на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Трудовые пенсии
p align="left">Вместе с тем, несмотря на выраженные признаки пенси-онного страхования, закон фак-тически ограничивал макси-мальный размер пенсии вве-дением предельного отноше-ния среднемесячного заработ-ка будущего пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, тем самым снижая мотивационный эффект отражения высоких заработ-ков, не учитываемых (в силу ограничений по ИКП) при назначении пенсии.

Таким образом, начиная с 1998 года в единой пенсион-ной системе страны, стали применяться два самостоя-тельных порядка исчисления пенсии - с использованием ИКП и непосредственно из заработка. Возникла ситуация, при которой исчисление пен-сий производилось парал-лельно по "старому" и "новому" механизмам расчетов, что приводило к разбалансировке самой пенсионной систе-мы и ее финансового обес-печения в целом.

По расчетам специалистов в дальнейшем с ростом заработной платы дифференциа-ция пенсий должна была зна-чительно снизиться. Так, по про-гнозу, отношение распределе-ния численности пенсионеров по максимальному размеру получаемой пенсии с приме-нением ИКП за 10 лет (2001-2010 гг.) возрастает с 53 до 97%, т.е. максимальная пенсия фактически со временем пре-вращается для большинства пенсионеров в единую "плос-кую" пенсию. Кроме того, по-степенно ухудшающаяся де-мографическая ситуация в стране обостряет проблемы пенсионного обеспечения на перспективу. В настоящее время число лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и Пенси-онного фонда России, состав-ляет 38,5 млн. человек, или 26,5% от общей численности населения.

За последние восемь лет число пенсионеров увеличи-лось почти на 9%, в том числе получающих пенсии за выслу-гу лет - в 7 раз, социальные пенсии - в 2 раза и по инва-лидности вследствие общего заболевания - почти на 50 процентов. С 1998 года впер-вые в демографическом раз-витии России число людей пенсионного возраста начина-ет превышать численность де-тей и подростков в возрасте до 16 лет. В последующие 15 лет этот перевес увеличится в 1,7 раза.

В 1992 году на 1000 че-ловек трудоспособного возра-ста приходилось 343 пенсио-нера, в 2000 году - 350. Чис-ло пенсионеров растет, а чис-ленность занятых в обществен-ном производстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обес-печение. После 2007 года про-цесс старения населения ус-корится и может возникнуть дефицит средств пенсионной системы. Подобные выводы основываются на данных дол-госрочного социально-эконо-мического и демографическо-го прогноза развития страны. Так, к 2016 году количество людей пенсионного возраста на 1000 человек населения трудоспособного возраста уве-личится до 428 человек.

Высокий удельный вес пен-сионеров связан с относитель-но ранним выходом на пенсию по сравнению с общеустанов-ленным на 1,5-2 года и уве-личением контингента выходя-щих на пенсию по льготным основаниям.

Так, за период с 1992 по 1999 год при общем росте числа пенсионеров по старо-сти на 1,9% численность пен-сионеров по старости, вышед-ших на льготную пенсию, увеличилась на 24% и соста-вила 22,1% от общего числа пенсионеров (против 19,4% в 1992 г.).

Период уплаты обязатель-ных платежей на пенсионное обеспечение страхователем за своих работников, подпада-ющих под действие пенсион-ных льгот в связи с особыми условиями труда, как правило, короче, а предполагаемый пе-риод получения пенсий оказы-вается более длительным. Та-ким образом, лица, работающие в особых условиях труда, уплачивают значительно мень-шую сумму страховых взносов на каждый рубль получаемой пенсии, чем работники, не пользующиеся правом досроч-ного выхода на пенсию. Фак-тически оплота этой льготы возлагается на все работаю-щее население, что в услови-ях рыночной экономики пред-ставляется неоправданным и несправедливым.

Экономическим результа-том этой тенденции является сокращение финансовой базы поступления доходов пенсион-ной системы при одновременном увеличении расходов на выплату пенсий.

Действовавшая на протя-жении нескольких десятилетий пенсионная система являлась обременительной для общества и не во всем социально справедливой.

Она предусматривала ог-ромное количество льгот для отдельных категорий работни-ков, неадекватных их вкладу в формирование доходов ПФР и в то же время отвлекающих значительные финансовые ресурсы. Наряду с этим она не отражала в полной мере трудовой вклад большинства работающих в формирование своего будущего пенсионного содержания и никак его не сти-мулировала.

С принятием федеральных законов об обязательном пен-сионном страховании и о внесении дополнений и изме-нений в Налоговый кодекс из-менился и сам механизм фи-нансирования пенсионной системы. Введенный с 1 ян-варя 2001 года единый соци-альный налог и зачисляемый в государственные соци-альные внебюджетные фонды был рассчитан исключитель-но на распределительную со-лидарную пенсионную систе-му. Это связано с тем, что в соответствии с российским законодательством налогом является обязательный инди-видуально безвозмездный платеж. Применительно к пен-сионной системе это означа-ет, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог, по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фак-тически никак не будет зави-сеть от суммы взносов, упла-ченных за него в пенсионную систему.

Вместе с тем введение накопительной части трудовой пенсии по старости потребо-вало установления такой мо-дели пенсионных прав граж-дан, при которой учитываются денежные средства, уплачен-ные за конкретное застрахо-ванное лицо и предназначен-ные на выплату пенсий конк-ретному человеку. В этих ус-ловиях фактически единствен-ным вариантом придания пла-тежам на обязательное пен-сионное страхование статуса индивидуально возмездных применительно к конкретному застрахованному лицу остал-ся вариант с обособлением страховых взносов на пенси-онное страхование в рамках Налогового кодекса Российс-кой Федерации.

Принята и уже действует схема, по которой сумма еди-ного социального налога в ча-сти, касающейся зачисления в ПФР, разделяется на единый социальный налог, зачисляе-мый в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии, и на страховые взно-сы, зачисляемые в бюджет ПФР для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Ина-че говоря, сумма налога, под-лежащая уплате в федераль-ный бюджет, уменьшается на-логоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Законами предусмотрено, что обязательные платежи уп-лачиваются только налогопла-тельщиками (страхователями) за своих работников (застрахо-ванных). При этом совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не увеличивает-ся и остается на уровне пре-жней (28% от заработка ра-ботника для основной массы плательщиков).

Для страховой и накопи-тельной частей трудовой пенсии помимо регрессивной шка-лы базы для начисления стра-ховых взносов на каждого от-дельного работника вводится дифференцированная шкала тарифов, зависящих от возра-ста застрахованного лица.

Изменение ежегодного процентного отношения, прихо-дящегося на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии показано в таб-лице 1.1.(Приложение 1) Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы российской Федерации//Трудовое право.-2002.-№4.-с.40-47.

Страховые взносы, направ-ляемые на накопительную часть трудовой пенсии, не мо-гут быть израсходованы на выплату пенсий по текущим обязательствам, а предназна-чены на выплату пенсии конк-ретному застрахованному лицу, за которое они уплаче-ны. До выхода на пенсию ука-занного лица они будут инве-стироваться в порядке, который должен быть установлен фе-деральным законом.

Принципиально новым ша-гом в финансировании буду-щих пенсионных выплат явля-ется введение фиксированно-го платежа, являющегося по сво-ей природе разновидностью страховых взносов. Страхова-тели, к которым относятся ин-дивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые дру-гие профессии, приравненные к индивидуалам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксиро-ванного платежа.

Граждане России, работа-ющие за рубежом, вправе доб-ровольно вступать в правоот-ношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР. Ана-логично может поступить лю-бое физическое лицо, уплатив страховые взносы даже за другое физическое лицо. Фе-деральным законом опреде-лен максимальный размер фиксированного платежа в месяц - 3600 рублей. Мини-мальный же размер должен быть определен Налоговым кодексом и стать обязательным для уплаты.

С введением в действие с 1 января 2002 года четырех фе-деральных пенсионных законов можно констатировать, что пен-сионная реформа в Российской Федерации началась успешно. Более 10 млн. российских пен-сионеров в первых числах янва-ря текущего года получили ве-сомую прибавку к пенсии. В фев-рале практически всем 38,5 млн. пенсионерам были проиндекси-рованы пенсионные выплаты. Ра-ботающие пенсионеры приоб-рели возможность получать пен-сию в полном размере. Даль-нейшее принятие законов, пре-дусмотренных пенсионной ре-формой, позволит улучшить ма-териальное обеспечение рос-сийских граждан.

II.ВИДЫ, СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Виды трудовых пенсий

Подавляющее число пенсионеров (ны-нешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим За-коном предусмотрены трудовые пенсии:

- по старости;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1)базовой части;

2)страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2)страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения трудовой пенсии инва-лидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельнос-ти III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инва-лидам I, II и III групп.

Отсутствие в Законе трудовой пенсии за выслугу лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обес-печение. Но теперь такая пенсия имену-ется досрочной пенсией по старости.

Источники и составные части трудовой пенсии

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 ян-варя 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей -- базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы -- мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин -- 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии -- наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.