p align="left">В европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право. процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи. на Востоке право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности, происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества - государство 6. Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода. Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С.С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающую специальным аппаратом принуждения и придающую своим велением обязательную силу для населения всей страны. Выделяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти. - Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения. - Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу. - Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти. - Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде. - Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества. Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). 7. Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: -способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность); -способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность). Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций. 8. В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность. Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств. Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Маркс и Энгельс Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию. Совокупность родственных культур образует цивилизацию. А. Тойнби, Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации: локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.); особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.); современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур). Смысл современного взгляда на проблему заключается в том, что + и - моменты существуют у обоих подходв. Нужно взять всё + из обих и разработатаь новый, более грамотный подход. 9. Единство: - государство и право формируются на определённом этапе исторического развития в силу одних и тех же причин. - государство и право - инструмент управления делами общества - им свойственны одинаковые методы воздействия на поведение и деятельность граждан и организаций. Различия: - государство - организация публ. власти (гос. структуры состоят из профессиональных государственных служащих, которые осуществляют свою деятельность) государство это материальная структура, включающая чиновников, здания, транспорт, связь, оружие и др. - право - система правил поведения, норм, не материальная, а интеллектуально-волевое образование. Для разработки и принятия законов, юридических норм требуются значительные интеллектуальные усилия Государство - материальная структура, право - система юридических норм. - первичным элементом государства является государственный орган, государственная структура, наделённая властными полномочиями Первичным элементом права является юридическая норма - общеобязательная норма поведения, предоставляющая права и обязанности. Взаимодействие: - воздействие государства на право и влияние права на государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность. - государство органически связано с правом, принимает меры к реализации права - система органов - основное назначение реализации права Посредством права определяется структура государственных органов. Каждый орган действует на основании законодательных актов. Право определяет компетенцию государственных органов и должностных лиц. Право определяет основные направления деятельности государства. 10. под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением. Среди методов (способов воздействия на поведение людей) осуществления функций государства можно выделить такие как убеждение, принуждение, поощрение; централизованный, децентрализованный, рекомендательный, поощрительный методы и др. Внешние функции представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене. К ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др. Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др. Рассмотрим основные формы государственных функций. Правовые, которые подразделяются на следующие формы: правотворческую (правоустановительную); правоприменительную; правоохранительную. Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.). В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др. 11. Функции государства - главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач. По различным основаниям функции классифицируются на: постоянные, временные; основные и не основные; внутренние и внешние. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина; обеспечение правопорядка и общественной безопасности; экономическая; социально-культурная; налогообложение и др. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как: обеспечение обороны и безопасности страны; интеграции в мировую экономику; поддержание мирового порядка; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности; участие в охране окружающей природной среды и др. Основными формами осуществления функций государства являются: правовые, которые подразделяются на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную; организационные (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая и организационно-регламентирующая). Методами осуществления функций государства являются: убеждение; принуждение; поощрение и др. 12. Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие. Основными признаками механизма государства являются следующие: механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности; механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе; органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой; каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом; для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения. Структура: Глава Президент РФ, который призван осуществлять координацию между всеми ветвями государственной власти. Эти ветви: законодательная (Федеральное Собрание), исполнительная (Правительство, министерства, ведомства), судебная (Конституционный суд, Верховный, Высший Арбитражный) 13. Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|