на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Тактика задержания и ареста
p align="left">Научно-технические средства фиксации. Все способы фиксации либо обеспечивают консервирование самого объек-та вместе с интересующей правосудие информацией, либо позволяют запечатлеть при помощи изготовленной модели те или иные его свойства, стороны и качества. Поэтому их мож-но разделить на способы консервирования и моделирования.

Научно-технические средства изъятия. В процессе расследования преступлений часто возникает необходимость в изъятии самых разнообразных объектов, находящихся в твердом, полутвердом, жидком, газообразном состояниях.

Научно-технические средства исследования кримина-листических объектов. Познание новых сторон, свойств и качеств объекта (или явления) с целью более глубокого про-никновения в его сущность требует использования различных методов. Многообразие их исследования определяет и разновидность технических средств: каков метод, такова и техника, используемая для его осуществления. На выбор метода иссле-дования и соответствующих средств влияют характер изучае-мого объекта, цели исследования, процессуальное положение субъекта, изучающего доказательства. Каждый участник про-цесса осуществляет исследования в пределах своей компетен-ции и только теми методами и средствами, которые не проти-воречат закону [9. с. 110].

Научно-технические средства, используемые для пре-дупреждения преступлений. Предупреждение преступле-ний -- важнейшая задача криминалистики. В предупредитель-ной деятельности широко используются научно-технические средства. С их помощью выявляются причины и условия, спо-собствующие совершению преступлений; предотвращаются конкретные преступления путем выявления лиц, стремящихся их совершить, и принимаются к ним меры предупредительно-го характера; предотвращаются преступления, если неизвест-но, кто же собирается их совершить.

Научно-технические средства, используемые для ор-ганизации борьбы с преступностью. Применяются для ре-шения трех основных задач: организации и координации действий правоохранительных органов в процессе раскрытия и расследования преступлений; организации труда следовате-ля в процессе расследования преступления; накопления и вы-дачи информации о совершенных преступлениях, о лицах, их совершивших, об изъятых с мест происшествий следах и дру-гих объектах, о похищенных вещах и тому подобном.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие применение криминалистической техники.

Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.)

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. Принят Палатой Представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25.08.2000, № 77-78, рег. № 2/71 от 20.08.1999).

Уголовный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Обзорная статья А. В. Баркова. - Мн.: Амалфея, 1999. - 320с.

Указ Президента Республики Беларусь 29 декабря 2001 г. № 808 «О государственной службе медицинских судебных экспертиз» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 11.01.2002, № 4, рег. № 1/3364 от 04.01.2002).

Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-з. Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.05.2007, № 119, рег. № 2/1317 от 15.05.2007).

Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г. № 263-З. Принят Палатой представителей 27 июня 2007 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.07.2007, № 173, рег. № 2/1360 от 18.07.2007).

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. №289-З «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.08.1999, № 57, рег. № 2/64 от 19.07.1999).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2006 года №1226 «Об утверждении стандартов материально-технического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 02.10.2006, №160, рег. № 5/22961 от 21.09.2006).

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 174 «Об утверждении инструкции о порядке организации деятельности органов внутренних дел и внутренних войск министерства внутренних дел Республики Беларусь по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.07.2006, № 111, рег. № 8/14701 от 11.07.2006).

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 июля 2006 г. № 185 «Об утверждении инструкции об организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.08.2006, № 125, рег. № 8/14748 от 24.07.2006)

Приказ Председателя государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 7 апреля 2005 года №152 «Об утверждении норм положенности техническими средствами пограничного контроля соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.05.2005, № 71, рег. № 8/12504 от 29.04.2005) и другие.

2. ТАКТИКА ЗАДЕРЖАНИЯ И АРЕСТА. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ И АРЕСТА

Задержание -- это мера процессуального принуждения, применяемая при наличии указанных в уголовно-процессу-альном законе условий и оснований и заключающаяся в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уго-ловного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Хотя в УПК и не закреплено целевое назначение этой достаточно жесткой меры ограничительного порядка, оно следует из оснований, видов и процессуального порядка применения задержания. Основным предназначением задержания является обеспечение посредством его пресечения преступной деятельности лица, подозреваемого в совершении преступления, решение вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, предупреждение побега правонарушителя и обеспечение его участия в уголовном процессе [5. с. 110].

Общим для всех указанных видов задержания является то, что: - применяется оно при условии совершения преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание в виде лишения сво-боды, направления в дисциплинарную воинскую часть или арест; - производится задержание по постановлению (определению) лица или органа, ведущего уголовный процесс; - задержание носит неотложный характер, в связи, с чем применение его органом расследования осуществляется без санкции прокурора.

Любое задержание -- это своего рода исключение из ст. 11 УПК и ст. 25 Конституции Республики Беларусь, закрепляющих неприкос-новенность личности. По общему правилу лишение или ограничение свободы либо помещение в психиатрический диспансер возможно только с санкции прокурора или по постановлению (определению) суда; - факт задержания оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим фактическое за-держание; - задержанный имеет право обжаловать задержание в судебном порядке; - для всех видов задержание заключается в фактическом захвате лица, доставлении его в орган уголовного преследования. Доставление лица в орган уголовного преследования -- неотъемлемый этап задержания. Однако носит оно, полагаем, административно-право-вой, а не уголовно-процессуальный характер, так как применяется, во-первых, вне сферы уголовного судопроизводства и, во-вторых, в боль-шинстве случаев -- не лицом, осуществляющим уголовный процесс.

Доставление в орган уголовного преследования -- это действие, которое вытекает из функции охраны общественного порядка. Процессуальным же задержанием следует считать, осуществление его, во-первых, органом дознания или следователем, прокурором, судом, во-вторых, на основании постановления (определения) о задержании; - кратковременном содержании под стражей в изоляторе временного содержания задержанных; - орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задер-жание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержа-ния уведомить об этом совершеннолетних членов семьи задержан-ного или его близких родственников или предоставить такую возможность самому задержанному; - срок задержания подозреваемого (обвиняемого) не может превышать по общему правилу 72 часов - начинает исчисляться этот срок по окончании часа, когда было произведено фактическое задержание. Например, если лицо задержали в 12.10, отсчет време-ни начинается с 13.10 и истекает через 72 часа. И только в случае совершения таких особо тяжких преступлений, как террористический акт против представителя иностранного госу-дарства (ч. 2 ст. 124 УК), международный терроризм (ст. 126 УПК), убийство (ч. 2 ст. 139 УК), создание преступной организации либо участие в ней (ч.ч. 1 и 3 ст. 285 УК), бандитизм (ст. 286 УК), терро-ризм (ч. 3 ст. 289 УК), измена государству (ч. 2 ст. 356 УК), заговор с целью захвата государственной власти (ч. 3 ст. 357 УК), терро-ристический акт (ст. 259 УК), диверсия (ст. 360 УК), убийство ра-ботника милиции (ст. 362 УК), а также по такому тяжкому пре-ступлению, как создание преступной организации либо участие в ней (ч. 2 ст. 285 УК), срок задержания подозреваемого составляет до 10 суток.

Заключение под стражу (арест) в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена их личность.

К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключение подозреваемого или обвиняемого под стражу. При решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу прокурор или его заместитель обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.

Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Лицо, заключенное под стражу, его защитник, законный представитель вправе обжаловать постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс. В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

Если вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого возник в судебном заседании, то решение об этом принимает суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе. О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, а в случае применения этой меры пресечения в отношении пенсионера - уведомить орган, выплачивающий ему пенсию. Порядок и условия содержания лиц, заключенных под стражу, определяются законом.

Мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать двух месяцев. Срок содержания под стражей исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), а также время принудительного пребывания в психиатрическом (психоневрологическом) или ином лечебном учреждении лица, помещенного в эти учреждения с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению (определению) суда.

3. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА

Под мошенничеством как одной из форм хищения зако-нодатель понимает «завладение имуществом путем обмана или злоупотребления доверием» (ст. 90 УК). Мошенник уме-ло использует в своих целях доверчивость, простодушие, не-опытность одних людей и низменные качества других, чтобы получить желанное любым путем, даже в обход существую-щих правил и законов. Мошенники -- это зачастую гастроле-ры, ранее судимые лица. Иногда они действуют небольшими группами и обычно не общаются с другими категориями уго-ловных элементов. Чаще всего рассматриваемые преступле-ния совершаются в больших городах. При мошенничестве потерпевшие некоторое время нахо-дятся в контакте с преступником в спокойной обстановке, хо-рошо запоминают его, могут описать внешность и опознать. Это способствует раскрытию преступления, однако потерпев-шие иногда не заявляют в милицию из-за ложного стыда либо сообщают об этом спустя много времени. Данные обстоятель-ства, сопряженные с отсутствием на месте преступления ка-ких-либо следов, отрицательно сказываются на расследова-нии рассматриваемой категории уголовных дел. Способы мошенничества разнообразны, они постоянно со-вершенствуются, сообразуясь с социально-экономическими условиями жизни народа. Завладение государственным, об-щественным и кооперативным имуществом чаще всего дости-гается путем создания лжекооперативов, объявления о банк-ротстве, получения кредита или товара по чужим или ложным документам; незаконного получения пенсий и других выплат с помощью фиктивных документов о возрасте, стаже работы, заработке; подделки кассовых чеков, обсчета кассиров при покупке или размене крупной купюры; получения товаров по фиктивным документам за другое лицо. С целью завладения чужими документами мошенники иногда входят в преступную связь с карманными ворами [11. с. 392].

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.