на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сущность прокурорского надзора
p align="left">При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания их проведения (ст. 7 За-кона об ОРД) и условия проведения (ст. 8 Закона об ОРД).

В предмет прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности входит также законность решений, принимае-мых органами, которые эту деятельность осуществляют.

В теории оперативно-розыскной деятельности основные виды решений, принимаемых в ОРД, различают в зависимости от: 1) субъектов, их принимающих; 2) формы и уровня принятия; 3) области распространения; 4) истинности; 5) последствий. С точки зрения прокурорского надзора инте-ресны решения, которые принимаются должностными ли-цами органов, осуществляющих оперативно-розыскную де-ятельность (оперативными сотрудниками и руководителями этих органов). По форме принятия следует вести речь толь-ко о документально оформленном решении. В зависимости от последствий нас будут интересовать решения, влекущие юридически значимые последствия. Что же касается уровня принятия решений, области их распространенности, зависи-мости от истинности, то они могут интересовать прокурора с позиции оценки соответствия их требованиям закона.

Следовательно, в предмет прокурорского надзора входят документально оформленные решения должностных лиц органов, осуществляющих опе-ративно-розыскную деятельность, влекущие юридически значимые последствия.

При организации надзора за исполнением законов органами, которым предоставлено право осуществлять опе-ративно-розыскную деятельность, должны учитываться следующие обстоятельства: оперативно-розыскная дея-тельность проводится в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их под-готавливающих, совершающих или совершивших (т.е. в сфере борьбы с преступностью), либо она проводится в це-лях собирания данных, характеризующих личность граж-дан; оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям.

При организации надзора требуется:

Ш в установленном порядке оформить надлежащим об-разом допуск уполномоченным прокурорам;

Ш обеспечить ведение делопроизводства, исключающе-го утечку информации;

Ш обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации.

В соответствии с требованиями Инструкции об организа-ции делопроизводства в органах прокуратуры по докумен-там оперативно-розыскной деятельности, в прокуратуре в целях эффективности надзора должна быть создана накопи-тельная база информации. Для этого необходимо вести дела, включающие:

ѕ переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за исполнением законов в оперативно-ро-зыскной деятельности;

ѕ переписку о состоянии прокурорского надзора за ис-полнением законов в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

ѕ представления, протесты, письменные указания, по-становления о возбуждении уголовных дел, возбуждении производства об административных правонарушениях и пе-реписку по ним;

ѕ статистические отчеты о работе по надзору за испол-нением законов в оперативно-розыскной деятельности.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Выделение этого надзора в самостоятельное направле-ние обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозревае-мых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержан-ные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в ка-честве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и своевременного устране-ния нарушений прав и интересов задержанных, арестован-ных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение проку-рором проверок в учреждениях и органах, где они содержат-ся, систематически, независимо от наличия данных о нару-шениях законности.

Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного ха-рактера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановле-ния и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным за-конодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными зако-нодательными актами. Нарушения законности устраняют-ся сразу после их обнаружения.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 «О совершенствовании прокурор-ского надзора за соблюдением законов при исполнении уго-ловных наказаний и в следственных изоляторах». Прокуро-рам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обраще-ния по отношению к осужденным и заключенным со сторо-ны работников учреждений и органов, исполняющих уго-ловные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий со-держания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзо-ра. К нему относятся: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждени-ях, исполняющих наказание, и меры принудительного ха-рактера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение уста-новленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишени-ем свободы.

Под законностью нахождения лиц в местах содержа-ния задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполня-ющих наказание, и меры принудительного характера, назна-чаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержа-ния; законность освобождения.

Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюде-ния прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам прину-дительного характера, свидетельствует об усилении в совре-менных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с от-дельными ограничениями, строго регламентированными за-конодательством.

Составной частью предмета прокурорского надзора яв-ляется соблюдение обязанностей задержанными, заключен-ными под стражу, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера.

Основные обязанности лиц, находящихся в местах со-держания задержанных и местах предварительного заклю-чения, предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О со-держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные за-конодательством России обязанности граждан РФ, соблю-дать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны так-же неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых ак-тов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекаю-щих из требований законов, регламентированы в ведом-ственных нормативных актах, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствую-щих учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установ-ленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как По-ложение об отряде осужденных исправительного учрежде-ния, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 69.

При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий адми-нистрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.

Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблю-дения законности при исполнении наказаний, не связан-ных с изоляцией осужденного от общества.

Одним из таких новых видов наказаний уголовно-исполнительное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47--60 УИК РФ) предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы являются исправительные центры, администрация которых обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания. В предмет проку-рорского надзора входит также законность действий адми-нистрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55--56).

Порядок и условия исполнения наказания в виде испра-вительных работ предусмотрен в разд. II, гл. 7, ст. 39--46 УИК РФ. В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и ор-ганов, исполняющих наказания, осуществляется Генераль-ным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреж-дений, исполняющих наказание и применяющих назначае-мые судом меры принудительного характера, администра-циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения на-рушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использо-вать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о про-куратуре), но и с учетом специфики предмета надзора пол-номочия, предусмотренные по другим направлениям про-курорского надзора: полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов федераль-ными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъек-тов РФ, органами местного самоуправления, органами во-енного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюде-нием прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (зако-нодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военно-го управления, органами контроля, их должностными ли-цами, а также органами управления и руководителями ком-мерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре).

К специальному полномочию относится право прокуро-ра посещать в любое время учреждения и органы, ука-занные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ пре-дусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также проку-роров, непосредственно осуществляющих надзор за испол-нением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следователь-но, он сам определяет время посещения.

Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предвари-тельным следствием и дознанием» прокурорам предписыва-ется проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабо-чее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания.

В Приказе Генерального прокурора от 26 февраля 1997 г. № 8 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изолято-ры. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не определена.

Закон не ограничивает прокурора какими-либо основа-ниями для посещения указанных учреждений и органов.

Для того чтобы выявить нарушения законов, прокурору предоставлено право опрашивать задержанных, заклю-ченных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений за-конности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержатся.

Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов при-менения в нарушение требований закона специальных средств, оружия и других.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.