на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Трудовые пенсии
p align="left">Далее, хотелось бы остановиться на новом опреде-лении пенсии по инвалидности, а точнее -- на усло-виях ее назначения. В соответствии с новым законом данный вид пенсии устанавливается при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II и III степени. Однако действующее законода-тельство, в частности Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также поло-жение «О порядке признания лица инвалидом», ут-вержденное Правительством, не содержат понятия степени ограничения способности к трудовой дея-тельности и предусматривают установление I, II и III групп инвалидности. После больших споров опреде-лились, что 2 года инвалидность будет устанавли-ваться по-прежнему, а с 2004 года -- по-новому, но понятие «степень ограничения способности к трудо-вой деятельности» осталось (степени ограничения трудоспособности привязаны к процентам утраты трудоспособности). Здесь также имеет место воз-можность для различного рода ущемления прав граждан, являющихся инвалидами.

Из страхового стажа новым законодательством исключены периоды обучения в училищах по под-готовке кадров, техникумах, ВУЗах, время отпуска до родов, период проживания супруга военнослужа-щего, проходящего службу в местностях, где супруг не мог трудиться по специальности.

Период ухода за ребенком до 1,5 года, а в общей сложности не более 3 лет, военная служба, период получения пособия по временной нетрудоспособно-сти или пособия по безработице и т.д. теперь будут засчитываться только в том случае, если этим перио-дам предшествовала : трудовая или иная деятель-ность, во время которой уплачивались страховые взносы. Из нестраховых периодов только два -- служ-ба в армии и уход за детьми -- будут оплачиваемыми.

Данный перечень не является исчерпывающим, особого внимания заслуживают содержащиеся в за-конах размеры пенсии и методики их определения. Данный вопрос является для пенсионного обеспе-чения ключевым, поскольку главным недостатком существующей пенсионной системы является на сегодня как раз недостаточный размер пенсий, по-лучаемых большинством пенсионеров.

С 2002 года изменен существующий порядок, и обязательные пенсионные платежи делятся на две равные части: одна из них по-прежнему будет име-новаться единым социальным налогом (до 14%, в среднем 13%), а другая часть (в том же размере) -- страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Первая часть зачисляется в федераль-ный бюджет и затем передается (не полностью, а лишь частично) в Пенсионный фонд, а вторая часть сразу зачисляется непосредственно в бюджет Пенсионного фонда.

Единый социальный налог в части, зачисляе-мой в федеральный бюджет, будет расходоваться не только на выплату базовой части трудовой пенсии и на повышение ее размера, но и на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на выплату пенсий военнослужащим, их семьям, социальных пенсий и других, выплата ко-торых осуществлялась за счет иных источников фе-дерального бюджета.

Другая часть пенсионных платежей пойдет в страховую часть, которая будет аккумулироваться на персональном счету гражданина и которая в ко-нечном итоге и составит основу для будущей его трудовой пенсии.

По ориентировочным расчетам, средняя страховая часть трудовой пенсии (около 670 руб.) пре-вышает среднюю часть базовой трудовой пенсии (около 450 руб.) примерно на 40%. Следовательно, для выплаты базовой части трудовых пенсий доста-точно социального налога в размере 8% заработка вместо 13%. Реальный объем средств, которые могут быть направлены на выплату текущих трудовых пенсий, сокращается, таким образом, с 26% фонда оплаты труда до 21% (в 2002 году это было примерно 95 млрд. руб.).

С начала 2002 года введены обязательные стра-ховые платежи на накопительную часть трудовой пенсии. Их размер 2% и 6 % (из 14%) для типичных налогоплательщиков при налоговой базе до 100 тыс. руб. в год (такую налоговую базу имеет подав-ляющее большинство застрахованных). При более высокой налоговой базе их размеры снижаются.

Платежи в размере 2% вносятся за застрахован-ных мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин 1957 по 1966 г. рождения. За всех застрахованных 1967 г. рождения и моложе размер этого платежа со-ставляет 6%. Все такие граждане после достижения пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) могут рассчитывать на полу-чение накопительной части трудовой пенсии сверх базовой и страховой ее частей. За тех застрахованных, которые старше, страховые взносы в накопительную часть не уплачиваются, и они, следовательно, не вправе претендовать на получение накопительной части трудовой пенсии (их трудовая пенсия равна сумме базовой и страховой частей трудовой пенсии).

Следует отметить, что накопительные пенсионные системы, существуют в ряде зарубежных стран, но не как обязательные, а как добровольные. Взаимоотношения в данной сфере строятся в рам-ках гражданско-правовых отношений.

Введенная в России накопительная система яв-ляется принудительной, что в корне противоречит принципам как гражданского права, так и права социального обеспечения.

В этой связи возникает ряд проблем, затрагивающих не только право социального обеспечения, но и ряд смежных отраслей.

Например, механизм наследования средств накопительной части пенсии не соответствует тому механизму, который прописан в Гражданском кодексе. Вместо четырех очередей наследования предусмотрены лишь первые две. При этом указанные средства фактически исключаются из состава наследства, и соответственно наследники 3-й и 4-й очередей лишаются права на эти средства, что противоречит опять-таки Конституции.

Наиболее проблемным с точки зрения влияния на смежные отрасли законодательства является законопроект «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации», принятый в первом чтении.

Само название законопроекта не соответствует его содержанию. По смыслу названия законопроект должен бы содержать нормы, определяющие механизм управления средствами государственного пенсионного обеспечения, т.е. определяющие источники формирования, регулирующие сбор, аккумуляцию, капитализацию, распределение указанных средств и т.п., однако на самом деле из 11 статей проекта лишь 2 посвящены вопросам управления средствами, а остальные так или иначе определяют организацию, полномочия и функции Пенсионного фонда Российской Федерации. Фактически законопроект является положением о Пенсионном фонде, которому придан статус федерального закона.

Законопроект предусматривает преобразование Фонда в некоммерческую организацию, а его территориальные органы получают самостоятельный статус в форме государственных учреждений. При этом в части статуса территориальных органов законопроект противоречит сам себе. В статье 1 говорится о том, что Фонд и его территориальные органы составляют централизованную единую систему, а в статье 2 -- что территориальные органы Фонда являются юридическими лицами, т.е. самостоятельными субъектами.

Предлагаемые указанным законопроектом меры по преобразованию Пенсионного фонда столь необычны, что потребовалось вместе с ним подготовить законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Фе-дерации в связи с принятием Федерального закона «Об управлении средствами государственного пен-сионного обеспечения (страхования)».

Под «некоторыми законодательными актами» понимаются Бюджетный кодекс, Закон «О государ-ственных пенсиях» и Закон «О некоммерческих организациях». При этом разработчики законопро-ектов не учли, что потребуется внесение изменений также в Гражданский кодекс, в части, касающейся правового регулирования создания некоммерчес-ких организаций, а заодно и в Конституцию Рос-сийской Федерации, в части, касающейся предме-тов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, участие которых в управлении пенси-онным обеспечением не предусмотрено, и возмож-ности передачи полномочий.

Таким образом, проводимая фактически Пра-вительством и Пенсионным фондом пенсионная реформа затрагивает не только профильное законо-дательство, но и правоотношения в сфере конститу-ционного, налогового, бюджетного и гражданскою права. Ради принятия этих законопроектов так или иначе изменяются основные, базовые, акты рос-сийской правовой системы, что неизбежно впос-ледствии повлечет ряд коллизий законодательства. Кроме того, создается опасный прецедент, ведь сле-дом за реформой Пенсионного фонда можно за-няться реформой фондов социального и медицинс-кого страхования, которая также потребует опреде-ленных изменений, которые, в свою очередь, повле-кут новые несоответствия, и т.д.

Считаем, что если бы не было такой спешки в принятии реформенных законов, если бы Прави-тельство и Президент были последовательны в про-ведении мер по реформированию пенсионной сис-темы, то можно было бы реально улучшить положе-ние пенсионеров.

Тема реформы пенсионной системы обсуждает-ся с 1994 года. Единственный основополагающий документ, в котором сформулирована цель пенси-онной реформы, -- Концепция реформы пенсион-ного обеспечения в Российской Федерации, одоб-ренная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 790, -- факти-чески отменена программой пенсионной реформы, одобренной постановлением Правительства от 20 мая 1998 года № 463 (с изменениями от 17 сентября 1999 г.), в которой цели реформы вообще не указа-ны. Следствием этого является несогласованность и противоречивость действий государственной влас-ти (в том числе и законодательной) в области пен-сионного обеспечения. В последние годы словом «реформа» обозначились самые разные действия власти, от существенного изменения общественных отношений до косметических реорганизаций орга-нов государственного управления.

Ведь суть любой реформы, в том числе и пенси-онной, заключается в том, что должно быть соответ-ствие целей, задач, программ, с одной стороны, И средств, ресурсов, форм и методов их реализации -- с другой, то есть реформа должна быть тщательно просчитана, продумана, сконструирована и должна приносить позитивные результаты. Эта реформа не принесет людям позитивных результатов, и расчеты не в пользу сегодняшних и будущих поколений.

Однако, поскольку данный законопроект об-суждался после принятия в первом чтении проек-тов, предложенных Президентом, по вполне понят-ным причинам он не получил поддержки среди большинства депутатов Государственной Думы и, хотя и с минимальным недобором в 9 голосов, не прошел в первом чтении.

Таким образом, на сегодняшний день пенсион-ная реформа осуществляется путем принятия зако-нов, не решающих основных проблем пенсионного обеспечения. А эти проблемы требуют комплексно-го подхода. Невозможно реформировать пенсион-ную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в и реальном секторе народного хозяйства.

Считаю, что при реформировании пенсионной системы должна быть четко сформулированная и принятая обществом цель реформы. Только исходя из такой цели могут быть поставлены и успешно ре-шены задачи пенсионной реформы.

Реформа не должна осуществляться за счет пен-сионеров и лиц предпенсионного возраста. Они ча-сто не имеют возможности защитить себя. Ущемле-ние их пенсионных прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.

Управление пенсионной системой должно ос-новываться на принципе четкого разделения власт-ных и экономических функций.

Изменение механизма финансирования пен-сий и пенсионной формулы должно быть следстви-ем изменения базовых предпосылок функциониро-вания пенсионной системы, обеспечивать справед-ливое исчисление пенсий и преследовать цель по-вышения устойчивости пенсионной системы в це-лом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость принятия Программы пенсионной реформы в Российской Федерации и определение ее приоритетов на период с 2001 по 2010 г. обусловлены изменением социально-экономических условий и особенно после финансового кри-зиса августа 1998 г.

Общим и безусловным требованием для любой пенсионной системы явля-ется вопрос создания государством правовых, организационных и экономических условии, обеспечивающих сохранение (согласно общественному договору) приоб-ретенных работниками прав на пенсию такого размера, который был бы приемле-мым как для их получателей, так и для плательщиков взносов.

Вызов, перед которым в настоящее время стоит Россия в области рефор-мирования пенсионной системы, заключается в необходимости создания принци-пиально иных институтов пенсионного обеспечения - призванных упразднить нище-ту (унижающую человеческое достоинство) и удовлетворяющих общество как по размерам пенсий, так и по механизмам их финансового обеспечения. Важно под-черкнуть, что формирование новой пенсионной системы призвано не только повы-сить уровень социальной защиты населения, но и восстановить уважение и дове-рие к государственным структурам власти, повысить социальное согласие в обще-стве, создать оптимальные пропорции в финансовых механизмах по самоответст-венности трудозанятых граждан и солидарной ответственности всех социальных субъектов (работодателей, работников и государства) за материальное обеспече-ние по старости, болезни.

Федеральный закон «О трудовых пенс-иях в Российской Федераций» содержит основные положения, выраженные в главах, позволяющих достаточно полно осветить основные правовые положения об установлении, исчислении и выплате трудовых пенсий в Российской Федерации. Этим Законом и другими пенсионными законами знаменуется коренная перестройка и коренное реформирование пенсионной системы в Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.