на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Римское рабовладельческое право наидавнейшего периода
p align="left">На рубеже IV века император Валентиниан принял специальный закон, который назывался закон о цитировании, где указал, что для судей обязательно знать книги 5 юристов: Кульпиан, Попиниан, Павел, Гай и более поздняя книга Попиниана. То есть нужно было руководствоваться мнением этих юристов и тех юристов на которых они ссылаются в этих работах. Таким образом круг юристов предназначенных для цитирования был ограничен. Поэтому римские нормы понимались не просто, как они написаны, а как они истолкованы вот этими юристами. Если же в этих книгах мнения об истолковании были разные, то следовало придерживаться мнения большинства, если же это было невозможно, то действовать нужно было по Фульпиану, который был признан первым.

Таковы источники римского права.

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ.

Историческая справка.

Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).Законы ХII таблиц были важнейшим этапом борьбы между патрициями и плебеями.(1)

1) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.52

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.(1) Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ря-ды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Счита-лось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случай-но

обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежа-щим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как люби-ли называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - «квиритским».

От «цивитас» происходит доныне существующий термин «цивилистика», озна-чающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.

Все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности - агер публикус. Пахотной земли было мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившим себе пищу на горных пастбищах . Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной окупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требование к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.(2)

Публичный характер, сохранившийся за земельным фондом римской городской

1) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.52 2) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.52

общины, был нередко основанием к переделу земли в интересах ее справедливого

распределения земли и скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстания 386г. до н. э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных земель(125 га.) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного и 500 голов мелкого рогатого скота. (1)

Краткое содержание.

Содержание 12 таблиц:

Гражданское судопроизводство.

1 О вызове в суд

2 О суде.

3 Об исполнении судебных решений и о взыскании долга с должника.

О семейном праве.

4 О семейном праве.

5 Наследственное право - иерархия наследования.

6 О праве собственности и владения.

7 О тех законах и ограничениях которым подвергаются владельцы недвижимости

Публично-правовые.

8 О преступлениях уголовных.

9 О структуре власти.

10 Религиозному праву.

Поздние изменения

11 Поздние изменения в частном праве.

Поздние изменения в публичном праве.

Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой при-надлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко вто-рой - все остальные вещи.

Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название ука-занных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи).

Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было со-вершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация). 1) «Римское право стародавнего Рима» Харитонов с.34

Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда “манус”.

Учитывая то огромное внимание, которое древние уделяли форме соглашений, можно вслед за И.А.Покровским сказать, что «строгий формализм был колыбелью первых контрактов». (1) Форма зачастую вытесняла обязательственный элемент из древних договоров. Именно форма обеспечивала юридическое существование со-держания договоров.

Древнейшей формой сделки, служившей для возмездного отчуждения определенных вещей (res mancipi), по-видимому, нужно признать mancipatio.

Юридическая природа mancipatio дискуссионна, так как неясно является ли она примитивным договором продажи или только односторонним актом приобретения. Группа авторов указывает на то, что mancipatio служила для перехода права собственности (2), причем в ней лицо не передает свое право, а приобретатель присва-ивает себе право на вещь, и этот «захват» узаконивается отсутствием протеста со стороны продавца. Наряду с этим ученые все-таки признают, что mancipatio по форме и по первоначально-му назначению была куплей-продажей, в которой договор и испол-нение совпадали. Поэтому они предлагают характеризовать mancipatio как «вещный договор» (3), который создавал не обязательственное, а вещное право.Убедительным представляется мнение, что mancipatio не была процедурой обязательственно-правового характера, потому что ее обязательственный момент поглощался вещно-правовым актом одновременной и реальной передачи вещи и меди. (4)

Ритуальная обрядовость mancipatio объясняется тем, что в древнее время расплата производилась слитками меди, поэтому медь и весы имели реальное значение: осуществлялась продажа «за наличные». (5) Но с введением денег (монет) mancipatio превратилась в мертвую образную форму, была сохранена из уважения к

1. Покровский И.А. История римского частного права, с. 297

2. Боголепов Н., там же, с. 158;

3. Боголепов Н., там же, с. 168

4. Покровский И.А., там же, с. 297;

5) Бартошек М., там же, с. 211

старине, а расплата деньгами производилась вне манципации. (1)С этого момента, как считается, mancipatio превратилась в абстрактное средство передачи права собственности с разнообразным юридическим содержанием. (2) Так как манципация перестала быть связанной с определенным основанием, превратившись в символическую, фиктивную форму, то ее стало возможным использовать для любой дозволенной цели.

Обряд манципации возник до возникновения чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе фигурировала в качестве общего эквивалента.(3)

Внешне mancipatio представляла собой торжественный обряд.

Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал ра-ба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне, и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.

Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели че-канить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного ве-са. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.(4)

Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы од-ного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.Здесь выступает перед нами строгий юридический форма-лизм, красной нитью

проходящий через все законодательство Таблиц.

Присутствие свидетелей, как и все другие условия манци-пации, - дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удосто-верять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществля-ла община во всем, что касалось

1). Бартошек М., там же, с. 211

2) Муромцев С., там же, с.57

3) Савельев В.А., там же, с.34

4) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с. 54

сделок с землей, рабами, рабо-чим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) -

общее поле.

Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению - путем договора или завоевания - нескольких племен, избирающих местом поселения один из родо-вых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как откло-няющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность - это «совместная частная соб-ственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассо-циации». Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.

Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становился законным владением.

Часто спрашивают, почему в число «рес манципи» не входят орудия труда -плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собствен-ность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией пользования ору-диями, с которой начинается процесс возникновения частной собственности; во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий.

Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этот формален. Фактическое распоря-жение ею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабах и рабочем скоте.

Все другие вещи - пусть даже очень дорогие - переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» - «рее нек манципи».

3. Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обес-печения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn - (нексум) «кабала». По способу заключения нексум похо-дил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на город-скую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.