на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теория государства и права
p align="left">В европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право.

процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи.

на Востоке право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности,

происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества - государство 6. Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С.С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающую специальным аппаратом принуждения и придающую своим велением обязательную силу для населения всей страны.

Выделяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти.

- Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения.

- Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу.

- Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти.

- Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде.

- Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества.

Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

7. Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода:

-способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность);

-способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность).

Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций.

8. В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры.

В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.

Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства.

Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.

Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства.

В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер.

Маркс и Энгельс

Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.

Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

А. Тойнби,

Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:

локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);

особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);

современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).

Смысл современного взгляда на проблему заключается в том, что + и - моменты существуют у обоих подходв.

Нужно взять всё + из обих и разработатаь новый, более грамотный подход.

9. Единство:

- государство и право формируются на определённом этапе исторического развития в силу одних и тех же причин.

- государство и право - инструмент управления делами общества

- им свойственны одинаковые методы воздействия на поведение и деятельность граждан и организаций.

Различия:

- государство - организация публ. власти (гос. структуры состоят из профессиональных государственных служащих, которые осуществляют свою деятельность) государство это материальная структура, включающая чиновников, здания, транспорт, связь, оружие и др.

- право - система правил поведения, норм, не материальная, а интеллектуально-волевое образование. Для разработки и принятия законов, юридических норм требуются значительные интеллектуальные усилия

Государство - материальная структура, право - система юридических норм.

- первичным элементом государства является государственный орган, государственная структура, наделённая властными полномочиями

Первичным элементом права является юридическая норма - общеобязательная норма поведения, предоставляющая права и обязанности.

Взаимодействие:

- воздействие государства на право и влияние права на государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.

- государство органически связано с правом, принимает меры к реализации права

- система органов - основное назначение реализации права

Посредством права определяется структура государственных органов. Каждый орган действует на основании законодательных актов.

Право определяет компетенцию государственных органов и должностных лиц.

Право определяет основные направления деятельности государства.

10. под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Среди методов (способов воздействия на поведение людей) осуществления функций государства можно выделить такие как убеждение, принуждение, поощрение; централизованный, децентрализованный, рекомендательный, поощрительный методы и др.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене. К ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.

Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др.

Рассмотрим основные формы государственных функций.

Правовые, которые подразделяются на следующие формы:

правотворческую (правоустановительную);

правоприменительную;

правоохранительную.

Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.).

В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др.

11. Функции государства - главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач.

По различным основаниям функции классифицируются на:

постоянные, временные;

основные и не основные;

внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

охрана прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение правопорядка и общественной безопасности;

экономическая;

социально-культурная;

налогообложение и др.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как:

обеспечение обороны и безопасности страны;

интеграции в мировую экономику;

поддержание мирового порядка;

внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности;

участие в охране окружающей природной среды и др.

Основными формами осуществления функций государства являются:

правовые, которые подразделяются на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную;

организационные (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая и организационно-регламентирующая).

Методами осуществления функций государства являются:

убеждение;

принуждение;

поощрение и др.

12. Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие. Основными признаками механизма государства являются следующие:

механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом;

для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.

Структура:

Глава Президент РФ, который призван осуществлять координацию между всеми ветвями государственной власти. Эти ветви: законодательная (Федеральное Собрание), исполнительная (Правительство, министерства, ведомства), судебная (Конституционный суд, Верховный, Высший Арбитражный)

13. Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.