p align="left">В 1908 г. в Англии был принят Закон о предупреждении преступлений. Он ввел в английское право понятие "привычный преступник", а также регламентировал применение к таким лицам мер безопасности. Вердиктом присяжных или собственным признанием "привычным преступником" определялось лицо стар-ше 16 лет, которое до совершения последнего преступления было, по крайней мере, три раза осуждено за подобное преступление и вело "бесчестную или преступную жизнь". Суд был вправе, осудив лицо за последнее преступление, приговорить его после этого к отбыванию превентивного заключе-ния на срок от 5 до 10 лет, которое подлежало исполнению в тюрьме. Законодательство Англии "о привычных преступниках" под-вергалось неоднократным изменениям. Закон 1967 г. об уголовной юстиции ввел "продленное" тюрем-ное заключение для "привычных преступников". При назначении продленного срока лишения свободы суд учитывает следующие обстоятельства: 1) с момента последнего осуждения не прошло 3 лет; 2) наличие у лица не менее трех судимостей по достижении им 21 года; 3) общий срок по предыдущему приговору составляет не менее 5 лет. Продолжительность наказания за данное преступ-ление зависит от наказания за последнее преступление: если мак-симум (в случае вынесения неопределенного приговора) наказания был равен 5 годам или более, срок продленного приговора должен быть не менее 10 лет, если же наказание за преступление было менее пяти лет, продленный приговор мог достигать пяти лет тю-ремного заключения. Одним из видов мер безопасности, применяемым к алкого-ликам, является содержание в специальном заведении для алкого-ликов. Суд вправе направить лицо на срок до трех лет в специаль-ное заведение для алкоголиков, если а) лицо осуждено за преступ-ление, преследуемое по обвинительному акту; б) суд признает, что преступление было совершено под влиянием опьянения и сам пре-ступник или присяжные считают, что он "привычный пьяница". По режиму такое учреждение мало чем отличается от тюремного за-ключения. Именно поэтому тюремное заключение может заменять-ся содержанием в заведении для алкоголиков (14, С. 112). В отношении душевнобольных применяется интернирова-ние в специальное заведение. Применяется только в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния и признанных невме-няемыми. Решение о направлении в такое учреждение может быть вынесено: а) до открытия главного производства решением при-сяжных заседателей о неспособности лица участвовать в процессе и б) в результате главного производства вердиктом "виновен, но невменяем". Особое место занимает институт поручительства. Состоит в принятии на себя лицом обязательства хорошего поведения, с поручителями или без них. В случае невыполнения взятого обязательства лицо или его поручители обязаны внести в казну сумму, под которую они поручились. Ручательство может отбираться: а) от лица, уже совершивше-го преступление, в качестве дополнения к другому виду наказания; б) от лица, еще не совершившего преступление. Второе может быть двух видов: 1) обязательство блюсти мир (to keep the peace) и 2) обязательство вести себя должным образом (to be good behav-iour). Обязательство о соблюдении мира может быть отобрано судом у любого лица в случае сделанного кем-либо под присягой заявле-ния, что данное лицо может причинить ему или членам его семьи "физический вред". Ручательство вести себя должным образом мо-жет также отбираться у любого лица. Продолжительность срока, в течение которого лицо обязано "блюсти мир" или "вести себя должным образом", устанавливается по усмотрению суда, но не может превышать одного года. Наруше-ние ручательства допускает применение меры наказания в виде тюремного заключения на срок до шести месяцев. В США меры безопасности, которые по своей сущности весьма близки к мерам уголовного наказания, получили широкое развитие. К таким мерам относятся: а). Меры, направленные на изоляцию от общества определен-ных категорий лиц. Основанием для такой изоляции служит "опас-ное состояние" лица: -- продленное (или превентивное) тюремное заключение для некоторых категорий лиц, привлекаемых к уголовной ответствен-ности: для привычных, упорных, многократных, профессиональных преступников. Федеральное законодательство называет их "особо опасными преступниками". Основаниями для продленного заклю-чения служат наличие судимости в прошлом (для пожизненного заключения достаточно 2--3 судимостей за фелонии); значитель-ные доходы, извлекаемые из преступной деятельности; необходи-мость защиты публичных интересов, определяемая усмотрением суда; -- превентивная изоляция от общества "дефектных правона-рушителей", к которым относятся: лица с психическими и умствен-ными дефектами, имеющие "склонность к совершению преступле-ний" -- в специальном учреждении на неопределенный срок ("до излечения дефектов"); -- принудительная изоляция и лечение преступников-нарко-манов или алкоголиков (Закон от 8 октября 1966 г. о социальном восстановлении наркоманов). б) поручительство (институт аналогичен существующему в Англии). Французскому уголовному праву также известно понятие меры безопасности. Проект УК Франции 1934 г. предлагал тща-тельно разработанную систему мер безопасности, которая приме-нялась бы параллельно с системой наказаний. Это не было воспри-нято французским уголовным правом и на момент принятия нового УК 1992 г. какой-либо системы мер безопасности не существовало. Можно лишь говорить о некоторых видах таких мер: -- меры безопасности, официально признанные и применяе-мые в качестве таковых (меры воспитательного характера, приме-няемые к малолетним, совершившим общественно опасные деяния; меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным невменяемыми в силу психического заболевания, к "опасным" ал-коголикам, наркоманам и токсикоманам); -- меры безопасности; функционирующие под видом наказа-ний (некоторые дополнительные наказания, например, запрещение проживать в определенных местах, а также наказания, замещаю-щие исправительное тюремное заключение и др.); -- меры безопасности, функционирующие в административ-ном правовом режиме (помещение в психиатрическую больницу опасных психически больных, принудительное помещение на лече-ние больных венерическими заболеваниями, административное за-крытие заведения, открытого публике или используемого ею, где были совершены нарушения законодательства об использовании наркотических средств, и т. д.); -- меры безопасности, функционирующие в рамках отсрочки исполнения или назначения наказания с помещением в режим ис-пытания или с предписанием, либо в рамках условного освобож-дения. Несмотря на официальный отказ от категории "мера безо-пасности", фактически она сохранена и в действующем УК Фран-ции. Ярким примером этому является подтверждение применения к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные дея-ния, "мер защиты, помощи, надзора и воспитания", которые по сво-ей сути являются мерами безопасности в их традиционном понима-нии. Эти меры представлены, в основном, в трех видах: -- меры воспитательного характера, применяемые в условиях полной свободы: передача на воспитание семье, либо лицу, заслу-живающему доверия, либо службе социальной помощи детству; -- меры надзора, включающие наблюдение за условиями жиз-ни несовершеннолетнего, его поведением, окружением и т. п.; -- помещение несовершеннолетнего в интернат: государствен-ный или частный, медицинский или медико-психологический, со строгим наблюдением или корректирующим воспитанием -- в за-висимости от личности несовершеннолетнего. Мерами безопасности являются также мероприятия, пре-дусмотренные действующим УК Франции в качестве обязательных при предоставлении отсрочки исполнения или назначения наказа-ния с помещением осужденного в режим испытания, отсрочки ис-полнения наказания с возложением на осужденного обязанности выполнять труд в общественных интересах. Статья 132-43 УК, закрепляющая институт отсрочки исполне-ния наказания с помещением осужденного в режим испытания, гла-сит: "В течение испытательного срока осужденный должен удовле-творять мерам контроля, предусмотренным ст. 132-44, и выполнять определенные, специально на него возложенные обязанности, пре-дусмотренные ст. 132-45. Помимо этого осужденный пользуется мерами помощи, предназначенными для содействия его ресоциализации". Приведенная статья прямо говорит о "мерах контроля", "ме-рах помощи", целью которых является ресоциализация осужден-ного лица. К мерам контроля, которым должен подчиняться осуж-денный, действующий УК Франции относит: обязанность осужден-ного отвечать на вызовы судьи по применению наказаний или упол-номоченного по пробации, предоставлять сведения и документы, необходимые для осуществления контроля за источниками доходов осужденного, а также выполнением им своих обязанностей, преду-преждать уполномоченного об изменении места жительства или места работы и т. п. Кроме этого, на осужденного могут быть специ-ально возложены и другие обязанности: обязанность продолжить образование или профессиональную деятельность, проживать в определенном месте, пройти курс лечения, возместить полностью или частично ущерб даже при отсутствии гражданского иска, не посещать места продажи спиртных напитков, не иметь оружия, не посещать других осужденных, в частности, соисполнителей или соучастников и т. п. Осужденный, которому предоставлена отсрочка исполнения наказания, вправе воспользоваться мерами помощи, целью кото-рых является "содействие усилиям осужденного по своей ресоциализации" (ст. 132-46 УК Франции). Эти меры выражаются в форме помощи общественного характера и, если это необходимо, в форме материальной помощи и осуществляются службой по пробации с привлечением любых общественных или частных организаций (35, С. 95). Меры исправления и безопасности являются специфиче-ским институтом уголовного права ФРГ. Их особенность состоит в том, что они являются особым правовым последствием и применя-ются не только тогда, когда виновность лица установлена судом и имеется приговор суда, но и в случае отсутствия виновности лица, например, при помещении в психиатрическую больницу. Меры исправления и безопасности в качестве превентивных мер были введены в систему правовых последствий УК так назы-ваемым Законом о привычных преступниках от 24 ноября 1933 г. В целом же, при применении мер исправления и безопасности, по мнению германских правоведов, наиболее полно нашли свое от-ражение цели ресоциализации и превентивные функции. Среди правоведов ФРГ и российских правоведов, изучающих германское уголовное право, наблюдается неоднозначное отноше-ние к мерам исправления и безопасности. Так, например, один из крупнейших комментаторов германского УК проф. К.Лакнер счита-ет, что "в основе УК лежит двухколейная (дуалистическая) реак-ционная система. В ней меры (безопасности -- авт.) наряду с нака-занием образуют второй основной тип правовых последствий. В то время как наказание ограничено принципом вины и преследует превентивные цели только в ограниченном объеме, меры служат защите общества от опасного преступника...'4. Профессор К. Лакнер подчеркивает, "что в настоящее время проводится широкая дис-куссия о преобразовании, ограничении или, вообще, об устранении системы мер в полном объеме". Профессор Н.Ф.Кузнецова отмеча-ет также, что "ряд правоведов ФРГ говорит о кризисе "системы двухколейности" по ряду оснований. Во-первых, меры безопасно-сти не основаны на виновности. Крайне спорен и не определен прин-цип констатации опасности лица вне его вины. Во-вторых, неясна правовая природа многих мер безопасности и поэтому их далеко не всегда можно отграничить от наказаний. В-третьих, многие из них более репрессивны, чем наказания". С этими утверждениями в целом можно согласиться. Однако следует подчеркнуть, что законодатель ФРГ не относит меры ис-правления и безопасности к наказанию и отличает их от дополни-тельных наказаний и дополнительных последствий. Хотя нормы о мерах исправления и безопасности расположены в разделе треть-ем Общей части УК ФРГ "Правовые последствия деяния", они не смешиваются ни с одним из видов правовых последствий, о кото-рых говорилось, а представляют собой самостоятельную группу норм, объединенных в главе шестой "Меры исправления и безопасности", в которых содержатся правовые предписания, определяющие не только систему этих мер, но и специфику данного института право-вых последствий деяния, например, последовательность их испол-нения, замену одной меры другой в процессе исполнения, условную отсрочку мер исправления и безопасности и ряд других моментов. Это подчеркивает их специфику, так как для остальных наказаний указанные правовые предписания содержатся в иных главах рассматриваемого раздела, например, в главе второй "Назначение на-казания", главе четвертой "Условная отсрочка наказания". Таким образом, германский законодатель даже терминологически прово-дит различие между наказанием и мерами исправления и безопас-ности, хотя, конечно, отличие в правовой природе наказаний и не-которых мер исправления и безопасности иногда бывает сложно рассмотреть. Некоторая непоследовательность германского законо-дателя проявляется, на наш взгляд, в том, что если рассматривать Общую часть УК ФРГ с системной точки зрения, то нормы о мерах исправления и безопасности, как уже отмечалось, он помещает в раздел "Правовые последствия деяния", хотя в ряде случаев лицо еще не было осуждено, а существует лишь вероятность вынесения обвинительного приговора в случае ожидаемого деяния (§62), в чем проявляется профилактическая функция применения таких мер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|