p align="left">1. Совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом и международным терроризмом. 2. Создание там, где отсутствует, и совершенствование, если уже создана, внутригосударственной институционной основы борьбы с терроризмом и международным терроризмом. Приведение в соответствие с реальными и глобальными механизмами контроля над терроризмом и международным терроризмом. 3. Обеспечение полноценных юридических прав всем участникам (физическим и юридическим лицам, государству и иным субъектам международного права) процессов, связанных с контролем над терроризмом и международным терроризмом. 4. Сочетание секретности при проведении контр террористических акций и операций с обеспечением гласности органов уголовной юстиции при профилактике актов терроризма и международного терроризма. 5. Осуществление контроля в условиях национальной и международной законности. 6. Разработка и использование общих «^ специальных методов социальной профилактики террористических актов. Однако центральное место должны занимать специально-профессиональные методы. 7. Взаимодействие органов уголовной юстиции и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с актами терроризма и международного терроризма, связанными с организованной преступностью национального и международного масштаба. 8. Признание актов терроризма и международного терроризма уголовными деяниями в целях применения принципа aut dedere aut judicare. 9. Использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма и борьбе с ними достижений правовых, гуманитарных, а также естественных и технических наук, дипломатии. Антитеррористическая политика тесно связана со стратегией контроля над терроризмом и международным терроризмом. Национальная антитеррористическая политика должна определять стратегию контроля над терроризмом и международным терроризмом. Теория управления определяет стратегию как способы достижения целей Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология . с. 165. Стратегия национального (внутригосударственного) контроля над терроризмом и международным терроризмом, включает следующее: а) косвенную стратегию - меры, направленные на решение социально-политических, морально-нравственных, национальных общегосударственных проблем; б) прямую стратегию - решение кризисных и конфликтных ситуаций, потрясающих общество и государство; сокращение террористических актов; информационно - аналитическая работа среди «сложных» групп населения; организация помощи жертвам террористического акта; приведение в соответствие с террористической активностью системы органов, занимающихся, контролем над терроризмом и международным терроризмом, причем уделяя внимание (включая по финансовым вопросам) не только органам, предупреждающим акты терроризма и борющимся с ними, но и органам государства, определяющим понятия и соотношение между актами террора в стране, регионе, мире, а также определяющим истоки (причины) и условия, порождающие терроризм и международный терроризм. Таковы теоретические основы внутригосударственного контроля над терроризмом и международным терроризмом. Какое отражение они нашли в российских и зарубежных документах? Конституция, конституционные федеральные законы РФ дают общеполитические и правовые установки для контроля над терроризмом и международным терроризмом. Статья 1 Конституции гласит: Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления. В таком государстве человек является высшей ценностью, а признание (конституционно-правовое), соблюдение и защита его прав и свобод - обязанность государства. Защита человека от террористической активности и организация контроля над терроризмом и международным терроризмом - одна из основ политики Российского государства. В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2006 год) (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), указывается, что конституция заложила хороший фундамент для создания эффективной власти. Однако в контроле над терроризмом современные властные структуры, достигли пока немногого. Российская общегосударственная политическая платформа по борьбе с терроризмом и международным терроризмом содержится в Законе о борьбе с терроризмом 1998 года. Закон разрабатывался в течение двух лет с участием ученых и практиков, с заключениями по проекту, которые предоставлялись законодателями учеными, правоохранительными органами РФ. Закон о борьбе с терроризмом состоит из Преамбулы, восьми глав, включающих 29 статей. В Преамбуле говорится, что Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Основные принципы борьбы с терроризмом определены в ст. 2 указанного закона: 1. законность; 2. приоритет мер предупреждения терроризма; 3. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 4. сочетание гласных негласных методов борьбы с терроризмом; 5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; 6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций; 7. минимальные уступки террористу; 8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операцией. Таким образом, в Закон включены как принципы права, так и принципы, лежащие в основе функционирования всей системы органов, занимающихся контролем над терроризмом и международным терроризмом. Статья 3 Закона о борьбе с терроризмом посвящена понятийному аппарату, и здесь (в Законе) речь идет не о квалификации тех или иных террористических деяний, а именно о понятиях, связанных с осуществлением негативных явлений общественной жизни - терроризмом и международным терроризмом. Учитывая, что без указания в законе (уголовном) ни одно деяние не может быть признано преступлением, законодатель обращает внимание, что под преступлениями террористического характера он понимает соответствующие преступления, предусмотренные статьями 205-208, 277 и 360 УК РФ 1997 года. Статья 4 определяет параметры международного сотрудничества России в борьбе с терроризмом и международным терроризмом в интересах обеспечения безопасности граждан и общества России, а также государства в целом: «РФ в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом». В части 2 статьи 4 говорится:» РФ, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов РФ, однако наносят ущерб РФ, и в других случаях, предусмотренных международными договорами РФ». В законе содержится также перечень субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом: 1) Правительство РФ (основной субъект руководства борьбы с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами); 2) Федеральные органы исполнительной власти (участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции. 3) Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: - Федеральная служба безопасности РФ; - Министерство внутренних дел РФ; - Служба внешней разведки РФ; - Федеральная служба охраны РФ; - Министерство обороны РФ; - Федеральная пограничная служба РФ. 4) Другие Федеральные органы исполнительной власти; 5) Антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне. Глава III «Проведение контртеррористических операций» состоит из 7 статей (10-16), достаточно полно регламентирующих управление и руководство операций, определяющих силы и средства, выделяемые и задействованные в операции, а также регламентирующих правовой режим в районе проведения контртеррористической операции и взаимоотношения с прессой и общественностью. Значительное внимание Закон о борьбе с терроризмом уделяет защите (правовой и социальной) лиц, участвующих в борьбе с терроризмом и Международным терроризмом (гл.V). Этому вопросу уделено большое внимание, что вполне оправдано, ибо велик риск всех лиц преднамеренно или случайно оказавшихся в зоне террористической активности. Международная и национальная практика борьбы с терроризмом и международным терроризмом показала, что лица, участвующие в пресечении актов террора, могут успешно решать соответствующие вопросы, если уверены в правовой и социально-экономической защищенности своей и своих семей. В ст. 21 определяется: при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохранительным интересам, и далее говорится: военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством РФ. Таким образом. Закон о борьбе с терроризмом дает определенные правовые и социальные гарантии лицам, участвующим в борьбе с терроризмом. Глава VI посвящена регулированию вопросов ответственности за участие в террористической деятельности. Статья 23 гласит: лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, то есть согласно Уголовному кодексу 1997 года. Закон вводит понятие «ответственность» организации за террористическую деятельность (ст. 25). В случае признания организации террористической она подлежит ликвидации на основании решения суда. В пункте 2 этой же статьи идет речь о международной организации: в случае признания судом РФ международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами РФ, террористической, запрещается деятельность дайной организации на территории РФ; ее российское отделение (филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной международной организации, находящиеся на территории РФ, конфискуются и обращаются в доход государства. Таким образом, в Законе определяется административная, гражданско-правовая и политическая ответственность организации за террористическую деятельность. В целом, данный закон создает основу для организации борьбы с терроризмом и международным терроризмом. Вместе с тем он призван содействовать развитию иных форм контроля над этими явлениями социально-политической жизни: определению понятий и квалификации актов терроризма и международного терроризма, а также поиску истоков (причин) и условий, порождающих терроризм. Закон обеспечивает централизованные начала антитеррористической деятельности всех субъектов борьбы с терроризмом в масштабах РФ, ее субъектов, а также на международном уровне. Указание на отдельные меры борьбы с терроризмом содержатся также в Законе об обеспечении территориальной целостности РФ (1998 год). Указе Президента РФ «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 года, Постановлениях Правительства России, а также федеральных планах и программах борьбы с преступностью, в таких документах, как Концепция государственной национальной политики РФ, утвержденная 15 июня 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная 17 декабря 1997 года. Так, 7 декабря 1996 года Правительство РФ приняло постановление №1427 «О национальном плане РФ по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ». В этом Плане, имеющем значительное политическое, правовое и институционное значение для контроля над терроризмом и международным терроризмом, среди организационно-правовых вопросов предусматривается разработка международного соглашения о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, затрагивающими общие интересы и безопасность государств - участников СНГ, а также разработка модельного уставного кодекса о борьбе с терроризмом. Среди организационно-практических мероприятий План предусматривает изучение вопроса о создании единого межгосударственного банка данных о лицах, причастных к террористической деятельности, незаконным вооруженным формированиям. В первую очередь, это касается лидера преступной среды, организаторов и активных участников международных организованных преступных сообществ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|