на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реформирование российской государственной службы
p align="left">Вторая "пятилетка" началась более обнадеживающе. Пос-лание Президента Федеральному Собранию 1997 г. стимули-ровало движение в этом направлении. По распоряжению Пре-зидента была образована Комиссия по государственному стро-ительству, разработана концепция административной рефор-мы. В аналогичном президентском Послании 1998 г. ее основ-ные элементы были воспроизведены, т. е. по существу ей был дан "зеленый свет". Одним из главных ее аспектов, естествен-но, стала реформа госслужбы, в которой основной упор сде-лан не на структурный, а на кадровый аспект преобразований. Однако процесс реформирования - дело не одного года, не обещающее немедленных дивидендов и зависящее от ряда фа-кто-ров, в том числе и политического характера. В следующей главе курсовой работы и будут проанализированы основные принципы реформирования российской госу-дарственной службы.

2. Сущность и принципы реформирования государственной службы

Система администрации - атрибут любого государства. Но различия между разными системами национальной админист-рации бывают достаточно сущест-венны, а корни таких раз-личий чаще всего уводят далеко в историю страны. В ча-стно-сти, в одних государствах доминируют традиции централизма и строгой адми-нистративной иерархичности, т.е. система "замкнута" на столицу; классический пример - Франция. В других традиционно превалируют региональные, локалист-ские административные учреждения, т.е. система носит как бы по-лицентрический характер; такой была на протяжении большей части своей истории и является сей-час Германия. В третьих, администрация как бы вырастала из местного, комму-нального самоуправления; крайний пример подобной модели разви-тия - США, умеренный - Англия и Швейцария.

Но не будем вдаваться в анализ всех типологических раз-личий. Для нашей темы важно, что Россия традиционно упра-влялась различными модификациями "государевой" службы. Неоднократно менялись политическое устройство, даже обще-ственно-экономические формации, но не глубинные основы административ-ной системы. Так, с введением в 1722 г. "Табе-ли о рангах" принцип породы был потеснен принципом вы-слуги, хотя полностью и не заменен им. После 1917 г. на сме-ну им пришел принцип номенклатуры, что тоже вполне впи-сывалось в тради-ции "государевой" службы. И сейчас, в пост-советские времена, мы по существу тоже имеем дело еще с од-ной ее модификацией, причем производящей довольно стран-ное впечатление в конце XX века, когда в развитых странах в развитии гос-службы доминируют совсем иные тенденции: тра-диционная ее иерархичность хотя и сохраняется, но играет все меньшую роль, количество административных ступе-ней уменьшается, расширяются возможности альтернативных пу-тей выдвижения на достаточно высокие посты. Да и вообще набирающее сейчас силу интеллекту-альное движение, амбици-озно именующее себя "административной" или "постбю-ро-кратической" революцией, хотя и не удовлетворило пока в полной мере своих притязаний, но ищет пути кардинальной модернизации управления совсем в иной плоскости, нежели реставрация обветшавшей еще полтора века назад чиновной ле-стницы. Мы же, как справедливо отметил однажды Прези-дент, выступая в Россий-ской Академии государственной служ-бы, "уже новой Россией во многом продол-жаем руководить и управлять по-старому", равняясь на административные идеа-лы позавчерашнего дня.

Упомянутая выше Комиссия сформулировала систему принципов и мер, об-щая цель которых - впервые в истории России создать не "государеву", а публич-ную государст-венную службу, которая отвечала бы критериям эффективно-сти, профессионализма и соответствия потребностям форми-рующегося гражданского общества. При этом упор был сделан как на мировой опыт действующей практиче-ски во всех раз-витых странах так называемой merit system (системы заслуг и дос-тоинств), так и на долголетнее изучение отечественной специфики. Были выделены ряд принципов построения на-шей госслужбы, к изложению которых мы и перехо-дим.

1. Принцип приоритета профессиональных качеств

Этот, пожалуй главный, "несущий" принцип всей конструк-ции включает в себя более конкретные "подпринципы", т.е. правила, обеспечивающие его реализа-цию на практике, а именно:

1) Конкурс на замещение всех возникающих в госаппарате вакансий, кроме:

а) политических должностей;

б) должностей, на занятие которых нет избытка претенден-тов; в этом случае действует аттестационный порядок назначе-ния. Это позволит существенно расши-рить "рынок" кандида-тов, до сих пор в значительной мере отражающий закон цир-куляции между несколькими административными "сосудами", привлечь людей из внеаппаратных и внеполитических сфер и тем самым влить в аппарат столь необ-ходимую "свежую кровь". В то же время это подтолкнет к самосовершенствова-нию претендующих на служебное продвижение работников самого учреждения, кото-рым при прочих равных условиях должен отдаваться приоритет. Иными словами, при продвиже-нии по лестнице административной карьеры предпочтение должно отдаваться наличию положительного профессиональ-ного опыта работы на анало-гичных или предшествующих ступенях; однако должен быть открыт и канал для ротации кад-ров, для "бокового входа" талантливых людей из внеаппаратных сфер (бизнес, наука, производство, военная служба) на достаточно высокие должност-ные уровни, помимо админист-ративной лестницы. По некоторым должностям кон-курс мо-жет носить "полуоткрытый" характер, т.е. к участию в нем бу-дут допус-каться лишь люди, уже находящиеся на государст-венной службе либо имеющие опыт работы в этой сфере. Воз-можны и другие кадровые "фильтры", так что вряд ли есть ос-нования опасаться наплыва кадров, неприемлемых с государ-ственной точки зрения.

2) Создание четко и объективно работающей системы от-бора и оценки кад-ров, направленной на привлечение, поощ-рение, удержание и продвижение лучших, достойнейших и, с другой стороны, на удаление кадрового "балласта". Для этого, с нашей точки зрения, необходимо наличие следующих меха-низмов:

а) четко прописанной и доступной для ознакомления сис-темы критериев от-бора, поощрения и продвижения работни-ков по результатам квалификационных экзаменов и аттеста-ций на основе их квалификации и деловых качеств, а не вы-слуги лет;

б) аттестационных комиссий со смешанным составом, т.е. включающих не только сотрудников проводящего аттестацию учреждения, но и привлекаемых на ротационной основе сто-ронних членов - работников кадровых служб других учре-жде-ний, преподавателей вузов, готовящих кадры управленцев и т.п.;

в) апелляционных комиссий для несогласных с оценкой их труда служащих, обращение в которые, впрочем, будет воз-можно только по серьезным, специально оговоренным осно-ваниям, дабы не поощрять неосновательных жалоб и конфли-к-тов.

3) Контрактный механизм взаимоотношений служащего и госоргана, что по-зволит придать этим отношениям большую для обеих сторон определенность по-средством четкой фикса-ции их прав и обязанностей, условий вознаграждения и при-вилегий, при необходимости - специальных требований и ог-раничений, обу-словленных характером службы, а также других элементов их правоотношений. Контракты должны заклю-чаться на достаточно большой срок (скажем, на 5 лет), подле-жать автоматическому продлению и расторгаться лишь по чет-ко обусловлен-ным в них основаниям, предусмотренным тру-довым законодательством.

Детали контрактной системы должны быть проработаны в Кодексе государ-ственной службы. Таким образом, предлагае-мая система полностью сохраняет воз-можности пожизненной административной карьеры, в то же время придавая ей боль-шую гибкость и юридическую определенность и повышая уровень правовой защищенности работников. Последнее обстоя-тельство усилит положительную тру-довую мотивацию служа-щих и тем самым будет "работать" на утверждение при-орите-та профессиональных достоинств.

2. Принцип статусного разделения политических и "карьерных" адми-нистративных должностей

К политическим государственным должностям относятся те, назначение на которые производится по политическим крите-риям, на внеконкурсной основе и в соответствии с закреплен-ной Конституцией РФ и высшими законами субъектов Феде-рации кадровой номенклатурой Президента, других федераль-ных и регио-нальных органов и должностных лиц. Увольнение с этих должностей также произ-водится по упрощенной проце-дуре и зачастую по сугубо политическим, а не ква-лификаци-онным или иным деловым характеристикам. Таким образом, эти должно-сти явно отличаются по статусу от "карьерных" ад-министративных должностей. И все это - обычная, нормаль-ная практика.

Однако юридические последствия снятия с этих должно-стей явно не прора-ботаны в законодательстве, что зачастую порождает стремление всеми силами удержать занимаемое ли-бо занять аналогичное кресло, а порой, напротив, ставит в весьма нелегкое положение "без вины виноватого" высоко-квалифицированного че-ловека, отстраненного по политиче-ским соображениям, которые нередко тождест-венны конъюн-ктурным или субъективным. Поэтому, учитывая повышенный риск подобных должностей и огромную ответственность зани-мающих их лиц, следует снабдить их "позолоченными пара-шютами", т.е. выходными льготами в форме либо пожизнен-ной пенсии в размере 50-80% должностного оклада по оставленной должности (в зависимости от длительности работы в ней и ее оценки лицом или органом, обладающим правом на-значения и увольнения), либо предоставить право сдачи экза-менов на достаточно высокий классный чин, дающий в свою очередь право на занятие соответствующей постоянной "карь-ерной" должности. К числу последних относятся все должно-сти в госаппарате, кроме установленных законом политиче-ских Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие / Отв. ред. Оболонский А.В. - М.: Дело, 1999..

3. Принцип компенсируемых ограничений

Поступая на государственную службу или занимая в ней долж-ность опреде-ленного уровня, человек принимает на себя до-полнительные обязательства и огра-ничения по сравнению со статусом "обычных" граждан. Например, ограничения на по-литическую и коммерческую деятельность, на гражданство, на использование средств зарубежных "спонсоров"; ограничения, связанные с секретностью, особый порядок декларирования доходов установлены законодательно. Ограничения на пуб-личные выступления по вопросам служебной деятельности, особенно по поли-тически "деликатным" вопросам, регулиру-ются на полуформальном уровне или даже на уровне норм ад-министративной морали. К сожалению, у нас слишком часто и безнаказанно пренебрегают этими ограничениями. Но так или иначе, они существуют. Поэтому представляется справед-ливым и прагматически целесооб-разным компенсировать их материально и морально, через определенные привиле-гии. Иначе государственная служба еще более теряет (для честных людей) свою и без того не слишком высокую привлекатель-ность, что входит в явное противоречие с первым принципом нашей концепции, а нечестным дает своеобразное моральное оправдание. Действующий Закон отчасти решает эту задачу через гарантию спец-медобслуживания, а также льготный поря-док пенсионного обеспечения (послед-ний, впрочем, насколь-ко мы знаем, практически не действует из-за отсутствия средств).

Мог бы быть полезен опыт мер, принятых в этой сфере правительством М.Тэтчер. Оно установило конт-роль над "эффектом вращающейся двери", т.е. ми-грацией ра-ботников между госслужбой и коммерческими структурами, а также над "эффектом шлепанцев", т.е. переходом бывших вы-сокопоставленных сотрудников госаппарат после их отставки в фирмы той сферы, которую они недавно куриро-вали, в свя-занные с их предыдущей работой банки и т.п., поскольку эти "эффекты" стимулируют коррупцию, приводят к утечке в сфе-ру бизнеса государственных сек-ретов, подрыву принципа ра-венства условий на конкурсах за получение госзаказов и пр. Теперь бывший госслужащий, чтобы осуществить подобные перемещения в течение 2 лет после своей отставки, должен получать санкцию соответствующего госоргана.

4. Принцип приоритета прямых денежных выплат над "теневыми" льготами и привилегиями

Не вдаваясь в вопрос об абсолютных размерах выплачиваемых государст-венным служащим сумм, ограничимся проблемой необходимости "переворачива-ния пирамиды". Сейчас в рос-сийской госслужбе соотношение прямых и косвенных выплат и льгот составляет для ряда категорий служащих, по разным оценкам, 1:4, 1:5 и даже более в пользу косвенных. Возможно, это и позволяет хоть как-то удер-жать часть квалифицирован-ных кадров. Но и ущерб от такого унаследованного еще от ста-линских времен способа решения проблемы тоже весьма ве-лик и многоме-рен. Прежде всего любая теневая привилегия есть разновидность тайного соглаше-ния и потому содержит в себе негативный нравственный потенциал, а также по-тенциал для злоупотреблений как со стороны "дающего", так и со сто-роны "беру-щего" (к тому же для "дающего" открываются воз-можности произвола). Кроме того, теневая привилегия в силу своей якобы "бесплатности" по определению все-гда использу-ется менее эффективно, чем то, за что платится сполна. Вспомним хотя бы навязшие в зубах еще с перестроечных вре-мен, но до сих пор так и не ре-шенные проблемы государственных дач и слу-жебных машин. И это лишь вершина айсберга.

Поэтому представляется необходимым сделать тайное яв-ным и перевернуть соотношение: существенно увеличить пря-мые денежные выплаты и одновременно резко сократить пре-доставляемые за казенный счет льготы и привилегии. Разуме-ется, это не так просто: с одной стороны, можно представить общественную реак-цию на резкое повышение зарплат нашим отнюдь не жалуемым в общественном мнении чиновникам и всевозможные политические спекуляции на этом, с другой - очень непросто перевести в режим рентабельности десятиле-тиями создававшуюся для обслуживания "спецнужд" элиты инфраструктуру. Но, думается, дело того стоит, ибо меры в этом направлении эффективно послужат превращению "госу-да-ревой" службы в публичную и изменят отношение общест-ва к управленческому аппарату. К тому же мы открытым пу-тем установим конкурентоспособный на рынке труда уровень оплаты чиновников, чем стимулируем приток достойных кан-дидатов, сохранение лучших кадров и эффективную и интен-сивную их работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.