на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система права
p align="left">3. К числу устоявших-ся, общепризнанных отраслей относятся конституционное (государственное), администра-тивное, финансовое, гражданское, трудовое, гражданско-процессуальное, уголовное, уголов-но-процессуальное, уголовно-исполнительное право См.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Основные отрасли современного российского права // Право и политика. 2004. № 1.

.

Конституционное (государственное) право представляет собой систему юридических норм, закрепляющих экономический, политический и социально-культурный фундамент общества и государства, а также регулирующих порядок формирования высших органов соответствующих ветвей государственной власти, особенно пред-ставительных и законодательных органов Рос-сийской Федерации, их отношения между со-бой, с другими государственными органами, об-щественными объединениями и гражданами.

Метод правового регулирования конституци-онного (государственного) права преимущественно императивный и направлен на обеспечение ста-бильности в обществе и предсказуемости соци-ально-политических процессов. Соответственно данная отрасль права выполняет в основном регулятивно-статическую функцию и закрепляет то, "что реально достигнуто и составляет эконо-мический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последу-ющего развития" Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 140., а именно: гражданство и общий правовой статус гражданина в государстве, приоритет прав и свобод человека и граждани-на во взаимоотношениях с государством, фор-мирование социального правового государства, республиканскую форму правления, естествен-но-правовую основу позитивного права, сувере-нитет народа, разделение властей, демократи-ческие средства и способы осуществления поли-тической власти, основные функции государства, горизонтальную и вертикальную, в том числе федеративную структуру механизма Российско-го государства.

Регулятивно-динамическая функция консти-туционного (государственного) права направлена на формирование и установление компетенции высших органов различных ветвей государствен-ной власти, осуществление политической влас-ти президентом и представительными органами государства, разграничение компетенции меж-ду органами власти РФ и ее субъектов, между органами государственной власти и местного са-моуправления.

Административное право - это система юридических норм, регулирующих формирова-ние и функционирование исполнительных орга-нов государственной власти, их отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами в процессе государственного управления, т.е. осу-ществления конкретных задач и функций госу-дарства на основе и во исполнение законов.

Государственное управление осуществляет-ся в различных сферах жизнедеятельности: обо-рона, образование, наука, культура, здравоох-ранение, строительство и др. Соответственно этим сферам регулирования образуются укрупненные институты (подотрасли) административного пра-ва. Соответственно к пред-мету административного права относятся обще-ственные отношения, интересы субъектов кото-рых направлены на организацию государствен-ного управления, осуществление (процесс) уп-равления, а также отношения в сфере управле-ния и по поводу осуществления управления меж-ду субъектами управления с одной стороны и иными участниками отношений, деятельность которых составляет объект управления - с дру-гой.

В административном праве преобладающее место принадлежит императивному методу со свойственной ему субординацией субъектов уп-равленческих отношений.

Гражданское право - это система юридичес-ких норм, регулирующих имущественные и свя-занные с ними личные неимущественные отно-шения и охраняющих личные права субъектов путем создания условий для оценки и возмеще-ния причиненного вреда в имущественном экви-валенте.

Иму-щественными признаются отношения по поводу владения, пользования и распоряжения веща-ми, а также иные отношения, связанные с при-надлежностью либо передачей материальных благ. Специфическим признаком имущественных отношений, входящих в предмет регулирования гражданского права, признается их стоимостный характер, связанный с имущественным обособ-лением участников отношений и предполагаю-щий взаимную оценку ими количества и каче-ства труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого эти отношения скла-дываются.

Личные неимущественные отношения пред-ставляют собой "возникающие по поводу неиму-щественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация лич-ности гражданина или организации посредством выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств". Объектами этих отноше-ний являются различные нематериальные бла-га, в том числе честь, деловая репутация, тот или иной продукт духовного творчества, доку-мент и т.д.

По отношению к материальным благам гражданское право выполняет регулятивно-динамическую функцию, связанную с владением, пользованием и распоряжением вещами, относительно любых нематериальных благ оно осу-ществляет регулятивно-охранительную функцию.

Гражданскому праву свойствен специфичес-кий диспозитивный метод регулирования или метод правовой автоно-мии. Суть его в том, что сторонам (участникам) гражданского правоотношения дозволяется сво-бодно, по своему усмотрению договориться о взаимных правах и обязанностях. Если же они сами не приходят к соглашению, их отношения регулируются посредством императивного ме-тода.

Диспозитивный (дозволительный) метод ре-гулирования характеризуется наделением субъек-тов юридическим равенством, самостоятельнос-тью, способностью к правообладанию, инициа-тивой и применением специфических способов защиты нарушенных или оспариваемых субъек-тивных прав.

Одним из основных следствий действия граж-данско-правового метода регулирования является то, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования "выступают в от-ношениях, регулируемых гражданским законо-дательством, на равных началах с иными участ-никами этих отношений - гражданами и юри-дическими лицами" (ст. 124 ГК РФ).

Трудовое право - это система юридических норм, регулирующих отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату ра-боты по определенной специальности, квалифи-кации или должности, а также отношения, не-посредственно связанные с трудовыми См.: Иванов С.А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 1999. №5. С. 36 и сл..

Особенности метода регулирования трудово-го права в литературе связываются с уровнем регулирования (сочетание централизованного и локального) и характером (сочетание государ-ственного и договорного регулирования).

Согласование интересов работников и рабо-тодателей осуществляется в отношениях их социального партнерства федерального, региональ-ного, отраслевого, территориального и органи-зационного уровней.

Другой особенностью метода регулирования трудового права является единое, но в то же время дифференцированное регулирование: оп-ределенные трудовые права и обязанности рас-пространяются на всех работников, и на этой базе устанавливаются особенности регулирова-ния труда отдельных категорий работников в за-висимости от объективных (условия труда) и субъективных (личность работника) факторов.

Существенное место в структуре метода ре-гулирования трудового права занимает поощри-тельный способ, а также отраслевые, специфи-чески трудовые правовые принципы, лежащие в основе как законодательной, так и договорной формы регулирования предмета рассматривае-мой отрасли.

Специфической чертой метода регулирова-ния трудового права является также использо-вание отличных от других отраслей особых спо-собов и средств защиты нарушенного права: го-сударственный надзор и контроль за соблюдени-ем трудового законодательства; защита трудо-вых прав работников профсоюзами; самозащита работниками своих трудовых прав (ст. 352 Тру-дового кодекса РФ).

Гражданско-процессуальное право - это си-стема юридических норм, регулирующих судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных ин-тересов граждан, организаций и других субъек-тов гражданских, трудовых или иных правоот-ношений.

Гражданская процессуальная форма пред-ставляет собой порядок отправления правосу-дия, регламент деятельности по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Этот порядок существенно отличается от других форм осуще-ствления правосудия.

Вследствие этого государственную деятель-ность по защите права в гражданском судопро-изводстве характеризует диспозитивность. Реша-ющей основой процесса становится личный, ин-дивидуальный интерес субъекта. Гражданско-правовой спор не требует "оперативного и не-медленного реагирования со стороны государства. Дело защиты своего субъективного права в зна-чительной степени и прежде всего касается са-мого заинтересованного субъекта".

Особенности метода регулирования граждан-ского процесса проявляются, кроме изложенно-го, и в основаниях прекращения производства по делу, среди которых выделяются: отказ ист-ца от иска, утверждение судом заключенного сто-ронами мирового соглашения, недопустимость правопреемства в спорном правоотношении после смерти гражданина, являвшегося одной из сто-рон по делу (ст. 220 ГПК РФ).

Уголовное право - это система юридических норм, регулирующих путем установления кате-горического запрета под угрозой применения уголовного наказания общественные отношения, в которых одним субъектом совершается социально опасное деяние в отношении другого.

Уголовно-правовая норма ре-гулирует общественное отношение, в котором один субъект причиняет или может причинить вред другому путем совершения общественно опасного деяния против личности, общества или государства. Критерием, обусловливающим уго-ловно-правовое регулирование, являются обще-ственная опасность, ее характер и степень44. Со-ответственно, предмет регулирования уголовного права составляют общественно опасные деяния против личности, общества или государства.

Специфика императивного метода регулиро-вания уголовного права заключается в категори-ческом запрете совершения определенных соста-вов преступлений как общественно опасных де-яний, что называется, без всяких "если", под угрозой применения соответствующего уголов-ного наказания.

Уголовно-процессуальное право - это систе-ма юридических норм, регулирующих обществен-ные отношения, возникающие в связи с произ-водством по уголовным делам, путем создания особой процедуры их возбуждения, расследова-ния, рассмотрения и разрешения.

Уголовно-процессуальное право устанавли-вает порядок производства по уголовному делу, придает ему характер детально регламентиро-ванного процесса. Вследствие этого "правосудие по уголовным делам осуществляется именно и только в порядке уголовного процесса, в фор-мах процесса; ни в каком другом порядке, ни в каких иных формах правосудие по уголовным делам не осуществляется и осуществляться не может".

Правовое регулирование производства по уголовному делу есть регулирование обществен-ных отношений, возникающих по поводу этого уголовного дела.

В настоящее время все участники уголовного судопроизводства подразделяются на следующие группы: суд; участники со стороны обвинения (прокурор, следователь, дознаватель, потерпев-ший и др.); участники со стороны защиты (подо-зреваемый, обвиняемый, защитник и др.); иные участники (свидетель, эксперт, переводчик и др.).

Таким образом, уголовный процесс по свое-му содержанию представляет собой систему об-щественных отношений, обеспечивающих производство по уголовному делу: возбуждение дела; предварительное расследование; подготов-ку и назначение судебного заседания; судебное разбирательство и вынесение приговора или иного судебного решения; пересмотр решений суда, не вступивших в законную силу; исполне-ние приговора, а также, в исключительных слу-чаях, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений.

4. Вопрос о соотношении системы права и системы законодательства уже длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юридической науке. Его разрешение окажет благотворное воздействие на деятельность законодателя, научные разработки, а также на организацию учебного процесса при подготовке юристов. Наиболее распространены две позиции. Суть первой: система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание, то есть право закрепляется в законодательстве, отражается в нем, причем система права объективна, а система законодательства - объективно-субъективна. Суть второй: система права - это единый, не разделенный на части массив правовых норм - живых клеточек правовой материи; на каждом очередном этапе развития общества массив правовых норм "кристаллизуется" вокруг нескольких крупных, актуальных на данный момент системообразующих факторов (системы нормотворческих органов, системы субъектов права, основные социально-экономические задачи и пр.); отраслей права не существует, есть только отрасли законодательства. В рамках данной работы рассматриваются некоторые аспекты первой концепции.

По мнению А.М.Васильева, система права - это правовая абстракция, которая служит для выражения связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юрид. лит., 1976. С.166.. Принципиальным для раскрытия содержания данной категории является положение об объективных основаниях системы права, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особенностях регулируемых нормами права общественных отношений. Это определение наиболее научно, поскольку выражает основные, сущностные черты системы права, не претендуя на объединение в одной дефиниции всех (в том числе и вторичных) характеристик явления. Что же касается определения понятия "система законодательства", то вполне достаточно его обозначение как "многогранного образования с весьма сложной конструкцией, состоящего из совокупности законодательных актов и отдельных нормативных предписаний, распределяемых в зависимости от объекта регулирования на отрасли, подотрасли и институты законодательства".

Традиционно ставится вопрос о соотношении системы права именно с системой законодательства. Последняя же имеет несколько определений, в зависимости от того, в узком или широком смысле рассматривается. В узком смысле - это система законов, в широком смысле - законов и подзаконных нормативных актов. И в том, и в другом случае из поля зрения выпадает целый массив правовых норм, которые содержатся и в иных источниках права, например, в нормативных договорах, правовых обычаях, судебном прецеденте. К сожалению, такая позиция до сих пор наиболее распространена. Даже при указании на ее ущербность пока не производится решительная замена терминологии. Для отечественной юридической науки всегда была характерна недооценка глубокого и непредвзятого исследования вопроса об источниках права. В силу существовавшей ранее общественно-политической ситуации основной акцент при изучении источников права делался на противостояние двух систем (капитализма и социализма). Разумеется, система источников социалистического права считалась более совершенной. Российская правовая система относится к романо-германской, в которой в качестве источника права преобладает нормативный акт. В условиях же заидеологизированного общества эта особенность приобрела исключительный характер, хотя применительно к иным правовым системам признавалась множественность источников права. Поэтому понятие "система источников права" было заменено понятием "система законодательства", а проблема источников права - проблемой соотношения системы законодательства и системы права См.: Мешкова О.Е. Соотношение системы права и системы законодательства // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 1. С. 88-90.

Само понятие "источник права" многозначно, под ним понимают и материальные условия жизни общества, и основания юридической обязательности нормы, и источники познания права. В исследуемом аспекте под источником права понимается именно форма права, "форма реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в норме права. Этот момент конкретизации сущности права обобщенно выражает правовая абстракция "форма (источник) права".

Конечно, в идеале нормы права должны быть закреплены в нормативных актах, однако возникновение, миграция и оформление правовой нормы имеют свои, в некотором роде естественные законы. Известно, что государство посредством издания нормативных актов лишь завершает правообразовательный процесс, причем на его не сущностной стадии. То есть для нас важно не только перечисление видов источников права, но и построение их иерархии, поскольку нормы права осуществляют движение от примитивнейших источников к более совершенным. Очевидно, что в принципе невозможна ситуация, когда системе права будет соответствовать система именно законодательства, поскольку существуют объективные стадии генезиса правовых норм. Кроме того, в результате постоянного изменения регулируемых правом общественных отношений меняется и само право, то есть внутренние процессы возникновения, миграции, отмирания норм права в системе бесконечны и являются одним из условий существования и развития системы.

Различия между системами права и законодательства в наиболее общем виде были сформулированы в ходе третьей научной дискуссии о системе права: 1) несовпадение объема; 2) различия по соотношению объективного и субъективного; 3) различие в системообразующих факторах системы права и системы законодательства; 4) неодинаковый уровень структурной упорядоченности, целостности (система права, в отличие от системы законодательства, является самоорганизующейся системой); 5) различие в соотношении статических и динамических свойств: система права более устойчива, инвариантна, чем система законодательства; 6) эти системы имеют определенные различия в закономерностях функционирования и развития См.: Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. №  6, 7, 8..

Что касается первого из указанных различий, то при использовании термина "система источников права" несовпадение объема минимально. "Отстает" система источников права лишь на глубинных, изначальных стадиях процесса формирования нормы права, но этот факт нисколько не указывает на несовершенство такого несовпадения.

Если говорить об остальных различиях, то разрешить эти проблемы можно, используя тезис общей теории систем о взаимозависимости системы и среды. Как указывает Л.Б.Тиунова, "...в отличие от органических систем, система норм права и система законов не характеризуются процессами саморегулирования - в них ведь не включена сама деятельность" Там же. С 126.. И это не является аргументом ущербности правовой системы, а, наоборот, - в соответствии с принципом взаимозависимости системы и среды система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, под которой следует понимать внешние по отношению к конкретной системе объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения и т.п. В данном случае такой средой является то, что может воздействовать на правовую систему. Этим является только специальный субъект, а именно государство в лице его органов, и мы можем рассматривать его, во-первых, как управляющий центр правовой надстройки, а, во-вторых, как источник возмущающего воздействия на правовую систему и фактор, который может привести к разрушению системы при определенных условиях. Иначе пришлось бы признать, что на систему права посредством воздействия на систему источников права могут оказывать влияние граждане, юридические лица путем, например, проведения инкорпорации законодательства. А это противоречит не только теории, но и практике - система права не перестраивается под произвольным воздействием таких субъектов.

Схематично процесс взаимодействия права и специального субъекта можно представить следующим образом: законодатель воздействует на оболочку права (его форму), то есть на систему источников права, которая в свою очередь трансформирует содержание (систему права). Но изменения в системе источников права ни коим образом не тождественны изменениям системы права, хотя бы потому, что удельный вес субъективности в этих образованиях различен.

Обращает на себя внимание еще один интересный момент - как правило, сторонники этой концепции полагают, что система права и система законодательства - элементы (или компоненты) правовой системы, причем нетождественные по следующим причинам: "они как компоненты правовой системы обладают относительной самостоятельностью, имеют специфические закономерности становления, функционирования и развития, что позволяет системе законодательства оказывать активное обратное воздействие на систему права" Молодцов М.В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. М.: Юрид. лит., 1985. С.126..

Несомненно, что и система права, и система законодательства - составляющие правовой системы. Но какова их роль и место в ней? Вряд ли их можно выделять в качестве отдельных компонентов. Ведь критерием элементности частей выступает их инвариантность, принимающая различные формы в зависимости от особенностей того или иного класса системы. Таким критерием при исследовании правовой системы как объективно-субъективной выступает, в частности, принцип тождества частей относительно их места и роли в данной системе. Например, отрасли в системе права тождественны (неразличимы) как элементы одного уровня (конечно, если мы будем рассматривать их как системы, состоящие из подотраслей, институтов и норм, то они предстанут нетождественными, поскольку будут рассматриваться на других уровнях, а это уже иной аспект исследования).

Систему права и систему законодательства невозможно определить как тождественные, следовательно, они - элементы не одного уровня. Тогда, может быть, они являются элементами разных уровней? Но здесь надо учитывать принцип иерархичности системы, который означает, что каждый элемент, в свою очередь, может рассматриваться как иная система, а исследуемая в данном случае целостность представляет собой один из компонентов более широкой системы. Значит, если рассматривать систему права и систему законодательства как разноуровневые элементы, то один из них должен входить в состав другого: либо система права в систему законодательства, либо система законодательства в систему права. Ясно, что такая ситуация абсурдна.

Кроме того, тезис о "компонентности" этих систем противоречит положению о соотношении системы права и системы законодательства как содержания и формы - содержание и форма не могут быть компонентами одной и той же системы.

"В сущности, система права и система законодательства выражают один и тот же феномен - право, но с разных сторон - внутренней и внешней, отсюда их взаимообусловленности и общее социальное назначение".

Заключительная часть

Подводя итог, необходимо помнить, что система права -- это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам.

Систему права отличает то, что она обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей и существует объективно. Она представляет собой органическую целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны. Она характеризуется структурным разнообразием. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Структурными элементами системы права выступают:

--нормы права;

--институты права;

--подотрасли права;

--отрасли права.

Деление системы права на отрасли и институты основывается на определенных критериях. Такими критериями являются предмет (материальный критерий) и метод (юридический критерий) правового регулирования.

Предмет правового регулирования -- совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами (отвечает на вопрос «что?»). Предмет правового регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.

Метод -- это набор средств воздействия на поведение участников общественных отношений.

Систему права и систему законодательства следует рассматривать как тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, пред-ставляющие собой два аспекта одной и той же сущности -- права, а именного его формы и содержания. Система права рассматривается как внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений; система законодательства -- как внешняя фор-ма права, выражающая строение его источников, т. е. система нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодатель-ство в широком его понимании и есть право.

Литература

Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1998.

Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М., 1998. Гл. ХI, ХII.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2003. Гл. 21.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2003. Лекция 15, 16.

Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 20.

Байтин М.И., Петров Д.Е. Основные отрасли современного российского права // Право и политика. 2004. № 1.

Баранов В.М. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России: учебное пособие / В.М. Баранов, С.В. Поленина. Н. Новгород, 2002.

Гущина Н.А. Системные связи в праве // Право и политика. 2004. № 5.

Мозолин В.П. Система Российского права // Право и политика. 2002. № 2.

Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002. № 4.

Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.