на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области

Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области

25

Кафедра конституционного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области

Тверь 2010

Введение

Выбрав предметом
курсовой работы тему «Конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области», автор работы счел этот вопрос наиболее интересным в области Конституционного права. Актуальность данной темы обусловлена общей тенденцией заинтересованности населения в реализации полномочий власти именно на уровне субъекта Федерации. Четко регламентированный, конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания помогает нам увидеть пределы осуществления своих полномочий, гарантии деятельности, права и обязанности данного института государственной власти и конкретизировать его на примере Тверской области.

Целью курсовой работы является изучение конституционно-правового статуса депутата Законодательного Собрания Тверской области. Задачами на пути к поставленной цели являются:

·
Определение социально-политического назначения депутата и сущности его мандата;

· Определить условия возникновения и прекращения полномочий депутата;

· Раскрыть полномочия депутата Законодательного Собрания Тверской области;

· Выявить гарантии деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области.

1. Социально-политическое назначение депутата. Сущность его мандата

Прежде чем говорить о социально-политическом назначении депутата и сущности его мандата необходимо определить нормативно-правовую базу, регламентирующую правовое положение депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Высшую юридическую силу имеет норма, содержащаяся в части 1 ст. 77 Конституции РФ, которая гласит, что «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом». Таким образом, следует отметить, что регулирование вопросов связанных с деятельностью законодательных органов субъектов РФ отнесена в большей части к ведению самого субъекта, однако, данная деятельность не должна противоречить не только нормам Конституции РФ, но и нормам федерального законодательства, в частности Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На уровне Тверской области правовой статус депутата определяет Устав Тверской области и Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области».

Депутатом Законодательного Собрания Тверской области является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в Законодательное Собрание Тверской области и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа государственной власти Тверской области и представлять интересы избирателей.

Устав регламентирует не только положение о том кто может быть депутатом, но и налагает определенные ограничения и обязанности. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. По сути, данная формулировка повторяет и конкретизирует положение ст. 32 Конституции РФ, которая гласит, что: «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Тверской области или государственные должности государственной службы Тверской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Согласно 72 статьи Устава Тверской области органы государственной власти области и органы местного самоуправления, их должностные лица представляют интересы населения области и ответственны перед ним, представляется вполне обоснованным то, что данное положение относится и к депутатам Законодательного Собрания Тверской области. Основываясь на этой норме можно сказать, что основное социально-политическое назначение депутата это представлять интересы населения области в рамках имеющихся полномочий. Такое довольно широкое положение уточняет Закон тверской области «О статусе Депутата Законодательного собрания».

Согласно этому закону депутаты «участвуют в заседаниях Собрания, в работе соответствующих комитетов, рабочих комиссий и групп, создаваемых Собранием, в выполнении поручений Собрания и его органов, слушаниях, организуемых Собранием или постоянными комитетами, работают с избирателями, участвуют в работе депутатских объединений, депутатских групп в Собрании. Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству». Однако, центральное место в работе депутата занимает законотворчество, так или иначе, все вышеперечисленное направлено в первую очередь на принятие законодательного акта, призванного регулировать правоотношения, находящиеся в компетенции органов власти Тверской области: организация и обеспечение местного самоуправления в области, вопросы обеспечения экономического и социального развития области, вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Подводя итого выше сказанному, хотелось бы отметить, что основное социально-политическое назначение депутата Законодательного собрания Тверской области заключается в представлении интересов населения, и в первую очередь путем реализации законотворческой функции. Значимым является и то, что депутат - избирается населением, иначе говоря, депутат получает право на принятие подобных решений от самого населения и должен осуществлять обязанности в интересах населения. Также нельзя не упомянуть о сущности мандата депутата. Ряд учёных, среди которых можно выделить Авакьяна С.А., высказывают мнение о том, что мандат в свою очередь, может быть условно разделён на виды: «свободный» и императивного характера.

Первый означает, что депутат не связан поручениями своих избирателей, нуждами территории, на которой находиться его округ. Юридически это означает, что у депутата нет ответственности перед своими избирателями - он не просто связан их поручениями, но ещё и не обязан отчитываться перед ними; избиратели не имеют право отозвать его. Естественно, не следует упрощать их отношения - депутат старается не потерять контактов с избирателями, что-то делать для них. В конце концов, ведь пройдёт время и у них же придётся искать поддержки для нового избрания.

Императивность мандата вовсе не означает, что депутат становиться марионеткой в руках своих избирателей, в этом случае появляется не просто связь с избирателями своего округа, но и ответственность перед ними, прямая защита интересов населения через осуществление своих непосредственных полномочий.

2. Возникновение и прекращение полномочий депутата

Депутатом Законодательного Собрания Тверской области является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в Законодательное Собрание Тверской области и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа государственной власти Тверской области и представлять интересы избирателей. Депутат избирается на 5 лет. Основанием возникновения депутатских полномочий является избрание на данную должность населением определенного округа. Система выборов на подобные должности является одним из основополагающих принципов демократии и осуществляется путем всеобщего тайного голосования Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Ст. 10. . Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Получивший наибольшее число голосов избирается на должность депутата. Интерес вызывает тот факт, что в законе напрямую зафиксировано, что депутат при осуществлении своей деятельности руководствуется не только законодательством и собственными убеждениями, но и предвыборной программой Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» Ст.2.. Таким образом можно сделать вывод об ответственности депутата перед избирателями за невыполнение предвыборной программы, которая во многом, и определяет пристрастия избирателей.

Полномочия депутата начинаются со дня вручения ему удостоверения об избрании депутатом при условии сложения с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области, и заканчиваются в день открытия первого заседания Собрания нового созыва.

Большей разнообразностью отличаются основания прекращения депутатом своих полномочий. Согласно Закону Тверской области «О статусе депутата Законодательного собрания Тверской области» основанием прекращения депутатских полномочий является не переизбрание на должность депутата. Кроме того, ст. 4 Закона предусматривает основания досрочного прекращения полномочий:

1) письменного заявления депутата о сложении полномочий;

Депутат вправе в любое время по собственному желанию сложить с себя полномочия. Данное заявление рассматривается на заседании Законодательного Собрания.

2) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Собрания;

4) признания гражданина, являющегося депутатом Собрания, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

5) объявление гражданина, являющегося депутатом Собрания, умершим решением суда, вступившим в законную силу;

6) смерти депутата;

7) отзыва депутата избирателями;

8) досрочного прекращения деятельности Собрания.

Решение о прекращении полномочий депутата Собрания принимается на заседании Собрания.

Кроме того, депутат досрочно лишается полномочий если в течение срока своих полномочий депутат являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, судьей, замещал иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Тверской области или государственные должности государственной службы Тверской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» Ч.1 ст. 5 .

Такие основания как вступление в законную силу обвинительного приговора суда, признание гражданина недееспособным и объявление гражданина умершим дублируют норму, касающуюся требований, предъявляемых к кандидатам на должность депутата. Следует отметить, что решение о прекращении полномочии может быть принято только на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Вызывает интерес и пункт об отзыве депутата избирателями. В данном случае необходимо отметить, что данный пункт не раскрывается ни в Уставе Тверской области, ни в Законе «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». В федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» данный пункт также своего раскрытия не получил.

Наиболее развернуто раскрыт о основание прекращения депутатских полномочий в случае досрочного прекращения деятельности Собрания. Согласно федеральному закону Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Ст. 4, 4.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом устава и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уставу субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Данное решение принимается в форме указа или постановления.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.