p align="left">– регулирующая роль правоотношения, определяющая поведение сторон и вносящая элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формирующая или определяющая общественную волю. Основные функции правоотношения в правовой системе и в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений: – определять круг субъектов, на которых в конкретных ситуациях распространяется действие конкретных юридических норм; – индивидуализировать поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер; – выступать необходимым условием приведения в действие юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей. Страховые правоотношения характеризуются наличием субъектов, содержания и объектов. Субъекты (стороны) страхового правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Такие субъекты могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным субъектам относятся граждане, а к коллективным - публично-государственные образования (государство, субъекты Федерации, муниципальные образования, коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы). Правосубьектность - социально-правовая возможность субъекта быть участником страховых правоотношений, иметь права и способность их приобретать и распоряжаться ими. Правоспособность - способность субъекта иметь страховые права и обязанности. Дееспособность в сервисном праве - это способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и обязанности в страховании. Страховое правоотношение включает в себя понятия субъективного страхового права и понятие субъективной страховой обязанности. Субъективное страховое право - это мера дозволенного поведения субъекта правоотношения состоит из юридических возможностей, предоставленных субъекту и включает правомочия: 1) требования (возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей); 2) на собственные действия, означающее возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридически значимых действий; 3) на защиту - выступающее в качестве возможности использования или требования использования государственных принудительных мер в случаях нарушения субъективного права. Страховое право как наука является частью юридической науки, а ее место в системе правовых наук определяется особенностями страхового права как комплексной отрасли права. Страховое право - это отрасль права, которая имеет свой объект и предмет правового регулирования, а также использует общие и специфические методы правового регулирования. В основу выделения страхового права как отрасли права положен предметный критерий, т.е. особый круг общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права - страхового права. Страховое право как комплексная отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих страховые отношения и тесно связанных с ними иные отношения, включая отношения по государственному регулированию страхования в целях обеспечения интересов личности, общества и государства. Объект регулирования страхового права - страховая деятельность. Субъектом регулирования выступают органы государственного управления страховой деятельностью. Система страхового права состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных частей и элементов, которые характеризуют внутреннее строение страхового права и обособляют его от других отраслей права. Предмет правового регулирования страхового права - это специфические общественные отношения: отношения в сфере страхования и по поводу страховой деятельности, которые возникают в особой сфере жизни общества - страховании, а также методы и формы правового регулирования страховой деятельности, основанные на воздействии государства на субъекты, осуществляющие страховую деятельность. Страховые отношения складываются в процессе профессиональной деятельности субъектов страховой деятельности при оказании услуг. удовлетворении потребностей потребителей и извлечения в результате этой деятельности прибыли. Цель государственного воздействия на субъекты, осуществляющие страховую деятельность, двояка, С одной стороны - это создание условий для эффективного предпринимательства в сфере страхования, а с другой - социальная защита и социальное обеспечение граждан, включая защиту интересов граждан как потребителей страховых услуг. Система страхового права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных институтов, которые логически связаны между собой и подчинены цели, сформулированной в начале параграфа. Функционирование системы страхового права обеспечивается совокупностью составляющих элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом. Элемент системы - это функциональная часть системы, наделенная присущими лишь ей свойствами, необходимыми для построения и функционирования системы. Важнейшая характеристика системы - ее структура, отражающая отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла поставленной цели. Цель конкретизируется в отдельных задачах, которые позволяют выделить взаимосвязи и функции страхового права. Система сервисного права состоит из следующих элементов. Источники права, которые включают правовые акты, практику страховой деятельности, опыт применения страхового права в России и за рубежом, концепции и научные теории юридической науки. Источники страхового права в юридическом смысле - это внешние формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Такими источниками являются нормативные акты, относящиеся к страховому праву России и составляющие определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия следующие правовые акты: Конституцию РФ; законы Российской Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации); указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты других федеральных органов исполнительной власти; постановления Конституционного Суда РФ; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, органами (должностными лицами) местного самоуправления; общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры РФ (в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Датой принятия федерального закона является день принятия его Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Они вступают в действие по истечении десяти дней после их официального опубликования, если иное не установлено самим законом. Указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации подлежат опубликованию в тех же изданиях в течение десяти дней после их подписания. По общему правилу указанные акты вступают в действие по истечении семи дней после их официального опубликования. Ведомственные правовые акты вступают в действие по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в газете «Российские вести» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты страхового права не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо исключительно в отношении федеральных гражданских законов и лишь в порядке исключения (ст. 4 ГК РФ). В систему источников сервисного права входят и обычаи делового оборота. Для установления обычая делового оборота необходимо наличие сложившегося, широко применяемого, но не предусмотренного законодательством правила поведения в какой-либо области предпринимательства. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Действующее законодательство устанавливает правила применения страхового законодательства в случае пробелов законодательстве путем применения: закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона), или общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права). Для применения аналогии закона и аналогии права необходимо наличие следующих условий: неурегулированность соответствующих отношений законодательством или соглашением сторон; отсутствие обычая делового оборота; наличие схожего законодательства; непротиворечие существу соответствующих отношений. Важнейшими источниками страхового права служат: – ГК РФ (часть II, ст. 927, 931, 1064, 1068, 1072, 1079, 934, 935-937, 969; – Закон РФ от 27.11.92 №4015-1 в редакции Федерального Закона от 31.12.97 №157_ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Правовой основой страхового дела и страхового права, прежде всего, служат: Конституция РФ; кодексы (гражданский, уголовный, административный, налоговый и др.); федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; руководящие и методические материалы министерств и ведомств. Функции права отражают основные направления его воздействия на страховую деятельность и выделяют регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция - это функция государственного регулирования страховых отношении. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах нрав и обязанностей сторон, установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни и страховой деятельности. Охранительная функция обеспечивает охрану страховых отношений от противоправных действии и вытеснение отношений, вредных для личности, государства и общества. Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях. Принципы страхового права - это основные начала, в соответствии с которыми строится система правовых норм и осуществляется правовое регулирование страховых отношений. Страховое право использует принципы: – юридического равенства участников, т.е. признания равенства участников регулируемых отношений; – неприкосновенности собственности, принудительное отчуждение которой допускается только в установленных законом случаях; – свободы договора (лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий); – недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (защиту от действий публичной власти); – беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты; – диспозитивности, т.е. самостоятельности и инициативы в реализации собственных прав и несении риска от участия в гражданском обороте; – поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции; – комплексности государственного воздействия на страховые отношения; – законности и недопустимости злоупотребления правом, в частности действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Институты страхового права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные интересы и образующие относительно самостоятельные группы. Нормы страхового права - это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения в страховании. Нормы имеют внутренне логическую структуру, включающую: гипотезу (условие действия нормы), диспозицию (правило поведения), санкцию (ответственность за нарушение правила поведения). Нормы классифицируются по различным основаниям, в том числе: – по функциональной направленности нормы разделяют на регулятивные и охранительные; – по характеру регулируемых общественных отношений - на материальные и процессуальные; – по характеру содержания предписаний - на управомачивающие, обязывающие, запрещающие и поощрительные. Страховое право как учебная дисциплина изучается в соответствии с учебной программой с целью формирование правого мышления, базирующегося на идеях и принципах современного развития российской государственности и российского права. Список использованной литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 №14_ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 18.07.2005) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.08.2005).3. Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 21.07.2005) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».4. Комментарий к Закону РФ от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 21.07.2005) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».5. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое право: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.
Страницы: 1, 2
|