на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретическое обоснование основ создания и деятельности потребительских обществ и их союзов
p align="left">Большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества -- райпо.

Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений -- это юнцентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества -- это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.

Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.

В зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.

Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании.

Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.

Причем максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.

Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек).

Структура органов управления и контроля потребительского общества

Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:

-- высший орган управления -- общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;

-- представительный орган управления -- совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;

-- исполнительный орган управления -- правление потребительского общества назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;

-- контрольный орган управления -- ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.

В потребительском обществе с кооперативными участками (т. е. в крупном потребительском обществе) органы управления следующие:

-- высший орган управления -- общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;

-- высший орган управления кооперативного участка -- собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в год;

-- представительный орган управления -- совет потребительского общества;

-- исполнительный орган управления -- правление потребительского общества;

-- контрольный орган управления -- ревизионная комиссия потребительского общества.

Структура органов управления и контроля потребительского союза

В каждом потребительском союзе (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются следующие органы управления:

-- высший орган управления -- общее собрание представителей потребительских обществ союза;

-- представительный орган управления -- совет союза и президиум совета союза;

-- исполнительный орган управления -- правление союза;

-- контрольный орган управления -- ревизионная комиссия союза.

Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления)

Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.

Структура органов управления потребительских обществ и их союзов представлена в прил. 1

Таким образом, можно назвать следующие характерные черты организационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированных хозяйствующих субъектов:

- свобода экономического выбора потребителя (открытое, доступное членство для всех);

- справедливое распределение дохода, это означает, что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровню пользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразная экономическая роль факторов производства.

Капиталы, которыми обладают кооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первом плане здесь находится человек труда и основное значение придается удовлетворению насущных потребностей людей.

В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.

Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений - это концентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ.

3. Экономические основы деятельности потребительской кооперации

Историческая ретроспектива и современные тенденции свидетельствуют, что в мировой практике взаимодействие экономических агентов происходит на основе сочетания рыночных и координационных механизмов. Причем, второе направление постоянно совершенствуется и углубляется под воздействием конъюнктуры рынка.

Кооперативные принципы экономической деятельности сглаживают противоречия между общественным характером труда и частным присвоением его результатов, интегрируя воедино механизмы собственности, управления и распределения доходов в кооперативах.

Эффективность кооперативной формы хозяйствования обеспечивается открытостью членства, добровольностью объединения, демократичностью при принятии решений, обязательным участием в хозяйственной деятельности, достижением совместных выгод для всех членов через приоритетность удовлетворения потребностей, пропорциональностью в распределении доходов, самостоятельностью в процессе деятельности, взаимовыгодностью при обмене результатами деятельности, содействием в повышении профессиональных знаний и активным участием в решении социально-экономических задач.

Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в том числе потребительских обществ и потребительских союзов, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность - это отношения по присвоению материальных благ (имущества).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.8-9 п.п.2) признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Прямое упоминание кооперативной собственности отсутствует. Конституция обладает верховенством над законами и иными правовыми актами независимо от их отраслевой принадлежности. Это означает, что законодательство должно исходить из конституционных положений и ей не противоречить. Поэтому выделение кооперации в обособленный сектор экономики предполагает и законное разрешение кооперативной формы собственности.

Кооперативная собственность - это система экономических отношений, возникающих между пайщиками, а также между пайщиками и потребительским обществом по поводу добровольного обобществления ими денежных взносов (паев), владения, пользования и распоряжения имущественным потенциалом потребительского общества в целях удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков, которые в основном являются сельскими жителями.

В системе потребительской кооперации объединяющей основой является собственность, функционирующая как особого рода консолидированная собственность, изначально образованная из паевых взносов. Первоначальный капитал потребительского общества - это сумма небольших частных капиталов пайщиков (членов потребительского общества), соответственно, и собственность носит частный характер.

Первоначально при образовании первых потребительских обществ имущество создавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось на основе экономического участия пайщиков. Потребительские общества за счет своих взносов создали потребительские союзы. Потребительские общества - члены союзов. Поэтому собственность потребительских обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской кооперации, по своей социально-экономической природе является частной коллективной собственностью.

Необходимо отметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации. Таким образом, собственность потребительской кооперации - это частная коллективная многосубъектная собственность.

После первого кругооборота капитала потребительского общества при распределении совокупного продукта и вновь созданной стоимости объект собственности делится на два уровня: производственное потребление и частное потребление, обеспечивающие кругооборот авансированного капитала и дохода.

Чистый доход, предназначенный на расщиренное воспроизводство (производственное потребление), аккумулируется в основном фонде, увеличивая неделимую часть капитала. Часть чистого дохода, предназначенная на личное потребление, выплачивается пайщикам в виде дивидендов (доходов) на капитал и не увеличивает паевой фонд (делимую часть собственности), уходит из сферы воспроизводственного процесса.

Таким образом, в воспроизводственном процессе кооперативная собственность делится на две составляющие: консолидированную совместную (неделимую) собственность и частную (делимую) собственность членов-пайщиков. Каждая из этих частей функционирует в процессах кругооборота капитала самостоятельно, имеет свои обособленные цели и средства реализации. В процессе кругооборота капитала происходит приращение только консолидированной собственности. В этом и заключается принципиатьное отличие кооперативной собственности от всех других форм собственности Данилова Л.И. Собственность потребительской кооперации: особенности формирования и владения. // Региои: экономика и социология.- 2008.- №2, С. 244--254..

Основной (неделимый) фонд, функционирующий как часть кооперативной собственности, принадлежит кооперативу в целом, является объектом коллективного пользования, причем это реализуется не за пределами, а внутри воспроизводственного процесса.

Потребительское общество создает новый субъект собственности - коллектив кооператива (но не коллектив работников, принятых на условиях найма) как юридическое лицо, организующее распределение доходов, полученных от использования коллективной собственности, и их потребление.

Согласно ст. 21.3 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» источниками формирования кооперативного имущества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительских обществ и созданных ими организаций и др.

Правомочие владения означает, что потребительское общество, накопив определенную массу имущественных ценностей, становится единственным обладателем этого имущества, оно по своему усмотрению направляет его на реализацию уставных целей.

Правомочие пользования - это возможность извлечения из имущества наибольшей пользы, получения максимального эффекта от финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей доходы, подлежащие распределению.

Правомочие распоряжения есть право потребительского общества определять конечную судьбу своего имущества. В соответствии со ст. 30.5 Закона о потребительской кооперации таким правом обладают пайщики, за исключением распоряжения неделимым фондом.

Особенности распределения прав собственности между субъектом собственности - потребительским обществом и членами кооператива можно представить в виде.

В отношениях собственности различают объект и субъект права собственности. Объект права собственности - это то имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырьё и другое имущество.

Субъект права собственности - это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив). В потребительской кооперации субъектами права собственности являются два вида организаций:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.