p align="left"> Суды шеффенов вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к исключительной компетенции судов земли или высших судов земли, но при условии, чтобы выносимое ими наказание не превышало трех лет лишения свободы. [12, с.60] В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних. Некоторые магистратские суды в Англии по решению собрания судей получают право рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. Суды по делам несовершеннолетних в Германии рассматривают дела о правонарушениях, в которых обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд по делам несовершеннолетних сочтет, что их поведение носит «подростковый характер». В этих судах, как и в общих судах, могут рассматриваться дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела, по которым требуется допросить несовершеннолетних в качестве свидетелей. К числу такого же рода судебных учреждений относятся в судах земли палаты по делам несовершеннолетних и в участковых делах - суд шеффенов по делам несовершеннолетних и судья по делам несовершеннолетних. Шеффенами по делам несовершеннолетних назначаются лица, имеющие опыт работы с молодежью (как правило, один из них - женщина). Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими судами, важное место занимают суды по трудовым делам. Возглавляет эту систему Федеральный суд по трудовым делам в г. Касселе, который состоит из пяти сенатов. Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и «вернувшимся на родину», оказанием бесплатной или льготной медпомощи и т.п. Система этих судов возглавляется Федеральным судом, находящимся, как и Федеральный суд по трудовым делам, в г. Касселе. Система финансовых судов создана, главным образом, для рассмотрения споров, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Обращение с жалобой в органы административной юстиции, как правило, может последовать лишь после того, как был заявлен протест в орган управления или должностному лицу, на действия которых приносится жалоба, и затем подана, но осталась неудовлетворенной жалоба в вышестоящий для них орган управления. Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине. Названные пять высших судебных органов, возглавляющие отдельные системы судов (общую, административную и др.), являются самостоятельными и независимыми по отношению друг к другу. В случае противоречий между их позициями по каким-либо существенным правовым вопросам созывается Общий сенат высших федеральных судов, который и выносит решение, обязательное для судов всех систем и тем самым обеспечивающее единство судебной практики. В качестве самостоятельных судебных учреждений функционируют также некоторые специализированные суды, в том числе общефедерального уровня. Это, например, Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суды земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патентный суд, заседающий в Мюнхене. Федеральный конституционный суд находится в Карлеруэ, работу которого возглавляет председатель Федерального конституционного суда. Конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования конституции, споры по поводу соотношения с конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель. Полномочия Федерального конституционного суда включают в себя возможность отмены по мотивам противоречия конституции законов, принятых парламентом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам - решений любых судебных инстанций, в том числе высших федеральных судов. В США же функцию конституционного контроля выполняют верховные суды и другие суды общей юрисдикции. Прокуратура Германии, так же как и суды, делится на федеральную и земельную. Прокуратура в ФРГ - орган уголовного преследования и поддержания обвинения в судах. Общенадзорной деятельностью она не занимается. Прокуратура осуществляет предварительное расследование, хотя преимущественно ведет его уголовная полиция, которая находится в подчинении федеральных властей или министра внутренних дел соответствующей земли. Прокуратура участвует в уголовном процессе от начала до конца, т.е. возбуждает уголовное дело, руководит следствием, предъявляет обвинение, поддерживает его в суде, наконец, обеспечивает исполнение приговора.[9, с.457] Из этого следует, что прокуратура Германии и атторнетура в Англии выполняют преимущественно обвинительные функции, осуществляют уголовное преследование, поддерживают обвинение в суде, руководят следствием и ведут его самостоятельно. Адвокат в ФРГ - профессиональный консультант и представитель во всех правовых делах. Адвокаты объединяются в палаты по округам высшего земельного суда. Высший орган палаты - собрание, решающее наиболее важные вопросы организации и деятельности адвокатов. 3. Значение правоохранительной деятельности в зарубежных странах Американские суды не составляют единой судебной или государственной структуры. По существу и нет единой американской системы судов. Вместо этого существует множество независимых друг от друга систем. Точно так же множественны и источники американского права. Суды одной системы нередко применяют и дают толкование законам, разработанным в другой системе. Более того, нередко одно и то же дело подсудно двум или более дублирующим друг друга судебным системам. Эти и другие обстоятельства обусловливают исключительную сложность системы судопроизводства в Соединенных Штатах. Как уже упоминалось, существуют федеральные суды и суды штатов. Хотя их компетенция законодательно закреплена, т.е. каждый суд имеет строго определенный объем своих полномочий, но все равно по ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций. При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов по гражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд одного из штатов либо в федеральный суд, а в некоторых, весьма редких, случаях допускается обращение в федеральный суд с жалобой по делу, рассматривавшемуся в суде штата, но только если речь идет о толковании или применении норм федерального права, если налицо «федеральный вопрос». Основное звено американской судебной системы -- суды общей юрисдикции. Они не только рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию феде-ральной юстиции и юстиции штатов, но и выступают в качестве органов административной юстиции. Суды общей юрисдикции, вклю-чая и верховные суды, принимают к рассмотрению жалобы на решения и действия административных учреждений и должностных лиц по мотивам их незаконного характера. Важное направление их деятельности -- проверка конституционности действий (или, напротив, отказа от действий) должностных лиц федерации и штатов. Органы административной юстиции США видят свою задачу в том, чтобы служить дополнительным правовым средством защиты гражда-нами своих прав. Всю систему федеральных судов возглавляет Верховный суд США, который одновременно занимает исключительно важное положение во всей структуре высших государственных учреждений наряду с Конгрессом и Президентом США. Верховный суд имеет обширные полномочия: он имеет право пересмотра решений как федеральных судов, так и судов штата. Великое значение имеют специализированные суды: 1. Суд по вопросам внешней торговли. Т.к. США является развитой страной, то регулирование вопросов, связанных с таможенным законодательством и импортом товаров стоит на приоритетном месте. 2. Временный чрезвычайный апелляционный суд - заслушивает решения окружных судов по всей стране по делам, связанным с федеральным законодательством по энергетике. 3. Суд по подслушиванию телефонных разговоров стоит на защите интересов отдельного человека и государства в целом, т.е. он создан для сохранения национальной безопасности. Также существует в США суд присяжных. Право на «скорый и публичный суд беспристрастных присяжных» рассматривается в США как конституционная гарантия прав человека. Так как США - демократическая страна, то основным законом этого государства является Конституция, которая закрепляет права человека, и тем самым гарантирует их обеспечение. В США имеется великое множество органов, осуществляющих предварительное расследование, что способствует полному и всестороннему рассмотрению дел. Также в этой стране имеется большое жюри, которое проверяет, имеется ли у обвинения достаточно доказательств для передачи дела в суд. Его деятельность касается осуществления принципов уголовного права, а особенно принципа законности и справедливости. Если рассматривать адвокатскую деятельность, то она, как и в Беларуси, является возмездной. Однако если обвиняемый не в состоянии нанять адвоката, ему государство выделяет бесплатно. Это тоже способствует реализации такого принципа как равенство граждан перед законом. Если рассмотреть юстицию Англии, то помимо общих судов можно выделить специализированные суды, в т.ч. и трибуналы. К последнему относится и промышленный трибунал, который разрешает споры между предпринимателями и работниками по поводу незаконного увольнения и т.д. Роль этого трибунала достаточно таки велика, ведь он охраняет конституционное право человека - право на труд. Расследование дел осуществляет полиция и знаменитый Скотланд-Ярд. Однако теперь идет тенденция к тому, что дела о насильственной смерти уже в основном рассматриваются адвокатами или врачами, обладающими познаниями в области права. Насчет последних я вполне согласна. Адвокаты подразделяются на две группы: барристеров и солиситеров. Одни непосредственно осуществляют досудебное производство, вторые - представляют интересы подсудимого непосредственно перед судом. На мой взгляд, это разделение не является рациональным. Адвокат должен разбирать дело и защищать интересы подсудимого от начала и до конца. Судебная система Германии имеет суды общей и специальной юрисдикции. Конституция ФРГ различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. Это деление позволяет специализироваться судам на определенном круге дел, что приводит к более правильному рассмотрению дел, но из-за этого судебная система является громоздкой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И в заключение, в первую очередь, хотелось бы сказать, что юстиции разных стран, естественно, различаются и это зависит от многих факторов, например, от формы государства, а точнее от формы государственного устройства. США, например, является федеративным государством, и из этого вытекает сложность и запутанность судебных систем и то, что американские суды не составляют единой судебной или государственной структуры. По существу и нет единой американской системы судов. И из этого всего следует, что в США имеются суды как федеральные суды (общегосударственные), так и суды конкретных штатов. А Беларусь, например, является унитарным государством, что является предпосылкой наличия довольно таки простой судебной системы. Во-вторых, хотелось бы отметить доминирующее положение судов в системе органов юстиции, так как именно суд вправе осуществлять правосудие. Судебная система в ходе исторического развития, естественно, претерпевала изменения, «адаптировалась» к существующим условиям жизни в каждый конкретный период. Известно, что с течением времени политические режимы менялись, на смену одному, более агрессивному, приходил другой, более демократический. И наоборот. И в соответствии с этим роль суда как государственного органа, призванного разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия, менялась. Ведь, как известно, суд имеет превалирующее значение только в демократическом обществе, в число которых входят Республика Беларусь, Германия и др. Правоохранительная деятельность является одной из постоянных функций государства и суть ее заключается в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами. Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована законом с целью избежать произвола с их стороны. Без существования в мире этой деятельности наступил бы хаос как в отношениях между людьми (все вели бы себя как хотели), так и в отношениях «человек-государство».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|