Создание нормативно-правовой базы для Интернет-класса в образовательном учреждении
Дипломная работа Создание нормативно-правовой базы для организации работы Интернет-класса в образовательном учреждении Оглавление Введение Глава 1. Проблемы безопасности и анализ действующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания 1.1 Проблемы безопасности в Интернете 1.2 Законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа 1.3 Регулирование вопросов доступа к информации в действующем законодательстве Российской Федерации 1.4 Информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации 1.5 Информация с ограниченным доступом 1.6 Необходимость изучения нормативно-правовой базы в школе Глава 2. Рекомендации по изучению законодательных и правовых актов в образовательном учреждении 2.1 Организация и политика использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях 2.2 Процедура использования сети Интернет 2.3 Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля по использованию учащимися сети Интернет. 2.4 Процедура изучения законодательных актов и контроль Заключение Список литературы Приложения Введение Для решения задачи исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, на основе внедрения соответствующих программно-технических средств необходима координация и консолидация усилий заинтересованных органов уровня субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также непосредственно общеобразовательных учреждений. В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничения права на свободное получение информации могут быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Благодаря приоритетному проекту «Образование», все образовательные учреждения Российской Федерации подключаются к сети Интернет. В связи с этим, актуальность данной дипломной работы заключается в том, чтобы помочь всем образовательным учреждениям составить нормативно-правовую базу по использованию сети Интернет и показать те формы документов, которые должны находиться в каждом Интернет-классе любого образовательного учреждения. С учетом изложенного, проблемой данной дипломной работы является отсутствие в образовательных учреждениях нормативно-правовой базы по использованию Интернета. Перед данной работой поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать действующее законодательство на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет; 2. На основе данного анализа создать правила использования сети Интернет, имеющих статус локальных правовых актов и являющихся основой для внедрения соответствующих программно-технических средств. 3. Показать когда и как в образовательный процесс можно внедрять мероприятия по исключению доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания обучающихся Основной целью дипломной работы является - создание нормативно-правовой базы для организации работы Интернет-класса образовательного учреждения. Для этого нужно: - изучить и скоординировать информационное и методическое обеспечение деятельности по внедрению в общеобразовательных учреждениях мероприятий по исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, - разработать на базе существующих проектов типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях, учитывающих особенности этого учреждения, - разработать типовой регламент по работе учителей и учащихся в сети Интернет. В связи с этим в главе 1 данной дипломной работы рассматривается анализ действующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания. В этой главе подробно описаны законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа; положения Конституции Российской Федерации по вопросам ограничения права на информацию; виды информации, содержание и (или) распространения которой противоречит законодательству Российской Федерации. В главе 2 представлены рекомендации по изучению законодательных актов в школе, как осуществляется их практическое внедрение в образовательный процесс. В приложении представлены документы, необходимые для того, чтобы составить нормативно-правовую базу для использования сети Интернет в образовательном учреждении и для организации работы Интернет-класса. Глава 1. Анализ действующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания 1.1 Проблемы безопасности в Интернете Реализация национального проекта позволила обеспечить школы компьютерами и доступом в Интернет. Следующим этапом информатизации российских школ стал проект «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», целью которого является обеспечение равных возможностей получения качественного образования и доступа к информации всем школьникам, независимо от места их проживания. Если компьютер подключен к Интернету, то в принципе любой пользователь, также подключенный к Интернету, может получить доступ к информационным ресурсам этого компьютера. Если сервер имеет соединение с Интернетом и одновременно служит сервером локальной сети (Интранет-сервером), то возможно несанкционированное проникновение из Интернета в локальную сеть. Механизмы проникновения из Интернета на локальный компьютер и в локальную сеть могут быть разными: · загружаемые в браузер Web-страницы могут содержать активные элементы ActiveX или Java-апплеты, способные выполнять деструктивные действия на локальном компьютере; · некоторые Web-серверы размещают на локальном компьютере текстовые файлы cookie, используя которые можно получить конфиденциальную информацию о пользователе локального компьютера; · с помощью специальных утилит можно получить доступ к дискам и файлам локального компьютера и др. Для того, чтобы этого не происходило, устанавливается программный или аппаратный барьер между Интернетом и Интранетом с помощью брандмауэра (firewall - межсетевой экран). Брандмауэр отслеживает передачу данных между сетями, осуществляет контроль текущих соединений, выявляет подозрительные действия и тем самым предотвращает несанкционированный доступ из Интернета в локальную сеть. Что касается исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, необходимо установить систему контентной фильтрации Интернет-ресурсов для образовательных учреждений различного уровня (СКФ). СКФ входит в стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения, разработанный специально для национального проекта «Образование». Он призван обеспечить все учебные заведения России лицензионными программами, что гарантирует качество обучения и ведения административно-хозяйственной деятельности. Все подробности о получении данного пакета можно узнать на сайте проекта «Первая помощь». СКФ предназначена для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации с целью: · ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования; · ограничения нецелевого использования Интернет; · сбора статистических сведений об использовании ресурсов Интернет учащимися или иными пользователями. СКФ - это программный комплекс, основными задачами которого являются управление доступом учащихся к ресурсам сети Интернет и мониторинг использования Интернет-ресурсов. СКФ выполняет следующие функции и задачи: · идентификацию пользователя клиента СКФ; · назначение прав доступа пользователей клиента СКФ к Интернет-ресурсам; · фильтрацию обращений пользователя клиента СКФ к Интернет-ресурсам; · накопление статистики обращений к Интернет-ресурсам; · обновление системной информации. СКФ осуществляет анализ и фильтрацию ресурсов на русском и иностранных языках, создание различных типов отчетов о работе учащихся в сети Интернет, автоматическое обновление (актуализацию) базы данных категоризированных Интернет-ресурсов. Очень удобно работать с СКФ, т.к. она предоставляет пользователю возможности для настройки правил фильтрации Интернет контента, удобный интерфейс администратора, спроектированный с учетом современных требований эргономики. 1.2 Законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа Допустимые механизмы ограничения доступа учащихся образовательных учреждений к отдельным категориям ресурсов сети Интернет предопределяются действующим законодательством Российской Федерации. Важной задачей для дальнейшей работы является анализ положений Конституции Российской Федерации, в частности, с учетом определения предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметов ведения субъектов Российской Федерации, а также полномочий муниципальных образований, действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе: - законодательства об информации; - законодательства о средствах массовой информации; - иных законодательных и нормативных правовых актов. Анализ положений международных правовых актов, к которым Российская Федерация присоединилась или собирается присоединиться, включает, в частности, рассмотрение положений: - Международной конвенции ООН о правах ребенка; - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; - Декларации о свободе коммуникации в Интернете, принятой Советом Европы в 2003 году. 1.3 Регулирование вопросов доступа к информации в действующем законодательстве Российской Федерации Важнейшим правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с обеспечением доступа к информации, является Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который определяет понятие "общедоступной информации", предоставляет гарантии права на доступ и устанавливает принципы ограничения доступа к информации, а также регламентирует вопросы распространения и предоставления информации, вопросы, связанные с государственными информационными системами. В сферу регулирования Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" входят отношения, возникающие: 1) при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) при применении информационных технологий; 3) при обеспечении защиты информации. В то же время согласно пункту 2 статьи 1 указанного Федерального закона его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет ряд важных используемых в нем понятий, в том числе понятие "информация", которое включает любые "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В указанном Федеральном законе содержатся также определения ряда других важных понятий: - информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; - информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|