на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические проблемы корпоративного права РФ
p align="left">Б. Корпорация - как индивидуально-определенное юридическое лицо.

Ряд юридических лиц, создаваемых, как правило, в организационно-правовой форме акционерных обществ, индивидуализируют себя в гражданско-правовом обороте с помощью использования в своем фирменном наименовании термина "корпорация". Среди них можно выделить и финансовые, и торговые, и промышленные организации. То есть такие индивидуально определенные в форме корпораций юридические лица и по роду своей деятельности, и по экономическому статусу и по многим иным характеристикам (в том числе организационно-правовой форме, структуре управления и т.п.) отличаются, и порой довольно таки существенно. Эти обстоятельства крайне затрудняют в определении существенных признаков корпорации, в отграничении её от иных организаций. В этой связи уже не кажется необычным отношение к корпорации как к современной крупной компании, в отличие от обычных, средних или мелких компаний. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. М.: Наука, 2003. С. 21. (352). Не смотря на предельную размытость и неконкретность формулировок, очень оценочный характер терминов, используемых в данном определении понятия, в рамках указанного подхода, только такое определение и допустимо.

Общественная практика использования термина "корпорация", позволяет сделать вывод о том, что он стал использоваться скорее как брэнд, подчеркивающий исключительность его носителя, его особый характер среди других участников общественных отношений, и стал восприниматься (прежде всего, участниками сообщества) как символ делового успеха. Такое отношение привело к крайне широкому применению этого понятия, даже по отношению к тем явлениям, которые вовсе не отвечают его существенным признакам.

Таким образом, рассмотрение корпорации только с правовой точки зрения не только приводит к неоправданному сужению содержательной стороны данного явления, но и делает затруднительным определение его характерных признаков. Комментируя вышеуказанные подходы (А и Б), мы склонны расценивать их не как результат осознания корпорации как самостоятельной культурной ценности и внедрения её в правовой оборот, а скорее как следствие американизации общественной жизни нашего государства и проникновение институтов англосаксонской правовой системы в отечественную правовую действительность. Не секрет, что в последнее десятилетие отечественное законодательство об акционерных обществах и в сфере ценных бумаг формировалось под значительным влиянием англосаксонского права и, в особенности, практики его применения. В рамках данной правовой системы использование понятий, не имеющих легального определения, является вполне характерным. Так, к примеру, в законодательстве Англии о компаниях (Company Law), предметом регулирование которого является вопросы создания, деятельности, прекращения и т.п. юридических лиц, не содержится легального определения понятия компания. Причем это обстоятельство рассматривается английскими цивилистами с положительной стороны как проявление "большой гибкости" законодательства, способствующее их (компаний) адаптации изменяющимся условиям. Характерные черты компаний определяются целым рядом судебных решений. (См. об этом Петровичева Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. IX предисловия, 3 и далее). Кроме того, в силу вышеприведенных примеров судебной практики, английское право рассматривает корпорацию как более ёмкое понятие. Сравнение законодательства США и России приводит к выводу, что корпорация как форма хозяйственного общества для ведения предпринимательской деятельности отсутствует. Американская корпорация обладает целым рядом признаков, которые не знакомы, к примеру, акционерному обществу РФ. Подробнее об этом см. Батлер У.Э. Основные черты Российского открытого акционерного общества и американской корпорации. // Государство и право. 1998. № 7. С. 79-86. Резюмируя свое сравнительное исследование, автор пишет, что открытое акционерное общество не может быть признано корпорацией по законодательству штата Делавэр, поэтому "Есть две возможности для интегрирования корпораций … в систему российского права. Первый путь - адаптация российского открытого акционерного общества применительно к модели, принятой в Делавэре, и, возможно, изменение названия открытого акционерного общества на "корпорацию". Вторая возможность состоит во введении нового типа юридического лица - "корпорации". Там же С. 84. Поэтому сегодня корпорация используется в большей степени как родовое понятие по отношению к определенной разновидности организаций. Этим объясняется столь широкое использование (особенно в последнее время) термина корпоративный, в смысле "относящийся к какой-либо организации".

3. Корпорация - это объединенный капитал (в более узком значении - имущественный комплекс).

Если статус юридического лица является правовой основой для достижения стоящих перед организацией целей, то капитал корпорации - это материальная основа его деятельности. Вместе с тем, это не означает, что сообщества образуется для решения только таких задач, которые финансово не посильны одному человеку. Скорее, характер складывающихся в современном мире общественных отношений приводит к тому, что для решения сообществом даже самых элементарных задач необходимо консолидированное имущество.

Капитал корпорации образуется из имущественных вкладов ее участников путем их обособления и составляет экономическую сторону бытия корпорации. Характер вносимого имущества значения не имеет: это могут быть любые предметы, вещи, права, труд и т.п., т.е. все то, что имеет общепризнанную материальную ценность. Поэтому термин "имущество", в используемом нами контексте, имеет не узкое гражданско-правовое, а более широкое значение.

Таким образом, благодаря своему имущественному субстрату, сообщество выступает в качестве формы объединения капитала. По этой причине совершенно не правильно использовать корпорацию (и акционерное общество, как ее конкретную разновидность) в качестве способа разгосударствления государственной собственности. Не секрет, что значительная часть акционерных обществ, созданных в ходе приватизации в России, оказались, по сути, мертворожденными. Жизнеспособными оказались в основном только те компании, которые заведомо создавались на основе суперликвидного имущества (к примеру, корпорации топливно-энеретического комплекса). Сделанные нами выше выводы позволяют высказать одну из причин этого явления. Исторически, акционерное общество зародилось как форма объединения капитала, а не перераспределения уже сформированного имущественного комплекса. Таким образом, было подменено формообразующее начало акционерной формы - физическое лицо становилось акционером и получало право на управление имуществом предприятия, вкладывая лишь номинально (формально-юридически - с помощью ваучера, который лишь подтверждал долю в ранее созданном общественном продукте). Это стало одной из причин (пусть и не самой главной) фиаско приватизации в России (с точки зрения первоначально продекларированных задач, которые были перед ней поставлены). Такая авторская позиция находит свое косвенное в следующих высказываниях исследователй. "Вопреки классическому представлению об акционерном капитале как "складочном" в постсоветской России он образовывался в результате деления, раздробления собственности." (Мотылев А. Корпоративный сектор в экономике России (к выходу сотого номера "Журнала для акционеров") // Российский экономический журнал. 2000. № 8. С. 76.

Такая точка зрения находит свое подтверждение и в трудах некоторых исследователей. Так, С.С. Алексеев отмечает, что "… акционерные общества вообще по самой своей природе не могут быть способом приватизации…". Алексеев С.С. Собственность в акционерном обществе. / Проблемы гражданского права. М.: "Статут", 2003. с. 57.

Иные обычно признаваемые за корпорацией характерные особенности (цель деятельности, особенности внутренней структуры и т.п.) носят второстепенный характер, являясь следствием вышеуказанных признаков (выводятся из них), Родоначальник психологической школы права Л.И. Петражицкий, рассмотрел акционерное общество с точки зрения переживаний его акционеров по поводу прироста на сделанное ими имущественное вложение. Эти психоэмоциональные процессы рассматриваются автором в качестве основы акционерного механизма. По сути, эта теория "оптимистической надбавки" исследует психологическое начало корпорации (в данном случае акционерного общества - ее разновидности), которое является естественным следствием признания последней коллективом людей. (См. Петражицкий Л.И. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. Т.1. Об акционерном деле и типических ошибках при оценке шансов неизвестной прибыли. С.-Петербург, 1911. С. 307.) и могут быть использованы для характеристики лишь отдельных разновидностей корпораций, для отграничения их друг от друга. Так, мы не разделяем предложение некоторых авторов рассматривать в качестве признака корпорации "осуществление общественно-полезной деятельности" Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 138, 139. из-за крайней относительности понятия общественно полезный. В принципе, даже преступную деятельность можно признавать социально-полезной из-за того, что необходимость в противостояние ей мобилизует общество, делая его институты более сложными, тем самым, развивая общественное устройство (а может быть и внутренняя структура преступного сообщества будет воспринята как более передовая и прогрессивная). Двойственных характер человеческой деятельности проявляется и в иных, менее контрастных примерах (Например, деятельность организации по производству химических соединений социально полезна, поскольку позволяет удовлетворить общественную потребность в данном роде товаров, или вредна, поскольку отравляет среду человеческого обитания?). Мы подчеркивали, что и цель, в том числе и с исторической точки зрения, не может быть выделена как признак (и в силу разносторонности стоящих перед корпорацией целей, и в силу отсутствия бесцелевых человеческих союзов).

Выделенные направления к пониманию корпораций представляется возможным классифицировать в зависимости от того, что признается в качестве ее субстрата (лежащим в основе):

- корпорация в экономическом смысле есть капитал, имущественный комплекс.

- корпорация в юридическом смысле есть субъект права (юридическое лицо).

- корпорация в социологическом смысле - это форма социального общения (объединение, коллектив, союз людей).

Вполне логично с учетом изложенного (в особенности с исторической точки зрения), понимать корпорацию как объединение (коллектив, соединство, союз, ассоциация и т.п.) людей и имущества последних, являющееся субъектом права (юридическим лицом). Вместе с тем, такое определение следует признать не полным вследствие следующего.

Анализируя историю развития корпораций, мы обнаружили следующую закономерность: рост капитала корпораций приводил к снижению уровня участия участников в ее делах, и наоборот, сообщества, основанные на непосредственном, личном участие членов в их деятельности представляли собой довольно-таки слабый имущественный комплекс. Очень показателен в этом отношении приведенный нами выше пример по сравнению товариществ и акционерных компаний. Такая же закономерность проявляется при рассмотрении этих разновидностей корпораций и сегодня. Разумеется, мы подразумеваем средневзвешенные величины. Были, есть и будут такие товарищества, складочный капитал которых во много раз превышает консолидированное имущество некоторых хозяйственных обществ. Так, если ведение совместных дел в форме товарищества предполагает не только имущественный вклад в общее дело, но и, как правило, активное участие в решение его дел (с точки зрения деловой практики, это следует признать фактически обязанностью товарищества), то в акционерном обществе - акционер может вообще не принимать участия в делах общества (что большая часть, в особенности, так называемых, миноритарных акционеров и делает), доверив руководство профессиональным управленцам (менеджерам). Указанная закономерность имеет место быть и в формах, переходных от акционерного общества к товариществу, хоть и проявляется при этом не так явно. Таким образом, усиление имущественного начала корпорации приводит, как правило, к соответствующему угнетению личного, т.е. эти начала находятся в корпорации не просто в единстве, а в диалектическом единстве.

Под этим углом история корпораций выступает как результат поиска оптимальной формы человеческой организации, которая, обеспечив формирование необходимого капитала, позволила бы максимально использовать личные качества участника для реализации стоящих перед ней целей. Такой поиск, вполне естественным образом, приводит к большому количеству разновидностей сообществ (к примеру, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества и т.п.), которые можно классифицировать в зависимости от характера сочетания их личного и имущественного элементов. При таких обстоятельствах корпорация - это ничто иное, как баланс личного и имущественного начал человеческой общности. (Рис. 1)

Рис. 1

Корпорация - это свого рода ответ на вопрос: "Как объединить требуемый объем имущества и эффективно использовать при этом личные качества его обладателя?" В этом смысле это есть несбыточная мечта, химера, идея гармоничного сочетания элементов, стремящихся к вытеснению друг друга. Она не достижима как идеальное государство Платона, как "город солнца" Т. Кампанеллы, правовое или социальное государство. Но вместе с тем, стремление к этому идеалу позволяет создавать наиболее удачные коллективные образования для достижения с их помощью социально значимых (как для самого союза, так и для общества в целом) целей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.