на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Смертная казнь в истории Российского законодательства
p align="left">В 1947 году смертная казнь была отменена. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» гласил, что в условиях мирного времени необходимость в применении смертной казни отпала. Смертная казнь заменялась заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Однако наряду с этим действовала секретная директива, которая допускала применение смертной казни специальными судами МГБ СССР по делам о контрреволюционных преступлениях. Смертная казнь: «за» и «против» / под ред. С.Г. Келиной. - М., 1989. - С. 123-124.

12 января 1950 года, то есть почти через два с половиной года, смертная казнь вновь официально вводится в уголовное законодательство Указом Президиума Верховного Совета СССР «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам, диверсантам». С 1954 года данная мера наказания стала применяться к лица совершившим умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

В соответствии с решениями XX съезда КПСС о расширении и укреплении прав союзных республик Верховный Совет СССР 11 февраля 1957 г. отнес к ведению союзных республик принятие Уголовных кодексов, а к ведению СССР - установление Основ уголовного законодательства. В ст. 14 Конституции СССР вошла соответствующая поправка. 25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил «Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик».

Согласно Основам уголовного законодательства СССР 1958 года, в виде исключительной меры наказания вплоть до ее полной отмены смертная казнь - расстрел - допускалась за измену Родине, шпионаж, диверсию, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, непосредственно указанных в статьях уголовных законов Союза ССР и УК РСФСР, а в военное время или в боевой обстановке и за другие особо тяжкие преступления., а в отдельных, специально предусмотренных законодательством случаях, также и за некоторые другие особо тяжкие преступления. Не допускалось назначение этого наказания в отношении несовершеннолетних, и в отношении женщин находящихся в состоянии беременности. Законы СССР и Постановления Верховного Совета СССР. - М., 1959. - С.36-37.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства, вступивший в законную силу с 1 января 1961 года. Этот УК, как и все предыдущие кодексы, считал смертную казнь исключительной мерой воздействия и не вводил ее в систему наказаний.

В мирное время высшая мера наказания назначалась только за 8 составов преступлений: за измену Родине (ст.64), шпионаж (ст. 65), террористический акт (ст. ст. 66 и 67), диверсию (ст. 68), бандитизм (ст. 77), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 102 и пункт «в» ст. 240).

Кроме того, смертная казнь предусматривалась еще за 16 воинских преступлений при совершении их в военное время или в боевой обстановке: неповиновение (ст. 238), сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ст. 240), насильственные действия в отношении начальника (ст. 242), дезертирство (ст. 247), самовольное оставление части (ст. 248), уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом (ст. 249), умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 251), нарушение правил караульной службы (ст. 255), нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 257), злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (ст. 260), сдача иди оставление противнику средств ведения войны (ст. 261), оставление погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца своих служебных обязанностей (ст. 262), самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием (ст.263), добровольная сдача в плен (ст. 264), мародерство (ст. 266), насилие над населением в районе военных действий (ст. 267).

Смертная казнь могла быть назначена также за организационную деятельность, направленную к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации (ст.72) и за особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся (ст. 73), так как при определении наказания следовало руководствоваться статьями 64 - 72 УК.

Статья 23 УК не допускала применение исключительной меры наказания в отношении лиц, не достигших до совершения преступления восемнадцатилетнего возраста, и в отношении женщин, находившихся в состоянии беременности в момент совершения преступления или к моменту вынесения или исполнения приговора. Уголовный кодекс РСФСР - М., 1993. - С.15.

В последующие годы перечень преступлений, допускающих применение исключительной меры наказания, был расширен. Законом РСФСР от 15 февраля 1962 года туда были включены, например, такие преступления, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР.- М., 1875. - С. 475-476.

Л.И. Брежнев не стремился расширить рамки применения смертной казни. Единственным исключением, дополнившим возможные случаи назначения смертной казни, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 г. «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна». Он установил, что виновные в угоне воздушного судна или его захвате с целью угона, если это повлекло гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества. Собрание действующего законодательства СССР. - М., 1875.- Т. 49. - С.221-222. Уголовная политика того времени направлена была на сокращение этого вида наказания. Число лиц, приговоренных к смертной казни в «эпоху Брежнева», по сравнению с «хрущевским периодом» значительно сократилось. Улицкий С.Я. Политические и правовые проблемы смертной казни. - Владивосток, 2004. - С.55.

После смерти Л.И. Брежнева каких-либо законодательных изменений в области регулирования смертной казни не было до принятия 2 июля 1991 г. новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

2 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Смертная казнь, в виде расстрела применялась за государственную измену, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование малолетней при отягчающих обстоятельствах, похищение ребенка, повлекшее особо тяжкие последствия, а также за особо тяжкие преступления против мира и человечества. Смертная казнь не могла быть применена к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и к женщинам.

После свершившегося, государственного переворота политическая элита России, стремившаяся никогда больше не допустить к власти коммунистов и их сторонников, не могла не опасаться, что овладение ею высокими государственными постами может оказаться недолговечным. Восстановление прежнего политического режима повлекло бы обвинение их в измене Родине в форме заговора с целью захвата власти (ст. 64 УК РСФСР), приведшем к развалу Советского Союза. А это могло бы угрожать им смертной казнью. Улицкий С.Я. Политические и правовые проблемы смертной казни. - Владивосток, 2004. - С.61.

В результате была принята новая редакция ст. 38 Конституции, которой была исключена смертная казнь за государственную измену и за особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества. Смертная казнь в качестве исключительной меры наказания могла применяться только за особо тяжкие преступления против личности только по приговору суда.

Согласно статистическим данным в советский период, с 1918 года по 1990 год по политическим обвинениям было осуждено около 6 млн. 105 тыс. человек. Число лиц приговоренных к расстрелу составило около 1 млн. 165 тыс. человек. Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. - СПб, 2002. - С. 333.

Таким образом, в Советском государстве применение смертной казни носило следующие особенности:

· все уголовные кодексы (1922, 1926, 1960 годов) не включали смертную казнь в систему наказаний и предусматривали ее в отдельной статье, подчеркивая ее временный, исключительный характер («вплоть до ее отмены»);

· основным способом исполнения являлся расстрел, практически все политические судебные процессы носили показательный характер;

· постепенно намечалась тенденция сокращения круга лиц, в отношении которых разрешалось применять исключительную меру наказания. Так, УК 1922 года законодательно запретил ее
применение в отношении несовершеннолетних, УК 1926 - в отношении беременных женщин;

· политические репрессии 30-х годов против оппозиций правящему режиму носили массовый характер;

· большую роль в определении приговора играли материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм;

· в Советской России смертная казнь отменялась трижды: с 8 ноября 1917 года по 21 февраля 1918 года; с 17 января по 11 мая 1920 года; с 25 мая 1947 года по январь 1950 года (однако существовала секретная директива, позволяющая трибуналам МГБ применять смертную казнь по делам о контрреволюционных преступлениях).

Глава 3. Институт смертной казни в России в постсоветский период

3.1 Смертная казнь в России после принятия Конституции 1993 года

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, в ч.2 ст. 20 которой закреплено что смертная казнь в качестве исключительной меры наказания может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни.

В Уголовном кодексе РФ 1996 года высшая мера наказания предусмотрена за пять составов преступления: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). Все эти составы преступлений связаны с посягательством на жизнь человека и являются по своему характеру особо тяжкими преступлениями. А.В. Малько Смертная казнь в России: проблемы правовой политики// Правовая политика и правовая жизнь. - 2002 .- №1. - С. 141. Кроме того, основными объектами этих преступлений являются политическая система России (ст. 277), интересы правосудия (ст. 295), нормальная деятельность государственного аппарата (ст. 317) и безопасность человечества (ст. 357). Улицкий С.Я. Политические и правовые проблемы смертной казни. - Владивосток, 2004. - С.66.

28 февраля 1996 года Российская Федерация вступила в Совет Европы. Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 года, Российской Федерации было рекомендовано в течение трех лет с момента вступления в Совет Европы ратифицировать Протокол №6 об отмене смертной казни, установив мораторий на исполнение смертных приговоров. Смертная казнь как исключительная и превентивная мера (международные и внутригосударственные аспекты) / Анисимов Л.Н., Анисимов А. Л. // Московский журнал международного права. - 2004. - №2. -С. 64-65.

Статья 1 Протокола №6 гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Однако статья 2 этого документа допускает применение данного наказания за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Российская газета -1995. - № 67. - 5 мая.

16 мая 1996 года Президентом РФ Б.Н. Ельциным был издан Указ №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Российская газета. - 1996. - №94.- 21 мая. Правительству России поручалось в месячный срок подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу №6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но, несмотря на это распоряжение, мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров объявлен не был.

27 февраля 1997 года Президент РФ издал распоряжение о подписании протокола №6 относительно отмены смертной казни. В результате этого, Министерство Иностранных Дел РФ подписало данный протокол, однако Государственная Дума его не ратифицировала. Вследствие этого данный документ в отношении России не имеет юридической силы. А.В. Малько Смертная казнь в России: проблемы правовой политики// Правовая политика и правовая жизнь. - 2002 .- №1. - С. 142.

2 февраля 1999 года Конституционный Суд РФ принял Постановление, согласно которому «…до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может, не зависимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом составе судьи и двух народных заседателей». Собрание законодательства РФ. - 1999. - №6. - СТ.867.

По моему мнению, в данном постановлении Конституционный Суд выходит за пределы установленной для него Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом компетенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.