на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сущность прокурорского надзора
p align="left">Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело-века и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Зако-на о прокуратуре. При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и свобод граждан также являет-ся прокурорская проверка, проводимая при наличии сведе-ний о нарушении законов.

В соответствии со ст. 27 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина кроме того:

ѕ рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан. Работа с обращениями граждан занимает большое место в деятель-ности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав и свобод человека и гражданина. Рас-сматривая и разрешая обращения, прокурор получает ин-формацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Рассмотре-ние жалобы прокурором не препятствует обращению граж-данина в суд по тому же вопросу;

ѕ разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. В связи с тем, что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, про-куроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через средства массовой информации разъяс-няют им, какими правами и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной за-щиты их прав и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при необходимости оказы-вают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов, представляемых в суды. Разъяснительная деятельность прокуроров пострадавшим весьма разнооб-разна;

ѕ принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлече-нию к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмеще-нию причиненного ущерба слабозащищенным в социальном отношении категориям граждан (при их согласии).

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рас-сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об-ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ-тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу-дарственных интересов.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

Ш о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре-гионе;

Ш о преступлениях и других общественно опасных пра-вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;

Ш об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения; --- об органах и должностных лицах, не выполняющих тре-бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и уч-реждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре-шению обращений граждан подчинять решению задач за-щиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен-ции которой относится решение вопроса. Генеральный про-курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы-вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе-ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управ-ление по рассмотрению писем и приему граждан, а в проку-ратурах субъектов РФ -- отделы, группы или старшие по-мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж-дан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо-дов, оперативным работникам, а также осуществление кон-троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга-нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про-курорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест-но, когда, где и кто из прокурорских работников принима-ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите-лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально-го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини-мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня-тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре-шение. Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по-рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель-ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки -- 75 дней, если иной срок не предус-мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату-ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре-шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры -- не позднее 7 дней со дня их поступления.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ-ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз-решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступ-ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон-ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста-навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име-ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова-нию правозащитной деятельности прокуратуры.

Защита прав и свобод всех категорий граждан средства-ми прокурорского надзора уже сама по себе является основ-ным приоритетным направлением в деятельности прокуро-ров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все предусмотренные законом меры к вос-становлению нарушенных прав и свобод граждан.

Однако предметом особой заботы прокурора является со-блюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы.

В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв-ляется исполнение законодательства о гражданстве, о льго-тах и пособиях, пенсионного законодательства, законода-тельства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужден-ных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркома-нией. При наличии сведений о нарушении этого законода-тельства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение прове-рок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять ак-тивность в получении сведений о нарушении названного за-конодательства.

В поле постоянного внимания прокурора должно нахо-диться исполнение законодательства об обращениях граж-дан. Дело в том, что от того, как соответствующие руково-дители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявле-ний и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

В публикациях, посвященных проблемам прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, сформировалась и получила распростране-ние точка зрения о включении в предмет прокурорского надзора соблюдения прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законности решений, принимаемых органами, осуще-ствляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта точ-ка зрения нашла отражение в Приказе Генерального проку-рора РФ от 9 августа 1996 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-ро-зыскной деятельности"».

В ст. 29 Закона о прокуратуре определен предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оператив-но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта норма предусматривает, что «предметом надзо-ра является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения опе-ративно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуще-ствляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина яв-ляется одним из элементов предмета прокурорского надзо-ра за исполнением законов в оперативно-розыскной дея-тельности.

Основные права и свободы человека и гражданина зак-реплены в Конституции РФ, определены общепризнанными нормами и принципами международного права, а также международными договорами. В Конституции РФ учтены положения о правах и свободах человека и гражданина, пре-дусмотренные во Всеобщей декларации прав и свобод чело-века от 10 декабря 1948 г., в Европейской конвенции о защи-те прав и свобод человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международном пакте о гражданских и политичес-ких правах от 16 декабря 1966 г. и других актах. Такие из них, как право на неприкосновенность частной жизни, лич-ную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), непри-косновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и тайну корреспонденции (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ гарантирует право на тайну переписки), нашли отражение в ч. 1 ст. 5 За-кона об ОРД. В этой норме закона предписано органам (долж-ностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных ме-роприятий обеспечивать соблюдение прав человека и граж-данина.

Это положение по существу без изменений перенесено в ч. 1 п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Фе-дерального закона "Об оперативно-розыскной деятельнос-ти"», где записано, что «предметом является обеспечение: гарантий соблюдения прав человека и гражданина на не-прикосновенность частной жизни, личную и семейную тай-ну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонден-ции...».

В ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД органам (должностным ли-цам), осуществляющим оперативно-розыскную деятель-ность, запрещено разглашать без согласия граждан, за ис-ключением случаев, предусмотренных федеральными законами, сведения, которые затрагивают не только непри-косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но честь и доброе имя гражданина, что в полном объеме со-ответствует ч. 1 ст. 23 Конституции РФ.

В предмет прокурорского надзора включен порядок вы-полнения оперативно-розыскных мероприятий.

К порядку осуществления оперативно-розыскных меро-приятий, подлежащих проверке в ходе прокурорского над-зора, относятся:

исполнение законодательства о субъектах осуществле-ния оперативно-розыскной деятельности;

исполнение законодательства о видах оперативно-ро-зыскных мероприятий;

исполнение законодательства об основаниях для прове-дения оперативно-розыскных мероприятий;

исполнение законодательства об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий;

исполнение законодательства о порядке документиро-вания оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскное мероприятие может соответство-вать требованиям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должностным лицом оперативного под-разделения государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведе-нию в установленном законом порядке уполномоченным го-сударственным органом (ст. 1, 13, 17 Закона об ОРД).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.