на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретическое обоснование основ создания и деятельности потребительских обществ и их союзов
p align="left">- потребительские общества;

- потребительские союзы.

Потребительские общества и потребительские союзы как полноправные собственники наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально-экономической деятельности. Поэтому каждое потребительское общество, и каждый союз потребительских обществ выступают как самостоятельный субъект права собственности и как самостоятельный субъект рыночной экономики (рис.1).

Потребительским обществам и их союзам как субъектам собственности принадлежат объекты собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда.

Рис.1. Состав кооперативного имущества по субъектам права распоряжения

Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочими имуществом являются объектами собственности потребительских обществ и потребительских союзов.

Как было отмечено выше, организационная структура кооперативной организации определяется ее двойной природой как социальной и экономической единицы: объединение группы людей и предприятий. Кроме того, она определяется и специфической кооперативной целью - осуществление экономических интересов членов кооператива. Основная цель создания кооперативного общества - это оказание содействия членам кооператива в экономических взаимоотношениях и деятельности. К таким услугам могут быть отнесены содействие в сбыте производимой членами кооператива продукции, обеспечение помещений для хранения, предоставление транспорта, представление интересов членов на уровне оптового сбыта или розничной продажи товаров, и т. д.

По этим причинам потребительские кооперативы не являются коммерческими организациями. Однако эффективно удовлетворять экономические интересы своих членов может только экономически мощная организация, являющаяся полноценным субъектом рыночных отношений. Поэтому правление кооператива должно обеспечить соответствующий баланс между экономической эффективностью самого кооператива, с одной стороны, и эффективностью осуществления экономических интересов членов, с другой.

Управление кооперативом должно осуществляться таким образом, чтобы его члены могли максимально удовлетворять свои экономические интересы без ущерба для финансовой стабильности кооператива. Хотя извлечение прибыли не стоит на первом месте в деятельности потребительской кооперации, реализовать свои цели потребительское общество способно лишь при условии доходности своей деятельности. В условиях товарно-денежных отношений цель извлечения прибыли кооперативом будет выступать средством достижения задач, определенных уставом кооператива. Отмеченный принцип эффективности и его отличие от доходности должен находить отражение в построении таких форм организации, которые позволяли бы эффективно осуществлять экономические интересы членов.

Всесторонне экономическую эффективность кооперации можно оценить лишь с помощью показателей, определяющих масштабы и темпы прироста производства в хозяйствах-участниках кооперации, а также эффективность использования земли, фондов и средств.

Одним из показателей эффективности деятельности потребительского кооператива должна выступать прибыль или превышение доходной части кооператива над расходной. С понятием «прибыль» сочетается представление о прибыли, получаемой за счет третьего лица - в производстве за счет рабочего, в торговле за счет продавцов и покупателей. Применение этого показателя в таком его значении возможно лишь для характеристики результатов производства в сельскохозяйственных производственных кооперативах, являющихся коммерческими организациями.

Для характеристики же деятельности потребительских кооперативов, которые являются некоммерческими организациями, и прибыли не создают, применять этот показатель в таком его значении нецелесообразно. В составе прибыли различают процент на капитал, вознаграждение за риск, предпринимательскую прибыль. Кооперация не в состоянии освободить своих членов от необходимости отчисления процента на капитал, но зато она в состоянии снизить риск в деятельности предприятия, путём объединения усилий через ответственность её членов.

Если риск в кооперативных предприятиях сокращается, и в соответствии с этим члены кооператива избавляются от значительной части платежа из него в пользу предпринимателя, то от платежа предпринимательской прибыли члены кооператива избавляются полностью, что вытекает из самой сущности потребительского кооператива. Поэтому, если говорят, что кооператив даёт прибыль, то это выражение употребляется по аналогии с коммерческим предприятием, но имеет совершенно другой смысл.

Кооперация, таким образом, устраняет экономические и коммерческие конфликты. Продукция потребительских кооперативов продается по той же цене, что и у коммерческого субъекта рынка, но разница между продажной ценой и ценой покупки у члена сбытового кооператива возвращается ему в виде дивиденда. В кооперативном предприятии, продающем товар только своим членам, прибыль приобретает совсем иное, нежели в коммерческом предприятии значение.

Вышесказанное касалось предоставления услуг потребительскими кооперативами своим членам. Согласно закону, не менее 50 % своих услуг кооператив обязан производить для своих членов. Следовательно, если 50 и менее процентов услуг кооператив оказывает сторонним заказчикам, то в данном случае кооператив имеет прибыль, которую он опять же должен распределить между пайщиками. То есть на определенных промежутках времени эта сумма все-таки может быть названа прибылью кооператива.

Таким образом, экономической основой социально-экономической деятельности потребительского общества как субъекта права собственности является его имущество (объект права собственности). В примерных уставах потребительского общества с кооперативными участками и без кооперативных участков записано: Основой экономической деятельности потребительского общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

Потребительское общество правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами своей собственности, т.е. воздействовать на имущество желаемым образом, управлять им. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

4. Пайщик - социальная основа потребительской кооперации

Пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, закрепил его основные права и обязанности. Это положение зафиксировано также в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.

Закон уделяет особое внимание правам пайщиков, стимулированию их роли в деятельности потребительской кооперации. Права и обязанности пайщиков фиксируются в уставах потребительских обществ Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации. - М.: Вита-Пресс, 2001. С.135..

Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками быть граждане, достигшие шестнадцати лет, и (или) юридические лица.

Пайщики имеют право:

- участвовать в деятельности общества и управлении им.

- избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности общества, устранении недостатков в работе его органов;

- приобретать (получать) преимущественно перед другими и товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства

- получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию в хозяйственной деятельности общества или паевому взносу в соответствии с решением общего собрания

- завещать, но наследству паевой взнос и кооперативные выплаты без передачи правомочий пайщика;

- пользоваться услугами общества, льготами, предусмотренными для пайщиков законом и уставом. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности общества;

- пользоваться объектами социального назначения на условиях определяемых органами управления общества;

- быть принятым в первоочередном порядке на работу в общество, при прочих равных условиях, в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в кадрах;

- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

- получать информацию от органов управления общества об их деятельности. Полученная информация не должна быть использован во вред обществу;

- обращаться к общему собранию общества с жалобами на не правомерные действия органов управления и контроля общества;

- обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества, затрагивающие их интересы;

- добровольно выйти из общества на основании письменном заявления, которое должно быть рассмотрено советом потребительского общества.

Общее собрание общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Феде рации.

Таким образом, пайщики, вступив в потребительское общество, приобретают и экономические, и социальные права, и права участия в деятельности потребительского общества.

Наряду с правами пайщики имеют ряд обязанностей:

- соблюдать устав общества, решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля, а также уставы союзов, членом которых является данное общество, решения органе управления и органов контроля этих союзов;

- выполнять обязательства перед обществом по участию в его хозяйственной деятельности, беречь собственность общества;

- оплатить в течение установленного собранием периода паевой взнос, в ином случае членство в обществе считается несостоявшимся.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случаях невыполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества, совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Пайщик - основа кооперативной организации и хозяин в потребительском обществе, поэтому реализация социальной миссии направлена, в первую очередь, на пайщиков. А поскольку пайщики и их семьи - это почти все сельское население, то можно сделать вывод, что потребкооперация практически защищает интересы всего сельского населения.

Государство непосредственно организует деятельность целого комплекса институтов публичной власти через формирование правовых механизмов ее осуществления. Система потребительской кооперации выполняет серьезный социальный заказ, обеспечивая удовлетворение потребностей миллиона пайщиков в товарах и услугах.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию преодоление бедности в стране рассматривается как государственная общенациональная задача, а социальная ответственность субъектов рыночной экономики как необходимое условие качественно нового экономического роста. Потребительская кооперация России, как народная некоммерческая организация, проявляет социальную инициативу и берет на себя социальную ответственность, а главное - реализует это в повседневной работе с людьми.

Развиваясь в соответствии со своими демократическими основами, потребительская кооперация представляет собой инструмент самоорганизации и духовно-нравственного объединения пайщиков, позволяющий реализовать богатый потенциал, заложенный в ее принципах деятельности и социальных идеях. Проводя образовательную, просветительскую и научно-практическую деятельность, вовлекая пайщиков в новый механизм управления, в развитие традиционных и новых видов деятельности, предоставляя возможность заработка в форме зарплаты или доходов от реализации выращенной продукции растениеводства, животноводства, сбора лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод - потребительская кооперация одновременно решает социальные, экономические и духовно-нравственные задачи.

Социальная миссия современной потребительской кооперации в России заключается в создании условий для решения социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе за счет развития как традиционных для нее отраслей (торговля, заготовки, переработка сельхозпродукции, бытовые услуги, кооперативная промышленность, подсобные хозяйства), так диверсифицированных видов деятельности (освоение новых производств, изменение организационных форм, расширение зон обслуживания, использование рыночных методов инвестиционной деятельности и др.) Сухова Л. Ф., Любенкова Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссии потребительской кооперации./ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №1. -С.102..

Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как:

· доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.