на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сравнительная характеристика систем наказания в уголовном праве зарубежных стран
p align="left">В 1908 г. в Англии был принят Закон о предупреждении преступлений. Он ввел в английское право понятие "привычный преступник", а также регламентировал применение к таким лицам мер безопасности. Вердиктом присяжных или собственным признанием "привычным преступником" определялось лицо стар-ше 16 лет, которое до совершения последнего преступления было, по крайней мере, три раза осуждено за подобное преступление и вело "бесчестную или преступную жизнь".

Суд был вправе, осудив лицо за последнее преступление, приговорить его после этого к отбыванию превентивного заключе-ния на срок от 5 до 10 лет, которое подлежало исполнению в тюрьме.

Законодательство Англии "о привычных преступниках" под-вергалось неоднократным изменениям.

Закон 1967 г. об уголовной юстиции ввел "продленное" тюрем-ное заключение для "привычных преступников". При назначении продленного срока лишения свободы суд учитывает следующие обстоятельства: 1) с момента последнего осуждения не прошло 3 лет; 2) наличие у лица не менее трех судимостей по достижении им 21 года; 3) общий срок по предыдущему приговору составляет не менее 5 лет. Продолжительность наказания за данное преступ-ление зависит от наказания за последнее преступление: если мак-симум (в случае вынесения неопределенного приговора) наказания был равен 5 годам или более, срок продленного приговора должен быть не менее 10 лет, если же наказание за преступление было менее пяти лет, продленный приговор мог достигать пяти лет тю-ремного заключения.

Одним из видов мер безопасности, применяемым к алкого-ликам, является содержание в специальном заведении для алкого-ликов. Суд вправе направить лицо на срок до трех лет в специаль-ное заведение для алкоголиков, если а) лицо осуждено за преступ-ление, преследуемое по обвинительному акту; б) суд признает, что преступление было совершено под влиянием опьянения и сам пре-ступник или присяжные считают, что он "привычный пьяница". По режиму такое учреждение мало чем отличается от тюремного за-ключения. Именно поэтому тюремное заключение может заменять-ся содержанием в заведении для алкоголиков (14, С. 112).

В отношении душевнобольных применяется интернирова-ние в специальное заведение. Применяется только в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния и признанных невме-няемыми. Решение о направлении в такое учреждение может быть вынесено: а) до открытия главного производства решением при-сяжных заседателей о неспособности лица участвовать в процессе и б) в результате главного производства вердиктом "виновен, но невменяем".

Особое место занимает институт поручительства. Состоит в принятии на себя лицом обязательства хорошего поведения, с поручителями или без них. В случае невыполнения взятого обязательства лицо или его поручители обязаны внести в казну сумму, под которую они поручились.

Ручательство может отбираться: а) от лица, уже совершивше-го преступление, в качестве дополнения к другому виду наказания;

б) от лица, еще не совершившего преступление. Второе может быть двух видов: 1) обязательство блюсти мир (to keep the peace) и 2) обязательство вести себя должным образом (to be good behav-iour).

Обязательство о соблюдении мира может быть отобрано судом у любого лица в случае сделанного кем-либо под присягой заявле-ния, что данное лицо может причинить ему или членам его семьи "физический вред". Ручательство вести себя должным образом мо-жет также отбираться у любого лица.

Продолжительность срока, в течение которого лицо обязано "блюсти мир" или "вести себя должным образом", устанавливается по усмотрению суда, но не может превышать одного года. Наруше-ние ручательства допускает применение меры наказания в виде тюремного заключения на срок до шести месяцев.

В США меры безопасности, которые по своей сущности весьма близки к мерам уголовного наказания, получили широкое развитие.

К таким мерам относятся:

а). Меры, направленные на изоляцию от общества определен-ных категорий лиц. Основанием для такой изоляции служит "опас-ное состояние" лица:

-- продленное (или превентивное) тюремное заключение для некоторых категорий лиц, привлекаемых к уголовной ответствен-ности: для привычных, упорных, многократных, профессиональных преступников. Федеральное законодательство называет их "особо опасными преступниками". Основаниями для продленного заклю-чения служат наличие судимости в прошлом (для пожизненного заключения достаточно 2--3 судимостей за фелонии); значитель-ные доходы, извлекаемые из преступной деятельности; необходи-мость защиты публичных интересов, определяемая усмотрением суда;

-- превентивная изоляция от общества "дефектных правона-рушителей", к которым относятся: лица с психическими и умствен-ными дефектами, имеющие "склонность к совершению преступле-ний" -- в специальном учреждении на неопределенный срок ("до излечения дефектов");

-- принудительная изоляция и лечение преступников-нарко-манов или алкоголиков (Закон от 8 октября 1966 г. о социальном восстановлении наркоманов).

б) поручительство (институт аналогичен существующему в Англии).

Французскому уголовному праву также известно понятие меры безопасности. Проект УК Франции 1934 г. предлагал тща-тельно разработанную систему мер безопасности, которая приме-нялась бы параллельно с системой наказаний. Это не было воспри-нято французским уголовным правом и на момент принятия нового УК 1992 г. какой-либо системы мер безопасности не существовало. Можно лишь говорить о некоторых видах таких мер:

-- меры безопасности, официально признанные и применяе-мые в качестве таковых (меры воспитательного характера, приме-няемые к малолетним, совершившим общественно опасные деяния;

меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным невменяемыми в силу психического заболевания, к "опасным" ал-коголикам, наркоманам и токсикоманам);

-- меры безопасности; функционирующие под видом наказа-ний (некоторые дополнительные наказания, например, запрещение проживать в определенных местах, а также наказания, замещаю-щие исправительное тюремное заключение и др.);

-- меры безопасности, функционирующие в административ-ном правовом режиме (помещение в психиатрическую больницу опасных психически больных, принудительное помещение на лече-ние больных венерическими заболеваниями, административное за-крытие заведения, открытого публике или используемого ею, где были совершены нарушения законодательства об использовании наркотических средств, и т. д.);

-- меры безопасности, функционирующие в рамках отсрочки исполнения или назначения наказания с помещением в режим ис-пытания или с предписанием, либо в рамках условного освобож-дения.

Несмотря на официальный отказ от категории "мера безо-пасности", фактически она сохранена и в действующем УК Фран-ции. Ярким примером этому является подтверждение применения к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные дея-ния, "мер защиты, помощи, надзора и воспитания", которые по сво-ей сути являются мерами безопасности в их традиционном понима-нии. Эти меры представлены, в основном, в трех видах:

-- меры воспитательного характера, применяемые в условиях полной свободы: передача на воспитание семье, либо лицу, заслу-живающему доверия, либо службе социальной помощи детству;

-- меры надзора, включающие наблюдение за условиями жиз-ни несовершеннолетнего, его поведением, окружением и т. п.;

-- помещение несовершеннолетнего в интернат: государствен-ный или частный, медицинский или медико-психологический, со строгим наблюдением или корректирующим воспитанием -- в за-висимости от личности несовершеннолетнего.

Мерами безопасности являются также мероприятия, пре-дусмотренные действующим УК Франции в качестве обязательных при предоставлении отсрочки исполнения или назначения наказа-ния с помещением осужденного в режим испытания, отсрочки ис-полнения наказания с возложением на осужденного обязанности выполнять труд в общественных интересах.

Статья 132-43 УК, закрепляющая институт отсрочки исполне-ния наказания с помещением осужденного в режим испытания, гла-сит: "В течение испытательного срока осужденный должен удовле-творять мерам контроля, предусмотренным ст. 132-44, и выполнять определенные, специально на него возложенные обязанности, пре-дусмотренные ст. 132-45. Помимо этого осужденный пользуется мерами помощи, предназначенными для содействия его ресоциализации".

Приведенная статья прямо говорит о "мерах контроля", "ме-рах помощи", целью которых является ресоциализация осужден-ного лица. К мерам контроля, которым должен подчиняться осуж-денный, действующий УК Франции относит: обязанность осужден-ного отвечать на вызовы судьи по применению наказаний или упол-номоченного по пробации, предоставлять сведения и документы, необходимые для осуществления контроля за источниками доходов осужденного, а также выполнением им своих обязанностей, преду-преждать уполномоченного об изменении места жительства или места работы и т. п. Кроме этого, на осужденного могут быть специ-ально возложены и другие обязанности: обязанность продолжить образование или профессиональную деятельность, проживать в определенном месте, пройти курс лечения, возместить полностью или частично ущерб даже при отсутствии гражданского иска, не посещать места продажи спиртных напитков, не иметь оружия, не посещать других осужденных, в частности, соисполнителей или соучастников и т. п.

Осужденный, которому предоставлена отсрочка исполнения наказания, вправе воспользоваться мерами помощи, целью кото-рых является "содействие усилиям осужденного по своей ресоциализации" (ст. 132-46 УК Франции). Эти меры выражаются в форме помощи общественного характера и, если это необходимо, в форме материальной помощи и осуществляются службой по пробации с привлечением любых общественных или частных организаций (35, С. 95).

Меры исправления и безопасности являются специфиче-ским институтом уголовного права ФРГ. Их особенность состоит в том, что они являются особым правовым последствием и применя-ются не только тогда, когда виновность лица установлена судом и имеется приговор суда, но и в случае отсутствия виновности лица, например, при помещении в психиатрическую больницу.

Меры исправления и безопасности в качестве превентивных мер были введены в систему правовых последствий УК так назы-ваемым Законом о привычных преступниках от 24 ноября 1933 г.

В целом же, при применении мер исправления и безопасности, по мнению германских правоведов, наиболее полно нашли свое от-ражение цели ресоциализации и превентивные функции.

Среди правоведов ФРГ и российских правоведов, изучающих германское уголовное право, наблюдается неоднозначное отноше-ние к мерам исправления и безопасности. Так, например, один из крупнейших комментаторов германского УК проф. К.Лакнер счита-ет, что "в основе УК лежит двухколейная (дуалистическая) реак-ционная система. В ней меры (безопасности -- авт.) наряду с нака-занием образуют второй основной тип правовых последствий. В то время как наказание ограничено принципом вины и преследует превентивные цели только в ограниченном объеме, меры служат защите общества от опасного преступника...'4. Профессор К. Лакнер подчеркивает, "что в настоящее время проводится широкая дис-куссия о преобразовании, ограничении или, вообще, об устранении системы мер в полном объеме". Профессор Н.Ф.Кузнецова отмеча-ет также, что "ряд правоведов ФРГ говорит о кризисе "системы двухколейности" по ряду оснований. Во-первых, меры безопасно-сти не основаны на виновности. Крайне спорен и не определен прин-цип констатации опасности лица вне его вины. Во-вторых, неясна правовая природа многих мер безопасности и поэтому их далеко не всегда можно отграничить от наказаний. В-третьих, многие из них более репрессивны, чем наказания".

С этими утверждениями в целом можно согласиться. Однако следует подчеркнуть, что законодатель ФРГ не относит меры ис-правления и безопасности к наказанию и отличает их от дополни-тельных наказаний и дополнительных последствий. Хотя нормы о мерах исправления и безопасности расположены в разделе треть-ем Общей части УК ФРГ "Правовые последствия деяния", они не смешиваются ни с одним из видов правовых последствий, о кото-рых говорилось, а представляют собой самостоятельную группу норм, объединенных в главе шестой "Меры исправления и безопасности", в которых содержатся правовые предписания, определяющие не только систему этих мер, но и специфику данного института право-вых последствий деяния, например, последовательность их испол-нения, замену одной меры другой в процессе исполнения, условную отсрочку мер исправления и безопасности и ряд других моментов. Это подчеркивает их специфику, так как для остальных наказаний указанные правовые предписания содержатся в иных главах рассматриваемого раздела, например, в главе второй "Назначение на-казания", главе четвертой "Условная отсрочка наказания". Таким образом, германский законодатель даже терминологически прово-дит различие между наказанием и мерами исправления и безопас-ности, хотя, конечно, отличие в правовой природе наказаний и не-которых мер исправления и безопасности иногда бывает сложно рассмотреть. Некоторая непоследовательность германского законо-дателя проявляется, на наш взгляд, в том, что если рассматривать Общую часть УК ФРГ с системной точки зрения, то нормы о мерах исправления и безопасности, как уже отмечалось, он помещает в раздел "Правовые последствия деяния", хотя в ряде случаев лицо еще не было осуждено, а существует лишь вероятность вынесения обвинительного приговора в случае ожидаемого деяния (§62), в чем проявляется профилактическая функция применения таких мер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.