на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Структура и регламент деятельности палат Федерального Собрания РФ

Структура и регламент деятельности палат Федерального Собрания РФ

2

по дисциплине

на тему:

Москва, 2002 год

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………3

2. Федеральное Собрание - парламент РФ ……………………………………4-7

3. Совет Федерации ……………………………………………………………..7-9

4. Деятельность Совета Федерации согласно его Регламента ………………9-10

а) Председатель Совета Федерации. Первый заместитель председателя Совета Федерации. Заместители председателя Совета Федерации…………………10-12

б) Порядок проведения сессий и заседаний Совета Федерации……………12-14

в) Порядок голосования и принятия решений на заседании Совета Федерации………………………………………………………………………….14-16

5. Государственная Дума ……………………………………………..………16-20

6. Деятельность Государственной Думы, согласно ее Регламента …………...20

а) Председатель Государственной Думы. Первый заместитель председателя. Заместители председателя Государственной Думы. …………………..……21-22

б) Совет Государственной Думы ………………………………………….…22-23

в) Депутатские объединения …………………………………………….……23-27

г) Порядок голосования и принятия решений ……………………………..……27

д) Дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ ………………………………………………………………………………28-31

е) Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ ………………………………………………………………...31-34

7. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания ……………….…34-40

8. Парламентские слушания ……………………………………………….…40-41

9. Законодательный процесс …………………………………………………42-45

10. Заключение ……………………………………………………………………46

Список используемой литературы……….………………………………………47

1. Введение

Глава 5 Конституции Российской Федерации посвящена деятельности парламента Российской Федерации - Федеральному Собранию, осуществляющему в нашей стране законодательную власть. Согласно конституционному положению государственная власть в России действует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти.

Федеральное Собрание Российской Федерации является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа.

Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент Российской Федерации занимает влиятельное положение в системе государственных органов, оно активно взаимодействует с другими Федеральными органами. Федеральное Собрание осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей Российской Федерации.

Именно об этой деятельности далее пойдет речь.

2.Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испан-ские кортесы) возникли еще в XII--XIII веках. Однако история совре-менного парламента как представительного общенационального учреждения, отличного от представительных сословных учреждений вре-мен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государст-ва. Именно тогда оформился и получил распространение парламента-ризм -- особая система государственного руководства обществом, кото-рая характеризуется разделением труда законодательного и исполни-тельного при существенной политической и идеологической роли пар-ламента.

Парламент и парламентаризм -- понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламен-та. В то же время парламент может существовать без важнейших эле-ментов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разде-ление властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент при-обретает характер демократически легитимированного народного со-брания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного предста-вительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собра-ния позволяет говорить о парламентской демократии как форме госу-дарства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену “двухступенчатому” механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавше-му Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов “нового, социалистического типа, коренным образом отлича-ющихся от учреждений буржуазного парламентаризма”, эти государ-ственные органы по мере демократизации российского общества, от-ражения в Конституции принципа разделения законодательной, ис-полнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возла-гавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, про-тиворечивших принципу разделения властей (распорядительные и не-которые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных орга-нов с граны, совершенно не свойственного представительным парламентским органам.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что Федеральное Собрание -- представительный орган Российской Федера-ции. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демо-кратия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно прини-мающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собра-ние характеризуется и как законодательный орган Российской Федера-ции. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание испол-няет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством феде-рального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы.

Государст-венная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле-нов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Фе-дерации призван выражать интересы местностей, региональные мне-ния и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации -- государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

До принятия новой Конституции в Российской Федерации сущест-вовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти -- Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховно-го Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьез-ную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Предсе-датель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она уста-навливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руко-водителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему “сдержек и противовесов” в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить воз-можность установления в Российской Федерации “тирании большин-ства”, завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вооб-ще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию дейст-вующей Конституции Российской Федерации.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты ин-тересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньши-ми возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий-ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Согласно ст.101 Конституции Российской Федерации каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Регламент - это свод процедурных правил, которые устанавливают порядок ведения заседания, сессий, это своего рода внутренний закон парламента.

3. Совет Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ч.2.ст.95 и

Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 года. в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти.

С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Первый состав Совета Федерации, сформированного в 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993г.

Согласно этому Положению, выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.

В соответствии с “Заключительными и переходными положения-ми” Конституции Российской Федерации Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года.

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации отно-сятся:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.