прежде всего России, происходили процессы, которые современники называли «войной суверенитетов», «войной законов». Республиканские нормотворческие органы принимали законы и другие правовые акты (прежде всего в экономической сфере), которые не только игнорировали многие нормы, содержавшиеся в актах органов Союза ССР, но и прямо ограничивали или запрещали применение последних на территории той или иной республики. Среди основополагающих правовых актов РСФСР, а позднее РФ, регулировавших отношения в сфере предпринимательства в этот период, следует назвать прежде всего Законы от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» Ведомости РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416; 1992. № 34. Ст. 1966, от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Ведомости РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418; 1992. № 34. Ст. 1966; 1993. № 32. Ст. 1231, 1256, от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499, от 26.06.1991 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005, от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» Ведомости РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927, от 04.07.1991 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008, от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 527, а также законы об отдельных видах налогов, принятые в 1991-1992 гг.

От законодательства Союза ССР российское законодательство начала 90-х годов невыгодно отличалось низким уровнем юридической техники, игнорированием ряда основополагающих доктринальных положений, наличием противоречивых, неоправданных и экономически не обеспеченных норм. Вместе с тем оно достаточно быстро сформировало минимально необходимые правовые основы развития предпринимательства, осуществляемого, прежде всего, в коллективных формах - путем создания юридического лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.