на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система территориального управления во Франции
p align="left"> Все муниципальные советы избираются на 6 лет и переизбираются одновременно по всей Франции в одно из воскресений марта. Система выборов в МС зависит от числа жителей коммуны.

Для коммун численностью менее 3500 человек голосование идет по мажоритарной системе в два тура. Избиратели могут «смешивать» списки, т.е. вычеркивать из них одни кандидатуры и вписывать другие. Для победы в первом туре нужно набрать половину «засчитываемых» голосов (действительных бюллетеней), но не меньше четверти числа зарегистрированных избирателей. В следующее воскресенье проводится второй тур выборов на оставшиеся пустые места, причем выставить свои кандидатуры могут все (в т.ч. и новые лица), а для победы достаточно набрать относительное большинство голосов избирателей.

Для коммун численностью более 3500 жителей выборы проходят голосованием в два тура по спискам, но используется как мажоритарная, так и пропорциональная система подсчета голосов. Избираемые могут выставлять свои кандидатуры только в закрытых списках, причем каждая партия обязана представить список, равный числу мест в муниципальном совете. Если один из списков получил абсолютное большинство голосов (или не менее четверти голосов списочного состава избирателей) уже в первом туре, он получает половину мест в совете с «округлением вверх» (скажем, если в совете 69 мест, то половина составит 35 мест), а остальные места распределятся между партиями по пропорциональной системе, причем в «дележке» участвует и победившая партия. Если ни один из списков не смог победить в первом туре, проводится второй: в нем участвуют только списки, собравшие в первом туре не менее 10% действительных голосов. Списки можно изменять (сводить вместе, добавлять фамилии), но при обязательном условии, что оба изменяемых списка набрали не менее 5% голосов в первом туре. После утверждения новых списков в префектуре, избиратели опять голосуют по закрытым спискам. Список, собравший большинство, голосов получает большинство мест, оставшиеся места распределяются между остальными партийными списками, из числа которых исключаются те, что собрали менее 5% голосов избирателей» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

«Подобная смешанная система голосования (она была установлена в 1982г.) обеспечивает по крайней мере ѕ мест в МС победившему на выборах списку. Этим путем достигаются прохождение в МС команды единомышленников и, следовательно, большая эффективность ее последующей деятельности. Но в то же время обеспечивается и присутствие меньшинства, которое может критиковать большинство, защищать свою точку зрения, контролировать деятельность правящей команды и в конечном счете стимулировать активность МС» И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 10.

.

Деятельность Муниципального Совета.

МС выдвигает из своих рядов мэра-главу МС и одновременно главу исполнительной власти в коммуне. МС собирается не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Участие в заседаниях обязательно. Неоправданное отсутствие и вообще не соблюдение законодательных обязательств, налагаемых на муниципальных советников, может привести к отстранению провинившихся административным судом. Мэр имеет право созывать совет, когда он считает это необходимым. Кроме того, он обязан созывать МС по просьбе половины от общего числа муниципальных советников, а также по указанию комиссара республики (представитель центральной государственной власти в департаменте) или его заместителя. Совет может сформировать внутри себя комиссии, которые собираются между сессиями МС. Должность муниципального советника не оплачивается. Оплачиваются лишь расходы на командировки. Однако в крупных городах коммуны оплачивают труд своих муниципальных советников из собственных фондов.

В стране существует специальная учебная сеть для муниципальных советников и местной администрации, многие из которых впервые занимают эту должность.

МС занимается практически всеми делами коммуны, за исключением тех, которые законодательно закреплены за мэром или государственными структурами. К ним относятся:

принятие (до 31 марта) исходного бюджета, состоящего из двух документов: основного бюджета и дополнительного бюджета (описывающего предварительные поступления и расходы торгово-промышленных служб коммуны);

утверждение (до 30 июня) финансового отчета мэра по завершившемуся финансовому году и утверждение дополнительного бюджета;

вопросы организации работы муниципалитета и администрации коммуны, создания новых служб (утверждает штаты, статус, режим функционирования);

вопросы управления имуществом коммуны (принимает решения о продаже или покупке, устанавливает тарифы, дает разрешения на контракты и работы);

рассмотрение и утверждение проектов городской планировки и гражданского строительства, планов использования земли;

предоставление заключений по запросам государства, региона, департамента и соседних коммун;

возбуждение судебных исков» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

Существует ещё одна очень важная функция МС- информирование граждан о происходящих событиях, изменениях в коммуне. Выделяют разные организационные формы диалога МС с гражданами:

открытые муниципальные комиссии, разрабатывающие вопросы совместно с ассоциациями;

внемуниципальные смешанные комиссии, в которые могут входить и муниципальные советники. Одни комиссии действуют на постоянной основе,

другие создаются на время решения одной проблемы. Важно следить, чтобы в

составе комиссий были не только представители самых обездоленных слоёв;

муниципальные службы, организующие по своему кругу вопросов совместную работу выборных должностных лиц и представителей ассоциаций для объединения их усилий;

общественные мастерские урбанизма объединяют местных выборных деятелей, граждан, руководителей ассоциаций и специалистов. Они занимаются проблемой обустройства города, распространяют информацию, собирают мнения жителей, помогают жителям сформулировать их требования или технически обосновать их предложения;

в больших городах, разбитых на кварталы, комитет квартала является представительным органом граждан и посредником между кварталом и муниципальным городом. Он привлекает внимание городских властей к проблемам квартала.

При всём многообразии деятельности МС имеет: во-первых, законодательные и регламентирующие со стороны государственной политики; во-вторых, бюджетные и финансовые, определяемые возможностями коммуны.

Контроль над муниципальным советом.

«Процедура контроля такова: все акты МС пересылаются в течение 15 дней представителю государства в департаменте (комиссару или заместителю комиссара республики). Последний информирует мэра о том, намеривается ли он обращаться в Административный суд. Это даёт возможность МС скорректировать свои действия в соответствии с законом и не доводить дело до суда. Если же МС настаивает на своём, а комиссар считает решение МС противоречащим закону, то последний имеет право обратиться в Административный суд с просьбой приостановить его реализацию до вердикта суда.

Государственный представитель в департаменте может приостановить деятельность МС на один месяц, представив мотивацию своих действий оповестив об этом министра внутренних дел. МС может быть распущен декретом Совета министров Франции (декрет должен быть опубликован в «Официальном журнале»).

Особый контроль предусмотрен над решениями МС, касающихся его бюджета, осуществлять который помогает Региональная счётная палата по просьбе представителя государства» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

Мэр в политической культуре Франции.

Мэр является главой исполнительной власти в коммуне. Ему помогают заместители из числа муниципальных советников. Их может быть от 2 до 13 человек в зависимости от численности жителей. Их заносят в список заместителей в порядке избрания: первый заместитель мэра, второй заместитель мэра и т.д. На заместителей мэра коммун с численностью более 20 тыс. человек распространяются ограничения на совмещение постов. Мэр и его заместители образуют муниципалитет и избираются на тот же срок, что и Муниципальный Совет, однако срок полномочий мэра может быть сокращен: добровольной отставкой, выявлением после выборов случаев несовместимости или невозможности быть избранным, отзывом специальным Декретом правительства в случае серьезного проступка или неспособности (отказа) осуществлять свои функции. Судьба заместителей связана с судьбой мэра: независимо от причин его ухода, происходят перевыборы заместителей.

«Мэр обладает всей полнотой исполнительной власти и единолично несет ответственность за управление коммуной. Его заместители не имеют по статусу

собственных полномочий. Мэр передает им по своему усмотрению часть своих

функций»И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 19. .

«Выборы мэра и его заместителей проходят на первом заседании совета, через неделю после муниципальных выборов. Собирает заседание мэр, срок полномочий которого истекает, но ведет заседание старейшина (самый старший по возрасту муниципальный советник). Нового мэра избирают закрытым голосованием по мажоритарной системе в три тура. В первых двух турах, чтобы быть избранным, мэр должен набрать абсолютное большинство «засчитываемых» (действительных) голосов муниципальных советников, а в третьем туре достаточно относительного большинства: выбирают собравшего больше всех голосов. По окончании выборов старейшина сразу объявляет результаты голосования и вывешивает их в течение суток после заседания. Мэром может быть избран гражданин Франции не моложе 21 года, но с учетом названных выше ограничений на совмещение постов» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».. «Данная процедура выборов мэра зафиксирована в уставе коммуны, на практике же дело происходит несколько иначе. Избиратели заранее знают, кто будет мэром, поскольку именно его фамилия стоит первой в победившем списке, он является лидером своей команды. Учитывая, что победивший список получает ѕ мест в МС, то выбор мэра предрешен. Такова традиция, и она неукоснительно исполняется, хотя и не упоминается в законодательстве.

Мэр (как и муниципальные советники) может совмещать совой мандат с мандатом депутата парламента, сенатора или генерального советника (генеральный совет управляет департаментом). Долгое время должность мэра не оплачивалась, но сейчас в законодательстве установлен потолок жалованья мэра и его заместителей» И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 20. .

«Компетенция мэра включает вопросы, которые ему делегированы советом в

качестве главы последнего, и собственную компетенцию, принадлежащую ему как

главе исполнительной власти коммуны.

Мэр как глава Муниципального совета:

осуществляет финансовые полномочия (подготовка и исполнение бюджета, распоряжение коммунальными расходами и надзор над коммунальным бухгалтером);

представляет коммуну во всех актах юридической жизни;

осуществляет полномочия по охране общественного достояния, по контролю и управлению публичными учреждениями;

готовит и исполняет решения муниципального совета;

представляет их для юридического контроля префекту департамента.

Мэр как глава исполнительной власти обладает собственными полномочиями и не обязан отчитываться об их исполнении перед советом. По этим функциям мэр подотчетен префекту департамента и Правительству Франции» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

«В политической культуре утвердилось такое мнение, что основная миссия мэра - «обеспечение коллективного благосостояния сограждан». Видимо поэтому должность мэра традиционно почетна, она дает возможность приобрести широкий круг знакомств, добиться уважения окружающих, в личностном плане дает возможность раскрыть свои способности, накопить опыт, проявить творческий потенциал» И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 22.

. Однако у любой медали есть обратная сторона: должность мэра дает возможность удовлетворять свои личные интересы за общественный счет, прибегать к незаконным методам или лавировать на грани допустимой законности. Но общество и государство выработали против них свои защитные средства: с одной стороны- закон, а с другой- общественное мнение, несущее в себе этические нормы, как прежде оно несло религиозные заповеди и понятие

божьей кары. Соответствие или несоответствие действий мэра нормам ведёт

к практическим результатам на выборах.

Вообще, «контроль со стороны государственной администрации за самоуправлением представлен двумя группами мер- опеки и административного контроля.

1. Меры опеки.

Меры опеки включают в себя «опеку над лицами» и «опеку по замещению».

«Опека над лицами» означает право префекта приостановки исполнения обязанностей (отзыва) мэра коммуны и его заместителей; роспуска муниципального совета на основании определенных законом причин и по оговоренной процедуре.

«Опека по замещению» означает, что префект имеет право замещения (т.е. исполнения функций) в отношении мэра и генерального или муниципального совета, право замещения в полицейской области.

2. Административный контроль.

Средства административного контроля представлены контролем законности и бюджетным контролем (бюджетная и финансовая ортодоксия). Контроль законности предполагает два аспекта.

Во-первых, обязанность префектов проверять законность передаваемых нижестоящим органом власти решений.

Во-вторых, возможность для префекта обратиться к административному судье с представлением о незаконности акта, принятого местным коллективом, однако префект должен сопровождать это представление уведомлением (предварительно или одновременно с подачей жалобы) местного коллектива» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

Но, вернемся к функциям мэра. И хотя деятельность мэра исключительно разнообразна, тем не менее все это разнообразие можно свести к двум видам работ: определение задач и организация людей на их решение (такие же основные функции существуют в компаниях, фирмах). Помимо этого:

1. Мэр наделен полицейскими полномочиями, которые описываются

формулой «нормальный порядок, безопасность и общественное благополучие». Полицейские функции ограничены тремя сферами: обеспечение безопасности, санитарно-гигиенических норм и общественного порядка.

2. Мэр является главой коммунального персонала: назначает и увольняет работников, определяет их карьеру, поощряет и наказывает персонал.

3. Мэр выдает разрешения, связанные с землепользованием: разрешения на строительство, снос, производство работ в соответствии с градостроительными планами, утвержденными советом.

4. Также, мэр держит в своих руках все нити экономической жизни коммуны. Он имеет дело с руководителями самых разных предприятий- частных, муниципальных, государственных, смешанного типа. В интересах коммуны он поддерживает с ними деловые отношения. Это могут быть формальные договорные и неформальные (выраженные в принципе «ты- мне, я -тебе» так называемый феномен клиентеллизма). Именно мэр влияет на климат взаимоотношений между жителями. От него зависит благополучие или карьера многих людей. Но и мэр, будучи лицом выборным, зависит от избирателей и, главное, от поддержки влиятельных кругов своей коммуны.

Поскольку мэр является агентом государства, то он еще и выполняет государственные административные функции:

опубликование законов и правил;

участие в операциях по переписи населения и призыва молодежи в армию;

выдача удостоверений и легализация подписей;

применение мер общей безопасности;

в судебной области мэр исполняет функции составителя актов гражданского состояния и представителя судебной полиции.

В чрезвычайных ситуациях мэр обязан действовать как уполномоченный государства, а не коммуны.

И последнее на чем бы мне хотелось остановиться, это касается стилей руководства мэра в коммунах. В любой компании, фирме, структуре руководитель имеет свой стиль управления (в данном случае - мэр). Вообще, стиль руководства в контексте управления- привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Наша ситуация аналогичная: мэр - руководитель, а подчинённые- его «команда» (его заместители, кабинет мэра, МС). Так вот, по традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, т.е. мэр будет ориентирован прежде всего на задачу, её проектирование и как следствие на систему вознаграждений, и стиль, сосредоточенный на человеке, т.е. отношения основанные на взаимном доверии, уважении, контакт и тепла между мэром и его «командой» и населением (о нём тоже не следует забывать, потому что авторитет мэра зависит от населения коммуны). Во Франции превалирует в большей степени демократический стиль управления, чем авторитарный, хотя некоторыми исследователями было обнаружено, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объёма работы, чем демократичное.

«Также можно выделить ещё два «классических» стиля управления, используемых мэрами во Франции: «мэр-управляющий» и «мэр-политик». Мэр-управляющий руководствуется лозунгом: «Процветающие коммуны в сумме дают процветание страны», т.е. работа происходит на низовом уровне ради благополучия жизни коммуны. Мэр-политик, у него доминирует мнение, что правильное руководство на верху, обеспечивающее благосостояние всей страны, способствует и благополучию коммун. Это все тот же вечный вопрос о том, можно ли создать рай в границах своей коммуны или благополучие коммуны зависит от ситуации в стране?

В действительности эти два подхода не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. В своей работе мэры используют все каналы воздействия как на своем уровне, так и через верхние эшелоны власти. Тем не менее один из подходов является у мэра, как правило, превалирующим, он и определяет стиль его руководства» И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 36. .

Заключение.

Разделение властей существует в любой организации, не исключением является и государство. Во Франции существуют три принципа разделения властей:

принцип вертикальной организации власти,

принцип горизонтальной организации власти,

принцип функциональной организации власти.

Вертикальная власть во Франции делится на следующие уровни:

уровень населённых мест (коммуны),

уровни территориальных мест:

средний (регионы, округа),

высший (департамент),

государственный уровень.

Такие система разделения властей строится во Франции в соответствии с административно-территориальным устройством республики, которое представлено коммунами, департаментами и регионами. Все эти территориальные единицы, рассматривая их как организацию, имеют собственные органы управления и власти, которые имеют собственную компетенцию; цели, задачи, органы надзора, стили управления и т.д. Благодаря проведённой во Франции в 1982 году такой реформы как децентрализация власти, уровень полномочий территориальных коллективов расширился, обеспечив тем самым большую самостоятельность в решении своих дел, сохранив вместе с тем за центральной властью достаточно сильные позиции на местах.

Таким образом регион в 1982 году получил статус «территориального самоуправляющегося коллектива», управляемый выборным органом - Региональным советом, возглавляемый председателем. На региональном уровне планируется и осуществляется деятельность по экономическому развитию и обустройству территории (основная цель). Одновременно с этим, регион представляет собой административную единицу, возглавляемую префектом региона, который является представителем государства и «высшей» санкцией надзора над действиями коммунальных и департаментских органов.

Департамент - это тоже одновременно и административная единица, во главе которой также стоит префект, представляющий государство, но выступающий руководителем его разукрупнённых служб на территории департамента, и автономный местный коллектив, управление которым осуществляет выборный орган- Генеральный совет, возглавляемый председателем. Департамент как местный орган в лице генерального совета наделен следующими полномочиями: создавать и организовывать определенные департаментские публичные службы и управлять ими; управлять имуществом департамента; принимать бюджет департамента и контролировать его исполнение; осуществлять функции совещательного органа департамента, хозяйственного планирования и регионального программирования (это и сеть основные задачи департамента).

Коммуна, в настоящее время является основным звеном местного самоуправления во Франции, представляет собой низшее звено административно-территориального деления и демократического самоуправления ( во Франции доминирует демократический способ управления на всех административно-территориальных уровнях, так как французы очень боятся событий произошедших в «фашистской Германии», поэтому у них «закон- основной регулятор общественных отношений и основное орудие в руках властей» Новожёнова И. С. «Культура местной власти во Франции». М., 1994. С. 6.). Каждая коммуна имеет свой представительный орган - Муниципальный совет и мэра, избираемого из числа депутатов совета и выступающего одновременно в качестве государственного служащего (к примеру, опубликование законов и правил) и главы местного самоуправления(осуществляет финансовые, полицейские, гражданские, выборные, социальные, экономические функции и т.д. ). Деятельность коммун постоянно контролируется префектом региона и

департамента, супрефектом, комиссаром республики.

Рассмотрев каждую территориальную единицу как организацию со своими собственными органами власти и управления, имеющие собственную компетенцию, финансовые средства и «представителя государства» для осуществления контроля за органами территориальных самоуправляющихся коллективов, можно прийти к выводу, что спецификой французского типа организации самоуправления заключена в совмещении государственного управления и местного самоуправления в пределах одних и тех же административно-территориальных единиц. И это привело к двойственности: регионы, департаменты, коммуны являются звеньями территориального управления и возглавляются (контролируются в коммуннах) префектами; но в тоже время они являются самоуправляющимися коллективами жителей, они формируют собственные органы власти и управления и наделены собственной компетенцией. Другой характерной чертой является жесткий государственный контроль и опека за деятельностью местных органов власти (через систему префектов и супрефектов).

Библиография.

1. Дюрон Э.В. «Местные органы власти во Франции». М., 1996г.

2. Новожёнова И. С. «Культура местной власти во Франции». М., 1994г.

3. Новый энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М., 2000г.

4. Павлова М. А. «Региональная политика Франции». М., 1996г.

5. «Структура и функции местных коллективов во Франции» (II издание).

Электронные материалы:

1. www.ibmn.msk.su/vivovoco/ Конституция Франции. Раздел XII. «Административно- территориальные образования».

2. www.bninsk.com Библиотека приложений к журналу «городское управление». Основы местного самоуправления в 3-х частях. Учебное пособие для муниципальных служащих под ред. Вобленко С. В.

Глава II. Часть I. Понятие самоуправления.

Глава IX. Часть II. Муниципальные институты Франции.

Краткий очерк истории муниципального права. Хрестоматия. Составитель Киррилов Ю. Фадеев В. «История местного самоуправления в России».

3. www.continent.kz // «Институты самоуправления Франции». № 11(24) 31

мая- 13 июня 2000г.

Приложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.