на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические проблемы корпоративного права РФ
p align="left">Здесь следует отметить, что не редко в законодательных и локальных актах исследуемого периода отождествлялись товарищеские и акционерные общества. Так, на примере Российского закона 1836 г. следует констатировать тождественное использование таких понятий, как "компания на акциях", "товарищество по участкам", "акционерное общество", "товарищество на паях". Относительно вольное использования терминов "товарищество" и "общество" наблюдается и позднее (См. Абрамовича К. Образцы уставов кооперативных, профессиональных, благотворительных, кредитных, ссудо-сберегательных, пожарных, спортивных, просветительных и сельскохозяйственных обществ и товариществ. СПб, 1912. С. 2, 128, 143, 241.) Аналогичные примеры можно найти и в законодательстве некоторых западноевропейских государств (к примеру, Франции). Вместе с тем, не вызывает сомнения тот факт, что это следствие скорее терминологической невыдержанности, непоследовательности законодателя, чем фактического смешения этих, основанных на разных принципах, форм ведения совместных дел. Кроме того, существовало множество "переходных" форм организаций, которые сочетали в себе некоторые черты товариществ и акционерных компаний (к примеру, товарищества с участием коммандистов и т.д.). Нам кажется, что такое многообразие, которое вполне возможно и приводило к смешению, это результат поиска наиболее оптимальной формы сообщества.

Все вышесказанное позволяет нам сформулировать гипотезу о том, что именно личный и имущественный элементы являются ключом к правильному пониманию корпораций, а их соотношение - к различию и отграничению организаций друг от друга.

Итак, резюмируем выводы:

1. Появление и интенсивное развитие коллективных организаций, построенных на акционерных принципах, привело к эволюции существующих представлений о корпорациях. Успешное достижение различных целей (от торговых и военно-политических до культурных), наделение некоторых акционерных компаний публично-правовыми функциями (что, по сути, сделало их формами организации государственной власти на соответствующих территориях), - все это продемонстрировало универсальный характер корпорации, как формы человеческой организации, и признание этого обстоятельства государством. Все это позволяет констатировать "выход" корпорации с уровня родового понятия по отношению лишь к предпринимательским формам человеческой деятельности, на уровень социального, и даже культурного явления.

2. После появления в практике общественной жизни организаций, основанных на акционерных принципах, под корпорациями стали пониматься, как правило, только те союзы физических лиц, которые, обладая статусом юридического лица, были основаны на объединении имущества его участников. Уровень развития общественных отношений уже не позволял организациям, не имеющим обособленного имущества, решать даже простейшие задачи.

3. Доминирование в общественной практике акционерных обществ окончательно привело к пониманию корпораций как участников преимущественно гражданско-правовой сферы, субъектов имущественных отношений.

4. Под значительным влиянием знаний об акционерных обществах, уже на начальном этапе исследуемого в настоящем параграфе периода, фактически сложились существенные признаки сообщества, а субстраты последнего нашли свое отражение и подтверждение в соответствующих теориях юридического лица.

____________________.*

* рассмотрение новейших и современных представлений о корпорациях

§5. Корпорация, как баланс личного и имущественного, выраженный в правовой форме.

Вышеприведенное исследование истории возникновения и развития корпораций делает очевидным как существенные признаки сообществ, так и хронологию их возникновения. На раннем этапе сообщества являлись ничем иным как союзами людей, которые образовывались с целью реализации разносторонних социальных интересов участников этих коллективных образований. Затем указанные союзы приобрели качества юридической личности, став субъектами права (юридическими лицами). Впоследствии, обособление имущества участников сообщества стало необходимым условием признания данного союза корпорацией.

Таким образом, развитие корпорации происходило путем специализации, т.е. от понимания последней как фактически любой человеческой общности, и до ее рассмотрения как конкретной разновидности социальной организации, отвечающей ниженазванным признакам.

В ходе своего становления и развития сообщества обнаружили три стороны своего бытия: личную, правовую и имущественную. Эти стороны определяют собой не только характерные признаки корпорации, но и субстраты последней, а также подходы к пониманию данного явления общественной жизни.

Итак, можно выделить следующие характерные черты корпорации (в соответствии с последовательностью их формирования):

1. Корпорация - это всегда союз, объединение, соединство, коллектив людей. Другими словами корпорация - это, безусловно, "личная организация", т.е. это организованная социальная общность, а не простая группа людей. Таким образом, с точки зрения социологического подхода, сообщество - это, во-первых, одна из форм человеческого общения (наряду с государством или обществом) в частной сфере. А во-вторых, это определенное социальное образование, т.е. система социальных взаимосвязей (отношений).

Говоря о личной организации компаний, нельзя не обратить внимание на существующих на практике юридических лиц, состоящих из одного участника, но организационно-правовая форма которых предполагает определенный союз лиц. В английском праве такие организации получили довольно таки характерное название - one man company ("компания одного лица"). Подобные организации легализованы не только на уровне законодательства отдельных государств, но и актами международного права. Так, Двенадцатая Директива ЕС о компаниях одного лица, принятая 21 декабря 1989 г., направлена на признание государствами - участниками Европейского союза обществ с ограниченной ответственностью с одним участником. Очевидно, что в данных образованиях фактически отсутствует союз, сообщество и т.п., из чего, казалось бы, следует, что союз людей не является существенным признаком исследуемого нами явления.

Вместе с тем, уже право Древнего Рима не только имело представление о такого рода организациях, но и выработало основополагающий принцип, определяющий их место в правовой действительности: "Но если (даже) совокупность свелась к одному человеку, то большей частью признается, что можно предъявлять к нему требования в суде и он может предъявлять требования в суде, так как право всех сосредоточилось в одном и остается имя совокупности." Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002. С. 367. Исследование данного феномена с точки зрения причин его появления приводит к следующему выводу. Компании с единственным участником содержат в себе противоречие, поскольку человек, в силу своей природы, обладающий способностью быть субъектом права, прибегает к юридической личности, чтобы получить статус субъекта права. По нашему убеждению, компании одного лица появляются вследствие отсутствия соответствующих правовых форм, позволяющих физическому лицу являться участником общественных отношений с самоограничением собственной ответственности (прежде всего имущественной), поскольку при участии физического лица в гражданско-правовом обороте презюмируется его полная имущественная ответственность. Возможны и иные причины (налоговые преимущества, обход антимонопольного законодательства). Учитывая вышеизложенное, мы склонны рассматривать компании одного лица не как исключение из общего правила, а скорее как правовую патологию корпораций, поскольку они фактически игнорируют имущественную, личную, и, в некоторой степени, правовую составляющие.

Проблему экономики корпорации следует рассматривать через призму глобальной проблемы. Начиная с древнейших времен, перед производителем различных форм материальных благ стояла главная проблема: как за единицу времени, с использованием определенных производственных и трудовых ресурсов произвести наибольшее количество материальных благ. Промышленная история, история развития производительных сил - это есть путь поиска решения этой проблемы. На каждом историческом этапе, человечество находило свое решение данной проблемы (рабовладельческое общество - увеличивало количество рабов для получения максимального производительного эффекта), но рано или поздно наступали жизненные реалии, которым избранный вариант переставал отвечать. Возникали различные по своему характеру противоречия, которые препятствовали развитию экономических отношений.

На современном этапе этим противоречием стало противоречие между наёмными рабочими и собственником средств производства, между трудом и капиталом. Причем, это противоречие развилось не только в среде капиталистического, но и социалистического способа производства. Правда везде оно имело различные формы: в капиталистическом мире оно было выражено в основном противоречии между общественными формами производства и частными формами присвоения

2. Корпорация - это юридическое лицо.

Признание права как эффективного социального регулятора привело к тому, что наиболее значимые общественные отношения попали в орбиту правового регулирования. Разумеется, что участие в этих отношениях потребовало от их носителей особых характеристик и качеств - качеств субъекта права. И если человек обладает этими свойствами в силу естественных причин, то его объединения с другими людьми должны отвечать определенным требованиям и быть признаны в качестве субъекта права - юридического лица. Без вовлечения в правовую сферу сообщество сможет реализовать только самые примитивные задачи. Этот тезис стал очевидным уже для Древнеримской культуры и находил свое подтверждение на каждом историческом этапе.

Кроме того, именно благодаря юридической личности множество людей становится единством. Тот или иной человеческий союз без общественного признания значим только для его членов: они воспринимают образованный собой союз как единое целое, а себя - его составными частями. Но для окружающего общества ("третьих лиц") они так и остаются совокупностью вплоть до официального общественного признания. Юридическое лицо и является чем-то вроде такого признания, своеобразным "титулом", после наделения которым, организация может выступать в качестве полноценного участника правовых общественных отношений как монолитный субъект, т.е. как единство.

Таким образом, по двум причинам корпорацией может признаваться только такой союз людей, который имеет статус юридического лица:

- статус юридической личности "превращает" множество в единство. В противном случае сообщество значимо как таковое только для входящих в него членов, а извне воспринимается как множество (совокупность).

- только являясь юридическим лицом, сообщество может быть участником правовых отношений.

Здесь следует обратить внимание на следующее. С одной стороны, мы рассматриваем юридическое лицо как признак корпорации, а с другой, юридическое лицо, в соответствие со своим традиционным легальным определением и есть организация, обладающая определенными признаками (обособленное имущество и т.д.), а, следовательно, корпорация является всего лишь разновидностью юридического лица. Такое противоречие возникает в том случае, если мы рассматриваем сообщество исключительно как правовое явление. Нами уже указывалось, что корпорацию необходимо понимать как единство трех начал, как комплексное явление Ниже мы более подробно будем обосновывать данное утверждение.. При таком подходе, юридическое лицо - это лишь одна из сторон бытия сообществ - правовая. В то время как рассмотрение корпорации только с правовых позиций приводит к её одностороннему пониманию либо как разновидности организационно-правовой формы юридических лиц, либо как индивидуально-определенного юридического лица.

А. Корпорация - как разновидность организационно-правовой формы юридических лиц (на примере Российского законодательства).

Как известно, гражданским законодательством определен вполне закрытый перечень организационно-правовых форм юридических лиц. Вместе с тем, следует отметить, что в рамках данного подхода не представляется возможным не только предложить понятие корпорации, но и определиться в отношении его существенных признаков. Виной тому, в том числе, непоследовательное и оттого некорректное использование термина "корпорация" в законодательстве РФ. Как уже указывалось выше, в соответствии со ст. 7.1. Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 23.12.2003) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (при этом имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.) Кроме того, в законодательстве не раскрывается содержание противоположной государственной - частной корпорации. В то же время, в соответствие с положениями Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ Распоряжение ФКЦБ России от 04.04.2002 г. № 421/р "О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения" (принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 г. N 49). , "корпоративное поведение" - понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами. Поэтому вполне естественно то, что следовать положениям кодекса рекомендовано акционерным обществам. Очевидно, применение одного и того же понятия к диаметрально противоположным явлениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.